Несмотря на свои экономические неурядицы, вызванные упрямо низкими нефтяными ценами, Россия движется вперед в реализации планов создания бомбардировщика-невидимки ПАК-ДА, и одновременно возобновляет производство сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160 (в ВВС его называют «Белым лебедем»). Однако Москва решила отложить программу ПАК-ДА, отдав предпочтение современной версии «Белого лебедя» под названием Ту-160М2. Но отменять эту программу целиком она не стала.

«Мы ни в коем случае не собираемся прекращать работу по созданию ПАК-ДА», — заявил 15 апреля московскому информационному агентству ТАСС заместитель министра обороны России Юрий Борисов.

Видимо, в ПАК-ДА будут задействованы многие из тех технических новинок, которые применены в Ту-160М2. Это соответствует прежней практике, укоренившейся при создании Су-35С и истребителя пятого поколения ПАК-ФА компании «Сухой», между которыми немало общего в техническом плане. Надо сказать, что хотя Ту-160М2 станет модернизированной версией планера Ту-160, под капотом это будет абсолютно новый самолет с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием.

«Ту-160М2 — машина с новыми возможностями, с новыми летными и ресурсными характеристиками. Уровень боевого применения данного самолета значительно выше, чем у предшественников, — сказал Борисов. — Все появляющиеся в настоящее время инновации будут воплощены в следующей модели, которая придет на смену Ту-160».

ПАК-ДА, разработку которого ведет компания «Туполев», будет дозвуковым самолетом, выполненным по схеме «летающее крыло». Он примерно аналогичен самолету В-2 компании Northrop Grumman, а также дальнему ударному бомбардировщику LRS-B, который разрабатывается для ВВС США. Схема «летающее крыло» обладает хорошими характеристиками малозаметности, являясь практически невидимой для низкочастотных РЛС, работающих в УВЧ и ОВЧ-диапазоне. Двигатели ПАК-ДА, над которыми работает КБ Кузнецова, являются усовершенствованной модификацией турбореактивных НК-32, установленных на Ту-160. Кроме того, в новом самолете будут использованы современные средства радиоэлектронной борьбы.


ПАК-ДА будет крупным самолетом. Предположительно, его максимальный взлетный вес составит 112 тонн — примерно как у пассажирского В-757. Как сообщает издание Russia & India Report, в требованиях российских ВВС указано, что дальность бомбардировщика должна составлять 12 000 километров. Он также сможет нести на борту боевую нагрузку весом около 30 тонн. Но эти цифры предположительные, и проверить их не удалось.

ПАК-ДА существенно отличается от прежних российских и советских бомбардировщиков, в которых обычно использовалось такое сочетание как скорость и крылатые ракеты большой дальности, доставляющие к цели боевой заряд. ПАК-ДА — первый российский бомбардировщик с оптимизированными характеристиками малозаметности. Но судя по прежним заявлениям официальных представителей российского военного ведомства, ПАК-ДА станет платформой для пуска крылатых ракет большой дальности в ядерном и обычном снаряжении. Кроме того, на нем будут размещаться боеприпасы с точным наведением. Со временем самолет могут также оснастить гиперзвуковыми ракетами, если верить заявлениям российских официальных лиц.

Пока неясно, когда русские намереваются принять ПАК-ДА на вооружение. По последним сообщениям, новый бомбардировщик совершит свой первый полет до 2021 года, а поставки в войска начнутся в 2023 году. Однако данный проект может быть отложен в связи с планами Москвы возобновить производство Ту-160М2.

Дейв Маджумдар — редактор National Interest, занимающийся военными вопросами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.