Комментарии читателей LiveJournal и газеты The New York Times к статье 'Государство и Церковь в России: Православие по-кремлевски?'.

Примечание редакции ИноСМИ: комментарии резидентов LiveJournal приведены в оригинальном варианте с сообщества The New York Times в ЖЖ, англоязычные комментарии даются в переводе ИноСМИ.

***

Продолжение. Первая часть

Sergeyhudiev: Относительно негативного отношения к протестантам я бы заметил, что средний чиновник не стремится утвердить Православие-Самодержавие-Народность, он вообще не руководствуется идеологией. Он руководствуется желанием избежать неприятностей. Религиозного образования у него нет, отличить людей безобидных от каких-нибудь опасных сектантов типа Секо Асахары он не может, поэтому на всякий случай выступает против всех. Не потому, что Кровавая Гебня ему спускает такие инструкции - а потому что он опасается, что если это окажутся какие-то очередные асахаровцы, а он не хочет отвечать за последствия. Аналогичными причинами вызвано и настороженное отношение простых граждан - из-за зловещей (и вполне заслуженной) репутации некоторых сект подозрение падает на все неизвестные и непонятные большинству людей религиозные группы. Это, конечно, весьма огорчительно - но наличия государственной политики, направленной на подавление свободы вероисповедания, еще не доказывает. Более того, у православных также возникают проблемы с местными (и даже центральными) властями.

Относительно 'превращения Православия в официальную религию' я бы сказал, что если смотреть по конкретным показателям - наличие религиозного образования в школах, наличие капелланов в армии, кафедр теологии в ВУЗах и т.д. Россия гораздо более секуляризованная страна, чем большинство стран Европы. Россия - одна из немногих стран (наряду с Китаем и Северной Кореей) в армии которой нет капелланов; одна из немногих стран Европы, где нет обучения религии в школах; похоже - поправьте меня, если я ошибаюсь - одна из немногих европейских стран, где нет кафедр теологии в ВУЗах. Мне не кажется, что все это свидетельствует о 'тесном союзе' между государством и Церковью.

В интернете легко обнаружить, что, например, по крайней мере некоторые американские мусульмане жалуются на несправедливое обращение со стороны властей США и враждебность со стороны своих протестантских соседей. Мы также с легкостью найдем в США примеры достаточно жесткой межконфессиональный и межрелигиозной полемики. Я подозреваю, что автор статьи счел бы грубым искажением реальности утверждения, что США придает протестантизму статус де-факто государственной религии или отказываются от принципа свободы вероисповедания. Скорее всего, он сказал бы, что случаи несправедливого обращения с мусульманами необходимо расследовать, а вот делать обобщающие выводы на тему 'протестантизм - орудие всесильного ЦРУ и американского исламофобского полицейского государства' было бы недобросовестно. Боюсь, однако, что подобные выводы с поспешностью делаются относительно моей страны. Я опасаюсь, что автор рассматривает ситуацию через фильтр уже сложившихся негативных стереотипов.

Ksanfik: В России так и не появились границы между Церковью и государством; в такой ситуации вообще трудно определять кто и в каком качестве действует. В статье замечено: по всей стране ФСБ ведет войну против свидетелей Иеговы. Так полковники ФСБ могут упражняться в тонкостях богословских вопросов, а свидетели Иеговы должны изобрести способ измерения своей лояльности. В этом - суть процессов.

Государство вмешивается в вопросы совести и индивидуальной свободы, но и Православная Церковь не видит в этом ничего негативного, потому что многие православные воспринимает Россию как Церковь, и не знают иной Церкви, кроме России - со всеми ее атрибутами - царями и президентами, флагами, мавзолеями, миллионами квадратных километров земель и миллионов километров колючей проволоки. Но такое исповедание не является христианством, это язычество с точки зрения христиан, вне зависимости от того, как оно само себя именует. Так оказывается, парадоксальным образом, что христиане В России все то же меньшинство, и что место христианского, церковного действия занимает действие государства - благотворящего, опекающего, надзирающего, воспитывающего... и пр. У такого государства всегда будет много защитников - верных и фанатичных.

Вспоминаю слова гетмана Замойского, который сказал в 16-м веке протестантам в Речи Посполитой: "Отдал бы полжизни за то, чтобы вы были с нами (католиками) и восстановили святое единство. Но если кто будет принуждать вас к этому - отдам за вашу свободу всю мою жизнь". Вот позиция истинного христианина и государственного деятеля. (Олег Бреский, 36, юрист, Беларусь)

Jesfor: К сожалению, в РФ протестантские церкви воспринимаются минимум - сектами, максимум - агентами западных (американских) спецслужб. Поэтому к ним соответствующее отношение. Несмотря на свою относительно юную историю, российские протестанты являются наиболее активной и динамично развивающейся деноминацией и религиозным объединением. Что не может не вызывать зависть и опаску у РПЦ. Уменьшение паствы в православной церкви, не только утрата влияния и авторитета, а также серьезные финансовые убытки, поскольку церковь настолько "коммерциализировалась", что библейская заповедь "Даром получили, даром давайте", давно потеряла свой смысл и актуальность. Следовательно, православные иерархи стремятся уменьшить и приостановить влияние протестантов. При чем, делают это выборочно. Деноминации пребывающие в "застое" и малочисленные (пресвитериане, англикане, лютеране), практически не задеваются со стороны РПЦ и государства. Наибольший удар приходится на евангельских христиан (баптисты, харизматы, пятидесятники).

Крупные православные функционеры в борьбе против "инославных" умело используют власть, которой в свою очередь оказывают "духовную" поддержку (т.е. в своих обращениях, выступлениях заявляют о богоизбранности и "христианской" сущности власть имущих России). Кремлю, в свою очередь, выгодно использовать РПЦ как эффективный пропагандистский инструмент. Вопрос только в том, что подобное сотрудничество пагубно влияет на само российское православие, окончательное дискредитируя себя и теряя Христову сущность.

С другой стороны, виноваты и сами протестанты, которые практически не имеют национальной, патриотической составляющей. На воскресных проповедях можно услышать о "богоизбранности" США, Израиля, но только не России. Все что касается родной страны, ее обычаев подвергается излишней насмешке, упреку и критике. Таким образом большинство российских протестантов - это люди "без рода и племени", для которых Россия не более чем страна временного земного пребывания.

Несмотря на постоянное давление, российский протестантизм не смог за 17 лет легального существования создать собственное лобби во власти, оставаясь крайне аполитичной средой. В этом плане им стоит взять пример с белорусских братьев и сестер, которые давно преодолели уровень "секты" и маргинального положения. Сейчас протестанты-белорусы - это лидеры оппозиционных движений, организаций, доверенные лица Милинкевича и Козулина, авангард в борьбе за белорусское национальное государство, ее историю, культуру, язык. Одним словом, они - авангард национального возрождения, белорусской Реконкисты.

Я уже не говорю об украинских, которые принимали активное участие в гражданском сопротивлении режиму Кучмы и фальсификациям на президентских выборах Януковича. Так, что стоит искать причину постоянных репрессий и давления в себе протестантам России, поскольку всякое бездействие настолько же пагубно, как и ксенофобская активность "православной общественности".

gartne_rin: Мы живем в России, и мы православные. А при чем здесь американские баптисты, адвентисты и всякие прочие? Мы к вам не лезем. Не надо и вам соваться к нам. Разумеется, этот комментарий не будет опубликован.

a_dora: Говорить о притеснении других церквей, как в начале статьи, о Методисткой церкви мне кажется неуместным в стране, где гарантируется свобода совести всех религий. Я учусь международном университете, и вижу это сама. Представители всех народов России открыто, кто хочет исповедует, что хочет. Единственное замечание. Да, в России не притесняются мировые религии, но базовая, - конечно православие. Это традиция и сущность российского государства, и я не вижу противоречия, в том, когда ее называют государственной. Это при том, что почти треть населения России - исповедует ислам. Еще я слышала такой постулат Православной церкви о католицизме: "Мы осуждаем католицизм, но любим братьев наших католиков". Попытки пригласить в Россию другие религии мне кажется, то же самое, что попытаться сделать это в Израиле.

green_temik: Хотелось бы отметить, что география распределения различных конфессий, начиная с католической, или протестантской церкви, заканчивая откровенными сектами (именно сектами в настоящем, не публицистском смысле этого слова) очень неоднородна. Так, в Центрально - европейской части преобладает РПЦ. Далее, за Уралом, достаточно широко представлены другие конфессии, и уже совсем на востоке, за Байкалом - можно встретить широкий спектр конфессий, порой течений уже откровенно сектантского толка.

С Моррис, Флорида (перевод ИноСМИ): Сто лет назад, на последнем курсе университета, я написал конкурсную работу о Русской православной церкви и государстве. В этой статье меня поразило то, что, как я и писал, репрессии коммунистов против Русской православной церкви - это не совсем плохо, потому что и у самой православной церкви долгая история репрессий, что и описывается в статье. История просто повторяется. Посмотрите, как они вели себя при царях. С царских времен ничего не изменилось - теперь, после распада Советского Союза Церковь вновь сотрудничает с государством, исключая и репрессируя всех 'инакомыслящих'. Слава Богу, мы живем в стране, которая понимает, почему отделение церкви от государства необходимо (ну, по крайней мере, последние 8 лет в теории, если не на практике).

sasha_saa: Как мне кажется, Церкви, в том числе и РПЦ, уже давно стали коммерческим институтом, а не институтом нравственного и духовного воспитания граждан. Слишком часто Церковь стала вмешиваться в дела государства. Слишком часто церковь действует в интересах чиновников и прежде всего, в своих интересах. Слишком много делишек, которые были совершены не в соответствии с заповедями, которые проповедует Церковь.

К тому же в церковь приходят люди, которые далеки от веры. Для них - это очередное место работы с полным обеспечением. Такое ощущение у меня пришло от просмотра новостей в СМИ, а также во время бесед с людьми, которые имеют прямое отношение к РПЦ. А возможно, я просто параноик, который зациклен на теории заговора...

ykateshov, США (перевод ИноСМИ): Российская религиозная, политическая и социальная нетерпимость хорошо известны. Советы после царей не делали ничего нового. По крайней мере, в политическом и социальном аспектах. Когда говорят о том, что протестанты и другие религии 'не должны' проповедовать в России, то это очередной пример российской моральной изоляции от цивилизованного мира. Лучшее, что русские могут сделать для мира - это закрыть свои двери и окна и вариться в собственном соку, что, надеюсь, наступит как можно скорее.

Kovzoe: Скажу еще раз - в эти секты вход - рубль, выход - два. Наша православная церковь никого не заставляет посещать Храмы, все - по доброй воле. У наших общих знакомых так сын пропал. Приехал американский проповедник, тот продал квартиру, уехал за ним. Ни родители, ни его девушка больше парня не видели.

Вместе с Православием мы сильны.

Boris86, Калгари (перевод ИноСМИ): Именно в этом смысл 'отделения церкви от государства', о котором говорится в нашей конституции. А не в том уродстве, которое создал несколько десятилетий назад Верховный Суд США.

p_alexey: Наиболее преследуемой в РФ религиозной группой являются не многочисленные протестантские деноминации, а православные, которые не признают законность РПЦ МП. Сюда относятся юрисдикции, ведущие происхождение от дореволюционной Российской греко-кафолической православной Церкви, называвшиеся в 20 веке Катакомбная Церковь и Русская православная Церковь заграницей. Например у РПАЦ (Российская православная автономная Церковь) отнимают храмы, отказывают в регистрации общин, возбуждают уголовные дела, чиновники агитируют против священства и т.п. и т.д. www.rpac.ru

Hyperboreus: Статья о религии в России. Затрагиваются "бедствия" протестантов. О буддизме, последователей которого, кстати, куда больше на территории РФ, ни слова. Далай-ламу не пущают. Эх, что за одиозность?

the_lb: По статье появилось несколько вопросов: 1. США очень дружит с Саудовской Аравией, не подскажите, как там положение у протестантских церквей? Напоминаю, что Аравия до Пророка была христианской! Кстати в арабском Ираке при Саддаме был вполне христианский министр - Тарик Азиз.

2. Как известно, христианство, в том числе иеговисты, - фашистская тоталитарная секта, основанная на ветхом завете, проповедующем богоизбранность одной нации и подразумевающая, что "все нехристиане будут гореть в аду", даже если в остальном они ведут самый праведный образ жизни, ибо первые 4 заповеди освящены ТОЛЬКО вере, а "не убий" - находится дальше. Более того, предшественница современных сектантов - католическая церковь веками ФИЗИЧЕСКИ уничтожала несогласных, нарушая заповедь "не убий". Так вот вопрос, почему до сих пор эта структура не запрещена, ведь насколько я понимаю, покаяния от нее не дождетесь!

3. Вообще, религия - опиум для народа, и во всем мире на полях веры кормятся козлища, цель которых стяжать себе земные богатства, а не вечную жизнь. Так вот для истинного христианина бог един и не имеет значения, в какой церкви свечи ставить, борьба же между церквями - это просто борьба между коммерческими организациями за рынки сбыта, и ничего странного в таких подходах нет. Тем более что большинство наших верующих - христиане условные, потов не держат, молитв не возносят, живут во блуде и сквернословии, в общем главное у них - иконка в ВАЗ-2109 (типа лучше ремня безопасности помогает).

Так что забирайте своих сектантов (а заодно - и наших попов прихватите). (Алексей Возжаев, 30, Санкт-Петербург, менеджер-консультант по проектам)

Mallow: Статья абсолютно искажает реальное положение дел в РФ. Моя тетка, живущая в Самаре, постоянно посещает баптистскую церковь. За последние несколько лет, насколько мне известно, ими было построено несколько помещений, причем под церковь было даже отдано старое здание кинотеатра. На местном телеканале существует передача, где протестантский пастор выступает с проповедями. Нельзя делать выводы, основываясь на положении дел в одном отдельно взятом районе. (Юлия Малашкович, 30, Москва, бухгалтер)

emmy_l: Государство, используя РПЦ МП, пытается превратить православие в новую государственную идеологию - такую же, какой раньше был коммунизм. Разумеется, получается только официальное лицемерие, фарисейство и мертвечина. У Якова Кротова я встретила замечательно подходящий для этого явления термин: 'православизм'.

Параллельно с этим существует обычное православие, как христианская конфессия: личная, живая вера людей. Чиновники и высшие иерархи РПЦ стараются сделать вид, что эти два православия - одно; но пропасть между ними видна любому, кто даст себе труд задуматься и присмотреться.

Чиновники на местах, в порядке обычного российского начальственного произвола и вольной трактовки законодательства, стараются кто во что горазд. Где-то творятся совершенно жуткие дела (например, школьников всего сельского района в обязательном порядке каждый день водят в церковь), а где-то существует относительно разумный порядок вещей.

Мой коллега принадлежит к одной из протестантских конфессий. Он говорит, что сейчас в нашем городе у протестантских церквей сложились хорошие отношения с властями. В общем-то, и неудивительно: нынешний губернатор нашей области - сын священника Александра Меня. Видимо, он подходит к вопросу сосуществования разных деноминаций как христианин, а не как чиновник. Эмма, город Иваново.

d_i_k_o_b_r_a_z: Во-первых, это не "государство вторглось в вопросы веры", а православную церковь впустили в государство.

Если государство помогает строить православные храмы, вводит в школы ОПК, призывает священников освящать спуск атомных подлодок и проводить молебны на выпуске курсантов военных училищ - это некая попытка искусственно заменить ушедшие в прошлое веру в коммунизм или просто в "светлое будущее" верой в бога. Некий вариант пресловутой "национальной идеи".

К тому же при выстроенной "вертикали власти", ограничении конкуренции в экономике и политике (а так куда проще контролировать происходящие в обществе процессы, без чего нынешняя власть не мыслит своего существования) захотелось ограничить конкуренцию и в борьбе за души и веру. Если в государстве предпочтение отдается госмонополиям и образуемым ГУПам (вопрос о поддержке близких к Кремлю олигархов - иная тема), то почему бы не поддержать монополию РПЦ? Еще и вопросы веры под контролем... А протестанты, баптисты, католики и пр. - это ж конкуренция. И еще - полная свобода всех сект - это не благо. Давать свободу изуверам, сатанистам, фанатикам и пр. - это обрекать страну и ее граждан на лишние и ненужные людские потери. От свободы "Свидетелям Иеговы" полшага до свободы Аум Синрике, а там недалеко и до ваххабитов. Спасибо, уже имели "удовольствие".

panchul: Я рекомендую материалы моего сайта http://kuraev.org (не путать с kuraev.ru), на котором собраны статьи о сотрудничестве РПЦ МП с КГБ, а также пропаганда РПЦ расизма и (вы не поверите) православного терроризма. Также я рекомендую книгу The Sword and the Shield: The Mitrokhin Archive and the Secret History of the KGB by Christopher Andrew and Vasili Mitrokhin

busidoremikle: Свидетели Иеговы только тут ни при чем. Зачем поминать антихристианскую бизнес-коалицию вместе с протестантами. А так, конечно, очень грустно, что представители церкви бросают тень на Церковь своими агрессивными действиями по отношению к другим религиям. И союз церкви с властью всегда был несколько двусмысленным, что сейчас, что 1000 лет назад. Но вряд ли католики в этом смысле лучше.

Далл, Манхэттен (перевод ИноСМИ): Свобода свободно говорить и выбирать религию - одно из основополагающих прав человека. Вмешательство государства в религию - путь к ненависти, иерархии и насилию. Свобода совести - центральный постулат христианского православия. Русская церковь должна говорить о мире. Религиозное рабство - путь к злобе как руководителей, так и граждан. Далл, Манхэттен

Вальтер Орловски, Сио, штат Нью-Йорк (перевод ИноСМИ): Отличная и своевременная статья, попробую заполнить кое-какие пробелы.

Необходимо отметить, что при коммунистах религия и священники были неотъемлемой частью системы контроля над населением, инструментом советизации народа. И эти священники-политики и сегодня притворяются духовными лидерами, а не посткоммунистами, старающимися сохранить хотя бы видимость коммунистической империи. В свете этого религия становится средством определения русского национализма и его целей, а также прикрытием для контроля над людьми после падения коммунистов. Алексей Второй не так давно сам показал свою политическую мотивацию и настоящую посткоммунистическую сущность, когда отказал Папе Иоанну Павлу Второму в возможности не только посетить Россию, но и обсудить с ним общие вопросы. В России большинство католиков (2-3 миллиона человек) - потомки либо поляков, либо украинцев, либо литовцев, поэтому его жест стал сигналом о том, что он до сих пор делает все, что ему велят бывшие аппаратчики из контрразведки КГБ, в руки которых наконец попала власть, олицетворяемая Путиным.

Все это говорит о том, что, хотя на смену марксизму в качестве идеологии посткоммунистического мира в России пришли русское православие и национализм, ультранационалистические цели остались теми же.

Дэйв Климан, Глен-Коув, штат Нью-Йорк (перевод ИноСМИ): Свобода вероисповедания. Отцы-основатели так жестоко за нее сражались! И я счастлив, что живу в стране, которая, по крайней мере, старается поддержать этот идеал.

ebanat_kaliya: Религия - опиум для народа (с). Но если уж кто-то не может без наркотика, то лучше пусть поддерживает отечественного производителя:)

Марк, Москва (перевод ИноСМИ): Нет особенно времени писать, поэтому просто скажу, что эта статья, как и многие статьи о России, предвзята до смешного. Также заметил бы, что большая часть всех 'американских' (то есть евангелическо-протестантских) религий в России смотрится просто дико. В детстве я сам ходил в одну протестантскую церковь в Америке, и она была настолько бездуховна, что, как только я переехал в Россию, сразу воспринял православную религиозную философию и в конце концов перешел в православие. Да, православие слишком тесно срастается с властью (кстати, критикуя при этом католическую церковь за то же самое), но главное - что статья начинается с прямого допущения, что 'американские' религии (как и американская демократия), ОБЯЗАТЕЛЬНО должны пустить корни в России, а если это не получается, что это проблема русских, а не 'Запада'. Кто не с нами, тот против нас - как это типично для американских журналистов и дипломатов:

fyodorrrrr: Хоть я сам и атеист, но, очевидно, тем дичее мне читать про такое. РПЦ избрало простую и эффективную методику наращивания своего могущества- вместо того, чтоб идти к людям, они пошли к власти. В самые трудные моменты РПЦ поддерживала и Ельцина, и Путина. За это с ней расплачивались имуществом, льготами, допуском к телевидению, в школу, в армию. Фактически РПЦ сейчас - министерство по делам духовности РФ. Другое дело, что истинное влияние РПЦ на массы не так велико, как об этом говорят по ТВ. И лучшее подтверждение моих слов - статистика посещения храмов на праздники (про воскресные дни я молчу).

Короче говоря, РПЦ сегодня - это не религиозная организация, а политико-идеологическое образование, тесно связанное с властью и использующее эту связь для усиления своего могущества. В общем, я мог бы много чего написать, но тут предлагают писать комментарии, а не статьи.

bp, штат Коннектикут (перевод ИноСМИ): Я родился и вырос в США, но всегда был русским и православным, поэтому сначала даже обрадовался, что наша церковь вообще упоминается в американской прессе. Я американец, и поэтому свято верю в то, что власть и церковь должны быть отделены друг от друга и не приемлю никакие преследования по религиозному признаку. К сожалению, в России православная церковь становится фактически государственной религией. И все равно в душе я радуюсь, что есть в мире страна, где 70 процентов людей православные.

Для многих американцев эта статья - единственное, что они узнают о православной церкви. Мне всю жизнь приходится объяснять, почему я праздную Пасху не тогда, когда она празднуется в западных церквях, и что это не 'греческая пасха', а восточная православная (и, кстати, будет она в это воскресенье, хотя в США никто даже и не думает учитывать это, и поэтому на этот день назначаются такие дела, которые они ни за что не стали бы делать в день западной Пасхи). Кроме того, мне часто приходится объяснять, что православие - это не просто очередная протестантская конфессия - многие думают, что если ты не католик, значит, ты обязательно должен быть протестантом. Формально в Америке нельзя никого дискриминировать по религиозному признаку, но меня всегда беспокоило, что о существовании православия вообще, не говоря уже о том, что есть страны, где оно является доминирующей религией, в Америке никто просто не вспоминает.

Лично меня влияние 'Правых христиан' (союз консервативных христианских церквей США - прим. перев.) на нашу власть и на все правительство Буша беспокоит не меньше, чем отношения между церковью и государством в России. Почему у нас это происходит, если мы называем себя страной религиозной свободы? Если мы действительно хотим быть примером религиозной свободы для других стран, давайте выполнять собственную конституцию, давайте создадим реальную свободу вероисповедания и вырвем власть из рук 'Правых'.

Бетти, США (перевод ИноСМИ): Если любая возрожденная христианская церковь хоть немного похожа на то, о чем написано в 'Деяниях', то она все равно будет расти. Если она не такая - то, значит, эта церковь не от Бога. В Китае есть возрожденные христианские церкви, которые успешно живут - только в моей церкви больше 7 тысяч прихожан! Никакая власть, даже российская, не может помешать Христу спасать людские души. На самом деле, я завидую возрожденным русским христианам: Господь посылает им Свое благословение, испытывая их веру преследованием властей. В Америке такого нет, если только вы не устраиваете секту, в которой у каждого должно быть по десять жен и по сто детей.

avatarakali: You have to be kidding! Какая интересная подборка картинок на заданную тему. С полным игнорированием фактов, этой теме противоречащих. Как, впрочем, и российских реалий. Кстати странно, что книга Кураева "Протестантам о Православии" не упоминается. С чего бы?

pevchaya_ptiza: Мрак, ужОЗ и инквизиция... Помимо вязкого текста и местами малограмотного перевода, по сути замечания у меня следующие:

1. Надо разделять Церковь как собрание верующих и РПЦ как политический орган, все теснее, увы, срастающийся с госструктурами. Голос официальных структур - еще не голос всей Церкви. Есть жизнь приходов, есть повседневная жизнь многонациональной и многоконфессиональной России.

2. Надо отделять котлеты от мух, т.е. нетрадиционные конфессии от опасных сект. Одна из основных проблем именно в том, что этот механизм разделения совершенно не отлажен ни в головах людей, ни в юридических процедурах, ни в политике власть предержащих. Вот и складывается ситуация, когда тоталитарные секты беспрепятственно собирают огромные залы, а баптистов гоняют отовсюду. Хотя из статьи я так поняла, что самая мозгоразрушающая секта должна иметь все права наряду с Православием?..

3. А еще, представьте себе, есть территория за пределами Садового кольца :))) Наш храм - на окраине Екатеринбурга, бок о бок с мечетью. Ни намека на конфликт за несколько лет. Среди моих подруг - баптистка и кришнаитка. Ни разу в жизни я не была свидетелем хоть какого-то конфликта на расовой или религиозной или национальной почве. Если какие-то козлы из числа высокопоставленных чинуш "поедают состояния вдов" и делят собственность, мотивируя это религиозными и прочими соображениями - вина на их головах. (Лариса Прудникова, 32, Екатеринбург)

Дебби, США (перевод ИноСМИ): 'Почему вы тогда так жестоко обращаетесь с бедными техасскими мормонами?', - спрашивает Николай из Москвы.

Николай, в своем посте Вы ставите все протестантские конфессии в категорию 'высокотребовательных религиозных групп, как ФЦСПД (FLDS, 'Фундаменталистская церковь Иисуса Христа Святых Последнего Дня', одна из консервативных мормонских церквей' - прим. перев.)'. По-моему, Вы не понимаете, как формировались и изменялись все эти группы.

Итак, многие широко распространенные протестантские конфессии, как и кальвинизм, сформировались в эпоху Реформации при Мартине Лютере. От них, в свою очередь, произошли баптисты, 'Церковь Христа', пресвитерианцы и остальные конфессии, не являющиеся 'высокотребовательными'.

А вот такие конфессии, как ФЦСПД, другие мормоны и 'Свидетели Иеговы', действительно попадают в категорию 'высокотребовательных', поскольку от своих адептов требуют послушания, верности и неукоснительного следования обетам, иногда весьма необычным. Они требуют от них соблюдать определенных образ жизни, и если человек не соблюдает какие-то из этих требований, то его не просто исключают из конфессии, но и иногда устраивают ему бойкот. У обычных протестантов все совершенно не так: можно свободно переходить из одной протестантской конфессии в другую, и никаких претензий ни у кого не возникает.

Что касается ФЦСПД, то это настоящая секта, 'высокотребовательная', к тому же нарушавшая законы, занимавшаяся истязанием детей и промывающая мозги своим членам. Так что никакие они не 'бедные'.

Хотя мормоны считаются исключительно американской конфессией, мне кажется, что это не совсем так: они очень похожи на немецких анабаптистов. Ранние анабаптистские структуры очень сильно напоминают первые мормонские; к тому же, и там, и там прослеживаются оттенки масонства. В регионе, где вырос основатель мормонской религии Джозеф Смит, как раз прослеживается анабаптистское влияние. Причем не надо путать анабаптистов с баптистами - они не имеют совершенно ничего общего.

У нас действительно нет взаимопонимания кое с какими религиозными группами, Николай. С этими, 'высокотребовательными'.

vasili, Лас-Вегас (перевод ИноСМИ): Я не понимаю, из-за чего сыр-бор. Если вас где-то не хотят видеть, отнеситесь к этому с уважением и уйдите. Мне нравится то, что делает русское православие. А то, что в Америке действует религиозная свобода, не означает, что ее надо насильственно навязывать повсюду. С праздником Пасхи!

magpie73: А чему удивляться? Победонсцева помните? Православие, самодержавие, народность" - и все вернулось на круги своя. Другое дело, что и "свидетели Иеговы" всякие не сильно лучше. Это у них просто господдержки нет, а если бы была... Это зло, но хотя бы привычное уже. (Ольга Сорокина, 34, Москва/Израиль)

aladyin: Проблемы пришлых церквей мало волнуют граждан России, потому-то власть и делает с ними все что угодно. А реальная проблема России и русских не в какой-то мифической свободе вероисповедания (я лично не вижу в России никакого давления на секты, что по моему мнению плохо), а в том, что руководство РПЦ уже давно работает на антирусское и антиправославное по своей сути государство, помогая властям превращать нас в стадо баранов, что должно радовать Запад (нельзя забывать и про курс на глобализацию наших властей), но вряд ли может понравиться настоящим русским патриотам. Потому странно, что Нью-Йорк Таймс критикует верных союзников. Не видят своего счастья?!

BrianNiblo, Филадельфия, Пенсильвания (перевод ИноСМИ): Степень значимости этого административного шага огромна. Путинская бюрократия делает то, что до нее столетиями делал тоталитарный царизм, стараясь усилить свой контроль над умами и сердцами людей. Такая власть может появиться только на основе ослепляющего догматического набора принципов, который в определенном смысле может быть даже более опасен, чем принципы раннего марксизма. На самом деле, марксизм пытался сломать структуру самодержавия, которая укрепилась за 300 лет правления династии Романовых, воцарившейся на российском троне между 1605 и 1610 годами после периода Смуты. Борис Годунов и череда "лжедмитриев" самого разного происхождения - от безымянного монаха до польского князя, сами пытались узаконить свои права на российский трон, заявляя, что они избраны Господом, но Православная Церковь наложила на них запрет, чтобы самой беспрепятственно править умами и сердцами людей. Это не просто возврат к национализму от времен помазанников божьих, это падение во времена первобытной Руси, и совершается оно чертовски быстро.

immortalist: В России, кто смачнее зад власти поцелует, тот и будет с помощью этой власти гнобить своих конкурентов. Если успеют протестанты, будут страдать православные и другие конфессии, если православные, то страдают все остальные. Только мало это касается жизни русского народа, вера у нас номинальная, а по сути, ни во что мы не верим.

anton_shaitan: Лично я верю в Бога, но он мне не докладывается, чей он Бог - баптистов ли, православных, или диких племен мумба-юмба. Все эти игры с религией (и с нашей, и с вашей стороны) я воспринимаю исключительно как культурный, социальный и политический процесс. А с этих позиций я скорее предпочту православие, по ряду причин (в основном эстетических). Я не считаю, что церковь, которая считает нормальной практикой доставать людей на улицах и в домах навязчивой пропагандой своих взглядов, достойна моего уважения. Человек приходит в храм, а не храм навязывается человеку. А по поводу репрессий/ограничений - в Курске, откуда я родом, баптисты и католики себя вполне комфортно чувствуют. Про остальных не знаю - не сталкивался (Антон, 22, Москва)

zmeyonysh: Dсе сказанное очень субъективно, но я полностью согласен, "что власть должна заботиться о защите духовного благополучия общества". (Егор Луданов, 30, Санкт-Петербург)

berhin: Статья потрясающе глупая (Володя Берхин, 26, администратор вэб-сайта о Русском Православии)

kuznetsov, США (перевод ИноСМИ): Писать, что Русскую Православную Церковь подвергали постоянным гонениям при коммунизме, довольно наивно. Это не совсем так. Кремль и церковь на протяжении десятилетий поддерживали отношения некоего симбиоза. "Некоторых" людей действительно преследовали - но это были люди не из основного церковного направления, не из "мейнстрима", либо это были люди недостаточно послушные. Однако церковь как институт всегда находилась под пятой у властей, как это происходит сейчас. Сегодня церковь еще более отвратительна. Вы только посмотрите на лица ее руководителей: Ладно, довольно.

wmvoge, Корона дель Мар, Калифорния (перевод ИноСМИ): Небольшой комментарий по поводу ссылки на мормонов, живущих в полигамных поселениях в Техасе, которую сделал один из читателей. Эти люди из Техаса называют себя мормонами-фундаменталистами, но они не являются членами Церкви Иисуса Христа святых последних дней, или церкви мормонов. Прежде всего, церковь мормонов, центр которой находится в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, выступает против многоженства в любой форме.

Церковь мормонов, которая, кстати сказать, не является ни протестантской церковью, ни сектой, вот уже несколько лет на законных основаниях действует в России - и она поддерживает традиционные христианские ценности в этой стране. Мормонская церковь претендует на то, что является восстановленной Церковью Иисуса Христа и имеет организацию, схожую с апостольскими временами Нового Завета. Кроме того, мормонская церковь с уважением относится ко всем людям, независимо от того, верующие они или нет. Мормоны во всем мире известны своим милосердием и благотворительностью по отношению к тем, кто не принадлежит к их вере. Одна из особенностей мормонской церкви заключается в том, что она поддерживает власти тех стран, где живут ее последователи, и живет в мире с соседями.

Некоторые авторы, говоря о религиозной жизни, объединяют Россию и Украину. На Украине обстановка со свободой религии несколько отличается, не только потому что она находится под защитой конституции, но и по причине значительно большего религиозного разнообразия. Кроме двух крупных православных церквей там очень много последователей греко-католической церкви, там десятилетиями активно действуют многие традиционные протестантские церкви.

ut3rdgen, Техас (перевод ИноСМИ): В ответ на пост Tirl о "преследовании мормонов в Техасе". Десятилетиями власти игнорировали вопиющие нарушения закона, которые совершала отколовшаяся ветвь (Фундаментальная церковь святых последних дней) мормонской церкви. И только когда появились сообщения о растлении детей, власти пошли на применение правовых санкций за нарушение закона, который должен соблюдать каждый американец.

Неужели вы не согласны с тем, что американское общество поступает неправильно (так в тексте - прим. перев.), забирая детей из семей, которые заставляют их заниматься сексом и вступать в брак с мужчинами вдвое или втрое старше себя? Из семей, которые поддерживают насилие и растление женщин и детей? Мормоны-фундаменталисты могут свободно верить во что хотят, но они не получат разрешения на нарушение законов во имя религии. В отличие от России, в Соединенных Штатах нет "особого" отношения НИ К КАКОЙ религии.

Jim, Мэриленд (перевод ИноСМИ): Будучи американским студентом в Москве в 1991 году, я посещал как баптистские, так и православные службы. Там были баптисты в третьем поколении, и они вполне нормально жили со своими православными соседями. Я также ходил на службу в Московский государственный универси