Индонезия приняла решение закупить у России еще шесть реактивных истребителей Су-30. В авиационном парке ВВС Индонезии уже присутствуют десять Су-27 и Су-30, но государство хочет увеличить число этих современных самолетов до 16 и составить из них единую эскадрилью. Российские истребители хоть и дороги, зато современны и выглядят великолепно. Кроме того, содержание их обходится относительно дешево. Однако, чтобы научить своих пилотов летать на Су-30, Индонезия, в целях экономии, обратилась за помощью к Китаю. Россия этим недовольна, и опасается, что Китай попытается продать свои нелегальные (по заявлениям России) копии Су-27 (Shenyang J-11) таким странам, как Индонезия. Россия пригрозила судебными тяжбами, если это все-таки случится. На данный момент Китай произвел более 120 самолетов J-11.

Соседняя Малайзия отказалась от своих MiG-29, так как они чрезмерно дороги в обслуживании. И это проблема не только российских самолетов. В прошлом году Катар предложил Индонезии десять французских реактивных истребителей Mirage 2000, но Индонезия от такого подарка отказалась. Проблема заключалась в высоких затратах на обслуживание самолета. Еще одна проблема состояла в том, что Индонезии, прими она подарок, пришлось бы создавать для Mirage отдельную линию техобслуживания. В настоящее время Индонезия переходит с американских истребителей (десять F-16 и 16 F-5) на российские Су-27 и Су-30. А денег на обслуживание десяти истребителей Mirage в бюджете индонезийских ВВС просто-напросто нет.

33-тонный Су-30 похож на американский F-15, но затраты на обслуживание российского истребителя меньше, чем на треть. Этот самолет, разработанный незадолго до окончания холодной войны, является одним из лучших истребителей, когда-либо созданных в России. Правительство помогало поддерживать проект по его усовершенствованию на протяжении 1990-х, и даже выделило деньги на разработку улучшенной версии оригинального Су-27, которая получила название Су-30. Этот самолет оказался просто замечательным, и ныне является главной моделью в производстве. На сегодняшний день имеется несколько модификаций и усовершенствованных версий Су-30. Общее количество Су-27 не превысило 700 штук — они были произведены, главным образом, между 1984 годом, когда самолет был введен в эксплуатацию, и 1991 годом, когда рухнул Советский Союз. Число выпущенных на рынок Су-30, если учитывать те самолеты, что были собраны по лицензии в Китае и Индии, быстро приближается к 1000 штук. Итоговое количество произведенных самолетов может, с учетом лицензионных, достичь 2000 штук.

Су-30 еще ни разу не использовался в боях, поэтому боевая репутация российского самолета не очень высока. Но по проекту Су-27/30 больше похож на западные самолеты, которые превосходили российские разработки на протяжении последних шестидесяти лет. Тем не менее, в учебных маневрах Су-30 проявил себя хорошо. Эта модель разработана с учетом интенсивного использования во время множества учебных полетов, тогда как в прошлом нехватка времени на учебные полеты являлась крупнейшей проблемой российских военных самолетов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.