Сразу после Второй Мировой войны в 1946 году в США стала разрабатываться так называемая «полярная концепция», в рамках которой прогнозировались возможные боевые действия на Аляске и в Арктике. С 1950 по 1957 годы, пока ранние ракетные технологии еще не позволяли США и СССР наносить удары по территории друг друга, именно бомбардировщики должны были стать основными средствами доставки ядерных зарядов. С 1956 года и на долгое время эта миссия в США возлагалась на B-52, а кратчайший путь для удара лежал через полюс.

В начале 50-х годов ученые Массачусетского технологического университета (MIT) пришли к мнению, что США и Канада находятся под угрозой советской ядерной атаки и вторжения через Северный полюс. При этом рассматривалась как возможная ракетная атака, так и удар советских бомбардировщиков и высадка советского десанта. Система была собственно бесполезна в случае масштабного ядерного удара, но могла засечь воздушную активность у границ Канады и США, которая в теории и должна была предварять ограниченный удар, чтобы советские войска могли начать десантирование на территорию США и Канады сразу же после ядерной атаки.

Американцы решили построить систему раннего радиолокационного оповещения «Дью» (DEW — distant early warning). В 1954 году началось строительство. Контракт получила компания AT&T. На работы бросили 25 тысяч человек. В середине 1957 года закончилось возведение расположенных от Аляски до Гренландии на протяжении 3 тысяч миль 63 объектов системы и ее передали ВВС США. Система была не единственной на этом направлении и работала в связке с целым рядом других региональных, локальных и внутренних систем обнаружения. К 1985 году система устарела, часть объектов была выведена из строя. Часть стала просто заброшенной, и Канада потратила как минимум 250 миллионов долларов на очистку своей территории от остатков этой системы. Впрочем, в строй ввели новую «Северную систему предупреждения» (North Warning System).


27 октября 1962 года американский U-2, выполняя разведывательную миссию через Северный полюс, потерял ориентирование из-за неисправности навигационной аппаратуры и залетел в воздушное пространство СССР. В воздух на перехват подняли МиГи, при этом не было уверенности, что это не американский бомбардировщик с ядерным оружием, а американцы в помощь самолету-разведчику выслали свои перехватчики F-102, оснащенные ракетами с ядерными боеголовками. U-2 повезло и он вышел из советского воздушного пространства еще до появления МиГов. Все это происходило во время Кубинского кризиса и инцидент на севере мог привести к настоящей «горячей» войне даже быстрее, чем ситуация на Кубе.

Но американцы не только обороняли свое и канадское северное направление и вели разведку, но и сами были готовы бить через Северный полюс.

С 1946 года к Северному полюсу проводятся первые разведывательно-научные полеты самолетов-разведчиков ВВС США. Оценивалось поведение техники в экстремальных условиях, тестировалось оборудование, приборы, механизмы сброса бомб. Проходили даже испытания применения напалма в северных условиях. В 1956 году четыре B-52 совершают первый беспосадочный полет вокруг Северной Америки через Северный полюс. Пилоты B-52 в своих мемуарах описывают, как упорно и долго они тренировались в обучении специальным системам навигации, которые должны были заменить привычные приборы при полетах B-52 над полюсом с учетом влияния магнитного полюса.

27 октября 1969 года на СССР из Калифорнии поднялась волна из 18 самолетов B-52 с термоядерными бомбами на борту. Самолеты дозаправились в воздухе над севером Канады и должны были в теории через льды нанести удары по Москве и целям в европейской части СССР. План был разработан Ричардом Никсоном и Генри Киссинджером, приказ был отдан 10 октября. Идея заключалась в том, чтобы СССР, устрашившись начала ядерной войны, приструнил Северный Вьетнам, сократил его поддержку, а также воздержался от ядерного удара по Китаю, с которым на тот момент у СССР были не самые лучшие отношения. Еще одно объяснение — сугубо психологическое. Операция должна была дать понять СССР, что президент Никсон настолько безумен, что в любой момент пойдет на Третью Мировую ради победы в локальной войне во Вьетнаме. Три дня американские бомбардировщики тестировали радиолокационные станции (РЛС) СССР, а 30 октября получили приказ вернуться обратно. Как отчитывалось позже ЦРУ, эта активность американских самолетов в октябре 1969 года не вызвала никакой ответной дипломатической реакции в СССР и Китае, и не упоминалась ни в каких советских или прочих СМИ. Операция называлась «Гигантское копье» и о ней на тот момент знали немногие и в самих США. Данную операцию в США рассекретили только через 35 лет после проведения.

Операция «Гигантское копье» с B-52 по большому счету должна была стать последней подобного рода, так как после катастрофы в 1966 году над Паломарес и крушения 21 января 1968 года самолета B-52 с четырьмя термоядерными бомбами на борту возле авиабазы ВВС США Туле в Гренландии, была свернута программа «Хромированный купол», в ходе которой с 1960 года американские бомбардировщики с термоядерными бомбами несли круглосуточное дежурство в воздухе для возможного быстрого ответного удара по СССР.

Программа была признана опасной, дорогой и малоэффективной к тому времени, когда ядерный паритет стал поддерживаться в основном ракетами и подводными лодками. Также прогнозы и расчеты американских аналитиков уже в конце 50-х годов показывали, что в случае войны лишь 15% B-52 имеют шанс достичь своих целей и сбросить бомбы.

Но, тем не менее, это все же не стало концом планирования удара через Северный полюс. В первые же годы президентства Рональда Рейгана (занимал пост президента с 1981 по 1989 годы) им было принято решение по проведению действий психологического характера против СССР. В частности генерал Джек Чейн, бывший глава стратегического командования ВВС США, вспоминал, что с марта 1981 года американцы направляли через Северный полюс свои бомбардировщики к границам СССР, чтобы поставить на уши советские ПВО и РЛС и просто понервировать вероятного противника. Речь шла даже не о поиске «дыр» в воздушной обороне, сколько о том, чтобы поставить в тупик советское руководство и военных. Чейн вспоминал, что несколько раз в неделю поднимались самолеты целыми эскадрильями в разных частях света и направлялись к воздушному пространству СССР, чтобы в последний момент свернуть в сторону. Все это делалось без всяких предупреждений, через нерегулярные промежутки времени, то прекращаясь на недели, то достигая максимальной интенсивности.

Сегодня с ростом популярности теории «гибридных» войн без ядерных ударов использование авиации на севере снова актуально. Россия строит базы в Арктике, США хотят использовать авиабазу в Исландии и активизировать деятельность на базе Туле в Гренландии, Канада планирует открыть «северные операционные хабы», включая взлетно-посадочные полосы. Милитаризация Арктики сегодня снова набирает новые обороты.

Первый же в истории реальный полный перелет бомбардировщика B-52 через Северный полюс с территории США и до самой Москвы состоялся уже в 2011 году, когда американский самолет прибыл таким путем на аэродром в Жуковском для участия на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.