19 мая в парижском суде состоялись слушания по иску Лолы Каримовой, которая обвиняет наше издание, Rue89, в клевете. Дочь президента Узбекистана Ислама Каримова недовольна тем, что мы назвали ее с сестрой «дочерями диктатора». Таким образом, Rue89 нужно доказать в суде, что ее страна действительно является диктатурой.
Для начала докажем это нашим читателям, рассказав о нескольких ключевых особенностях этого режима.
С момента распада СССР Узбекистаном бессменно руководит Ислам Абдуганиевич Каримов, которого постоянно переизбирали на эту должность с результатом от 88,1% до 100%. Его среднеазиатская республика с населением в 28 миллионов жителей, которая занимает приблизительно такую же территорию, что и Испания, располагает большими запасами природного газа, нефти и других природных ресурсов. Узбекистан также является одним из основных производителей хлопка в мире и обладает целым рядом жемчужин общечеловеческого наследия, таких как, например, Самарканд.
Все окружающие республику страны имеют в своем названии суффикс «стан» и населены казахами, туркменами, афганцами, киргизами и таджиками. Худшей диктатурой, чем Узбекистан, здесь является только Туркмения. По крайней мере, так считают журналы Foreign Policy или Newsweek в своем последнем рейтинге деспотов: Каримов оказался на девятом месте в десятке главных диктаторов планеты по соседству с расположившимся на восьмой ступеньке Гурбангулы Бердымухамедовым. По мнению Foreign Policy, Каримов должен занять седьмую строчку.
Каримов заживо варил людей
Среди множества замечательных качеств, которые приписывает Каримову американский новостной журнал, отметим обвинения в том, что он до смерти пытал людей кипятком. Самое страшное из вменяемых ему преступлений - это приказ о расстреле нескольких сотен мирных манифестантов в Андижане 13 мая 2005 года.
Точное число погибших нам до сиз пор не известно, но вероятно речь идет приблизительно о тысяче человек. После этих событий Европейский Союз объявил эмбарго на поставки оружия в Узбекистан, так как режим не согласился на независимое расследование трагедии в Андижане.
В 2009 году это эмбарго было снято под предлогом «позитивных изменений», хотя какого-либо независимого расследования так и не было проведено. По мнению живущего во Франции узбекского политолога Камолиддина Раббимова, ЕС оказался меж двух огней: «Инициатива ЕС так и не нашла поддержки в США. Поддерживающие Узбекистан Россия и Китай также оказали заметное влияние. Кроме того, росла необходимость сделать что-нибудь в Афганистане... Евросоюз оказался в ловушке».
Режим уничтожает население, ЕС снимает санкции
С тех пор как режим Каримова упростил доступ коалиционных сил на территорию Афганистана, его отношения с Западом полностью нормализовались. Саша Кулаева из Международной федерации за права человека (FIDH) считает, что, сняв санкции, ЕС «отправил очень мощный сигнал о безнаказанности» в сторону Ташкента.
13 мая 2005 года в Андижане находилась журналистка ВВС. В снятом ей фильме она рассказывает, что жители, которые протестовали против ареста нескольких пользующих поддержкой среди населения предпринимателей, были настроены совершенно мирно: они устроили неподвижную и молчаливую акцию протеста. Первую в истории Узбекистана.
Однако всем тем, кто пытается выступить против власти Каримова, в Узбекистане затыкают рот. Выступающая на судебном процессе как свидетель Rue89 журналистка Мутабар Таджибаева узнала это на собственном горьком опыте. До того, как оказаться на свободе из-за давления международного сообщества, она прошла через настоящий ад: ее посадили за решетку, пытали, насиловали, и даже затем провели операцию, чтобы скрыть следы насилия. В 2008 году она получила премию Мартина Энналса, которая считается чем-то вроде Нобелевской премии в сфере прав человека.
Семь лет тюрьмы за борьбу со СПИДом
«Я не единственная жертва пыток авторитарного узбекского режима, таких людей тысячи», - рассказала она радиостанции RFI. По словам Саши Кулаевой из FIDH, в настоящий момент узбекская диктатура держит в заключении еще 16 правозащитников: «Мы сомневаемся, что им удастся выбраться оттуда живыми из-за условий их заключения, ежедневных пыток [...]. Ситуация ухудшается».
Чтобы оказаться за решеткой, достаточно даже просто бороться со СПИДом: в 2010 году 28-летний Максим Попов получил семь лет тюрьмы из-за того, что распространял брошюры, которые противоречили «моральным устоям узбекского общества». В то же время Узбекистан демонстрирует одни из самых высоких показателей роста числа ВИЧ-инфицированных во всем мире...
Узбекский режим знаменит не только своими репрессиями, но и коррупцией: в отчете Transparency International за 2010 год он оказался на четвертом месте в списке самых коррумпированных стран, на одном уровне с Туркменийе и Суданом.
Гульнара и Лола Каримовы, достойные дочери своего отца
После 21 года у руля страны состояние Ислама Каримова достигло, по оценкам Newsweek, 60 миллионов долларов. Его дочери Гульнара и Лола являются послами Узбекистана: старшая - в ООН и Испании, младшая - в ЮНЕСКО и Франции. Как следует из расследования швейцарской газеты L'Hebdo, на родине они ведут себя как настоящие хищницы и грабят местных предпринимателей, чтобы затем вывезти миллионы долларов за границу.
Обе президентские дочки считают друг друга соперницами, причем это соперничество иногда приобретает не самые приятные формы. Младшая Лола, та, что подала в иск на Rue89, ведет себя скорее как подражательница Пэрис Хилтон, нежели дипломат. Как стало известно из опубликованной WikiLeaks американской дипломатической переписки, в 2004 году она чуть ли не каждый день до утра сидела в одном из ночных клубов Ташкента.
Сам факт того, что она решила преследовать Rue89 в суде, свидетельствует о ее слабом политическом чутье. Дело в том, что процесс наносит серьезный ущерб политическому имиджу режима ее отца: 8 мая британская газета Daily Telegraph опубликовала статью с заголовком «Французский суд установит, является ли президент Узбекистана «диктатором».
Так как же объяснить столь неловкий шаг со стороны папиной дочки, которая скорее должна была бы «обелять» имидж своей страны на Западе?
Политолог Камолиддин Раббинов не скрывает улыбки: «Мне кажется, что это личная инициатива Лолы. Я хорошо знаю этот режим и наблюдаю за ним уже давно. Сам Каримов никогда бы не отдал такого приказа, так как ему слишком хорошо известно, чем все закончится: позором. Его, должно быть, беспокоит этот процесс, потому что привлекает ненужное внимание к его режиму».