Бескомпромиссно брутальный, жестокий и довольно смешной научно-фантастический боевик 'Новая Земля', похоже, установит новый рекорд для российского бокс-офиса в конце августа, когда фильм назначен к выходу в прокат. Эта по российским меркам высокобюджетная (как утверждается, более 12 млн.) картина рассказывает историю группы уголовников-заключенных, высланных на отдаленный северный остров, где им придется выживать, воюя друг с другом за средства к существованию. Представьте себе своеобразный микс сюжетов 'Королевской битвы' и 'Побега из Нью-Йорка', действие которых происходит в ГУЛАГе. Такой русский мейнстрим как правило не имеет большого успеха за рубежом, хотя некоторые фестивали и дистрибьюторы-авантюристы вполне могут отправить свои корабли к берегам Новой Земли.

2013 год, тюрьма в России, заключенному Ивану Жилину (Константин Лавроненко, звезда картин Андрея Звягинцева 'Возвращение' и 'Изгнание') предложен выбор: провести пожизненный срок в тюрьме или согласиться на высылку в удаленный арктический регион Новая Земля, где ему придется драться за свое право на кусок хлеба (продовольствие будет предоставлено в избытке) и место под солнцем с еще 200-ми заключенными.

Жилин, отбывающий срок за убийство 22 человек (почему убил - так и остается неясным), соглашается на высылку. Всю группу заключенных погружают на корабль, в трюме которого презентуются характеры персонажей и где клаустрофобические условия вызывают множественные жестокие стычки между зеками. Жилин делит нары с комическим психопатом Николаем (Андрей Феськов), который впоследствии станет его преданным союзником.

Ситуация усугубляется, когда люди оказываются на берегу, и формируются группировки. (Фильм нагло использует русское национальное чувство в кровавой сцене свержения чеченцев). Запасы продовольствия вскоре оказываются съеденными леммингами, еды не хватает. Не проходит много времени, как человек-гора по кличке Обезьян (Павел Сборщиков) и преданные ему люди строят собственную тюрьму и поедают тех, кого сами туда заключили.

Жилин выживает в одиночку, охотясь на птиц и рыбу. К нему присоединяется Николай. Когда они обнаруживают средство для побега, то понимают, что придется идти в общий лагерь за помощью, хотя бы и с риском быть съеденными на ужин.

Жестокость достигает апогея в финальных кадрах, когда на место пребывает еще один транспорт с заключенными - на сей раз из Северной Америки. Они одеты в оранжевые робы тюрьмы Гуантанамо, что добавляет современную ноту в эту историю. В целом картина рисует зловещий, в стиле 'Повелителя мух', портрет человечества, не оставляющий надежды сторонникам судебной реформы.

'Новая Земля' - внушительный дебют Александра Мельника, в прошлом журналиста, документалиста и продюсера (он один из учредителей Продюсерского Центра 'Андреевский Флаг', который выпустил фильм 'Монгол'). Сложный сценарий Арифа Алиева ('Монгол', 'Кавказский пленник') мог бы превратиться в хаос в других руках, но Мельник с ловкостью настоящего профессионала развивает все сюжетные линии и следит, чтобы характеры читались, и они - таки читаются, несмотря на то, что все герои весь фильм ходят в одной и той же одинаковой одежде. Даже географическое положение поселения и самого острова не вызывает сомнений, благодаря грамотному монтажу и работе оператора, хотя картина могла бы быть и покороче.

Помимо Лавроненко, который похоже моделировал свой образ как молодой Клинт Иствуд, остальные российские актеры показывают серьезную работу, хотя иногда и переигрывают. Хуже выглядят те, кто играет администрацию, управляющую островом, особенно когда неуклюже произносят свой текст на английском языке.

Фильм Novaya Zemlya, 2008

_______________________________________

Голливуд по-русски: кино как реклама государства ("The Wall Street Journal", США)

Фильм "12" изучает российский суд присяжных ("The Washington Post", США)

Русские идут! ("The Guardian", Великобритания)

Пленка российской реальности ("Time", США)

Анна Лабушевска: Чему учит российское кино 'на заказ'? ("Tygodnik Powszechny", Польша)