Так какие же боевые самолеты в истории считаются лучшими, а какие — худшими? Какой самолет вы бы выбрали для боев в небесах?
На первый взгляд, это простой вопрос. Чтобы ответить на него, достаточно посмотреть, какие самолеты показали себя в бою хорошо, а какие — плохо. Или можно посмотреть на то, какие самолеты оснащены лучшими технологиями, какие эффективно использовали исторические обстоятельства, или же комбинации того и другого.
По-прежнему ли США доминируют в области лучших истребителей? Что насчет России? Есть ли что сказать Китаю? Заслуживает ли какая-то страна множества негативных упоминаний? Все это хорошие вопросы.
Роберт Фэрли, один из лучших мировых экспертов по вопросам безопасности, предложил нам свой анализ. Написанные несколько лет назад две статьи, объединенные в одну для удобства читателей, дают хорошее представление о том, какие самолеты могут претендовать на звание лучшего истребителя, а какие— на звание худшего.
* * * *
В течение последнего столетия военной авиации несколько военных самолетов заслужили прозвище «летающих гробов». Военная авиация постоянно стремится раздвинуть границы технологии и человеческой выносливости, особенного когда речь идет о боевой и истребительной авиации. Летать на истребителе очень опасно, даже если при этом никто не пытается вас сбить.
Конструирование хорошего истребителя — тоже тяжелая задача. Относительно небольшие изменения двигателя, вооружения или очертаний фюзеляжа могут превратить неуклюжее сооружение в элитную боевую машину. Пилоты первоначально с большим недоверием относились к самолетам, заслужившим позднее признание в качестве лучших истребителей. Но элитный статус самолеты сохраняли недолго, особенно во времена Первой мировой войны и Второй мировой войны. Однажды господствовавшие в небе истребители превращались в «летающие гробы» по мере развития технологии и тактики.
Таким образом, разница между отличным и ужасным истребителем может оказаться совсем невелика. Как и в предыдущем списке, главная задача — выработать критерий. Истребители представляют собой стратегическое имущество и должны оцениваться соответственно.
— Терпел ли самолет неудачу при выполнении поставленных тактических задач? Плохо ли он показал себя против современных ему врагов?
— Появился ли истребитель в небе, когда в нем была необходимость, или оставался в ангаре? Не представлял ли он собой большую опасность для своих пилотов, чем вражеские самолеты?
— Представлял ли он собой ненужную растрату государственных средств?
И какие же самолеты можно признать самыми худшими в истории? Мы сосредоточимся на самолетах, которые были выпущены в количестве 500 экземпляров и больше. Такие курьезы, как XF-84H Thunderscreech, не соответствуют критериям.
Royal B. E.2, 3500 экземпляров
Создание боевого самолета до того, как кто-либо получил опыт воздушных боев — очень сложная задача для инженеров и летчиков. Royal B. E.2 был одним из первых самолетов, поступивших в промышленное производство. Было произведено 3500 экземпляров. Впервые выпущенный в1912 году, он оставался на вооружении до 1919 года, хотя возложенные на него обязанности неуклонно сокращались по мере появления более совершенных самолетов.
В некотором смысле Royal B. E.2 вдохновил создание истребителей первого поколения, так как он сочетал в себе все те черты, которые никто не хотел видеть у боевых самолетов, включая плохой обзор, низкую надежность, сложность управления, небольшую скорость и слабое вооружение. Появление самолета Fokker Eindecker сделало опасными полеты на Royal B. E.2. Попытки модернизации часто приносили больше вреда, чем пользы, так как самолет становился более опасным и предрасположенным к авариям по мере увеличения его массы.
Нелегко поставить неудовлетворительную оценку первой попытке. Но сложность и низкая надежность Royal B. E.2 вкупе с решением британских властей держать его на вооружении долго после того, как самолет утратил новизну, поместили его на первое место в нашем списке. Кстати, тот факт, что Королевский летный корпус не сумел вовремя найти замену Royal B. E.2, пошло на пользу сторонникам выделения авиации в отдельный род войск, Королевские ВВС, первые в мире ставшие независимыми войсками.
Brewster Buffalo, 509 экземпляров
Короткий, приземистый, некрасивый самолет поступил на службу примерно в то же время, что и Mitsubishi A6M Zero и Bf-109, которые очевидным образом превосходили его. Предназначенный для сухопутной и морской авиации, Buffalo впервые участвовал в воздушных боях на финской службе. Финляндия получила несколько самолетов от США после Зимней войны. Во время проектирования масса машины увеличивалась по соображением усиления вооружения, добавки топлива и установки бронеплит. К сожалению, в результате самолету очень не хватало мощности, и он не мог маневрировать наравне со своими противниками. Хотя Buffalo в финских ВВС хорошо показали себя против советской авиации в начале так называемой «Войны-продолжения», японцы на Zero и Oscar массово уничтожали эти самолеты британских и голландских ВВС в Юго-Восточной Азии. Еще одним недостатком Buffalo оказались плохие показатели в жарких погодных условиях, характерных для тропиков.
Летчики Корпуса морской пехоты назвали Buffalo «летающими гробами», как нетрудно догадаться, во время битвы при Мидуэе, где этот самолет катастрофически плохо показал себя в боях против японцев. Американские ВВС быстро заменили его куда более эффективным самолетом Grumman F4F Wildcat.
«Лавочкин-Горбунов-Гудков ЛаГГ-3», 6528 экземпляров
Военная модернизация очень часто зависит от удачно выбранного времени. СССР в 1930-х годах слишком поспешно проводил модернизацию и построил военную промышленность на основе технологий, отстававших от иностранных современных аналогов. ЛаГГ-3 впервые поднялся в небо в 1940 году, будучи развитием ЛаГГ-1. Он был главным советским истребителем в боях против немецких захватчиков в 1941 году, и оказался таким ужасным, что пилоты расшифровывали его название как «Лакированный гарантированный гроб».

Хотя самолет поступил на вооружение через пять лет после Bf-109, ЛаГГ-3 оказался совершенно безнадежным в боях против современных ему истребителей. Печальное сочетание легкой деревянной конструкции со слабым мотором означало, что он отчаянно пытался получить тактическое преимущество перед более тяжелыми германскими истребителями и разлетался на куски, когда его подбивали. Если учесть крайне слабую подготовку советских летчиков во время войны, становится понятно, почему германские и финские пилоты добивались таких больших успехов против советской авиации. Производство ЛаГГ-3 должно было завершиться в 1942 году, но неповоротливость советского военно-промышленного комплекса привела к тому, что самолет выпускали до 1944 года.
Серия Century (807 экземпляров F-101, 1000 экземпляров F-102, 2578 экземпляров F-104, 833 экземпляра F-105)
Выбрать кандидата из серии Century нелегко. Большая часть самолетов серии Century появилась, когда руководство американских ВВС составляли кадры из стратегической бомбардировочной авиации, заботившиеся в первую очередь о ядерном противостоянии с СССР. Тактическое командование ВВС стремилось решить эту проблему, превратившись в максимально «стратегическую» структуру, сосредоточившись на перехватчиках, способных поймать и уничтожить советские бомбардировщики, и истребителях, достаточно тяжелых, чтобы нести ядерное оружие. В результате ВВС получили истребили, плохо приспособленные для борьбы с меньшими и маневренными МиГами.
Всю серию нельзя назвать катастрофой. F-100 оказался вполне адекватным истребителем второго поколения, а F-106 — весьма способным перехватчиком. Все прочие самолеты получили проблемы, характерные для неправильного сочетания стратегических и технологических концепций. Самолет McDonnell F-101 Voodoo был перехватчиком, переделанным в истребитель-бомбардировщик, комбинация, практически не имеющая смысла. Он служил, в основном, самолетом разведки. Convair F-102 Delta Dagger оказался плох и в качестве перехватчика, и в качестве истребителя-бомбардировщика. Этот самолет недолгое время участвовал в боях во Вьетнаме, после чего провел службу в качестве беспилотного самолета-мишени.
Lockheed F-104 Starfighter оказался быстрой и красивой смертельной ловушкой, заслужившей прозвище «летающего гроба» из-за 30 поломок на 100 тысяч летных часов (он также был прозван «Ракетой с человеком внутри»). Канадские ВВС потеряли больше половины своих F-104 в катастрофах, германские ВВС — более трети. Огромный Republic F-105 Thunderchief заслуживал лучшего, но он был призван носить ядерные бомбы, поэтому плохо годился для бомбардировок конвенционными бомбами во Вьетнаме и стал легкой добычей для советских ПВО С-75 «Двина», МиГ-17 и МиГ-21.
Самолеты серии Century делали разные производители для разных целей. Несмотря на это, их выпускали в гигантских количествах, и все они страдали из-за проблем, обусловленных одной причиной: неспособностью американских ВВС разработать военную доктрину, помимо стратегической.
«Микоян-Гуревич МиГ-23», 5047 экземпляров
МиГ-23 должен был стать советским ответом на такие большие американские истребители, как F-4 и F-111, мощным боевым самолетом с изменяемой геометрией крыла, способным выполнять как роль атакующего самолета, так и перехватчика. И МиГ-23, безусловно, был мощным.
Но летать на МиГ-23 и содержать его было крайне трудно. Американские летчики из подразделения «Красные орлы», которые должны были изучать возможности советских самолетов, считали, что МиГ-23 — летающая катастрофа. Генерал-лейтенант Роберт Бонд (Robert M. Bond) погиб во время полета на американском МиГ-23. Будучи довольно крупным самолетом, МиГ-23 лишился несколько преимуществ своих предшественников, включая небольшой силуэт.
МиГ-23 должен был поступить на вооружение стран Варшавского договора, но советские клиенты предпочли сохранить МиГ-21. МиГ-23 оказался товаром, продаваемым с убытком советской военной промышленностью, так как его было очень трудно сохранять годным к безопасной службе. Из-за конструкции двигатели быстро выходили из строя, что означало для клиентов, потерявших доброе расположение СССР, утрату самолетов. Участие МиГ-23 в боях, в основном, в ВВС Ливии, Ирака и Сирии, оказалось не очень положительным. Поэтому неудивительно, что МиГ-23 оставил службу раньше, чем предшествовавший ему МиГ-21.
Выводы
Что до будущих вероятных кандидатов на место в этом списке, то естественным образом внимание привлекает F-35 Joint Strike Fighter, так как его производство превысит 500 экземпляров. Как я говорил раньше, трудно оценивать стратегическую ценность самолета, не имея полной перспективы о его службе. Какое-то время мы не сможем точно сказать, следует ли включить упомянутый истребитель в этот список. Но вряд ли F-35 покажет такое же количество аварий, как другие самолеты из этого списка. Однако высочайшая стоимость самолета в долгосрочной перспективе может привести к его включению в перечень.
Другие печальные примеры: General Dynamics F-111 Aardvark, McDonnell Douglas F-4 Phantom II, Messerschmidt Bf 110, Bolton-Paul Defiant, Fairey Fulmar, «Сухой» Су-7.
Какие же пять истребителей могут считаться лучшими во все времена? Как и в случае с подобными вопросами относительно танков, автомобилей или гитаристов рок-н-ролла, все зависит от параметров. В частности, по совокупности некоторых параметров лучшими танками всех времен окажутся Т-34 и «Королевский тигр». Я знаю, на каком танке предпочел бы ехать в бой, но я также знаю, что это не самый приемлемый способ ответить на данный вопрос. Точно так же, хотя я не езжу каждый день на работу на «Порше-959», я, без сомнения, отдал бы этой машине предпочтение перед «Тойотой Короллой» в списке лучших автомобилей.
Страны обзаводятся истребителями для решения национальных стратегических задач, и самолеты следует оценивать по их возможности решить или облегчить эти задачи. Таким образом, вопрос, который следует задать, звучит так: насколько хорошо помог самолет решить национальные стратегические задачи страны, купившей или построившей его? Из этого вопроса проистекают следующие оценочные пункты:
1) Боевые характеристики: как хорошо показал себя самолет в борьбе с соперниками, причем не только с истребителями, но и с бомбардировщиками и наземными вооружениями.
2) Надежность: можно ли рассчитывать на этот самолет в момент необходимости, или же он больше времени проводит на ремонте, чем на боевом дежурстве.
3) Стоимость: сколько пришлось заплатить организациям и странам с точки зрения крови и денег, чтобы заставить самолет летать?
Таковы параметры. А вот ответы.
Spad S. XIII
На заре эпохи военной авиации технологии развивались с такой скоростью, что самолет, представлявший собой вершину инженерного искусства, через год становился устаревшей смертельной ловушкой. Инженеры Франции, Великобритании, Германии и Италии без устали работали над опережением своих соперников, и каждый год выпускали новый самолет в надежде решить исход боев. Развитие тактическо-оперативных действий следовало за технологией, хотя мнение лучших летчиков играло важную роль при разработке конструкций новых самолетов.
С учетом вышесказанного трудно выбрать господствующий самолет той эпохи. Вместе с тем, французский Spad S. XIII выделяется за счет своих боевых качеств и простоты производства. Разработанный во многом на основе советов французского летчика Жоржа Гинемера (Georges Guynemer), XIII уступал в маневренности некоторым аналогам, но мог обогнать большинство из них, и очень хорошо показывал себя как в наборе высоты, так и в пикировании. Он был настолько прост в производстве, что на вооружение поступили примерно 8500 таких самолетов. У первых моделей были серьезные проблемы с надежностью, но к концу войны их устранили. И, в любом случае, боевые качества XIII перевешивали этот недостаток.
Spad S. XIII служил не только во французских ВВС, но также и в рядах авиации союзных государств. Американский ас Эдди Рикенбакер (Eddie Rickenbacker) сбил 12 самолетов противника, летая на Spad S. XIII, причем большинство из них составляли более современные германские самолеты, например, Fokker D. VII.
Spad XIII помог союзникам выстоять во время наступления Людендорфа и удерживать господство в небе над Францией во время контрнаступления. После войны самолет оставался на вооружении Франции, США и еще десятка стран на протяжении нескольких лет. Следует отметить, что Spad XIII установил стандартные требования к самолетам истребительной авиации.
Grumman F6F Hellcat
Разумеется, самолеты использовали не только ВВС. F6F Hellcat нельзя было сравнить с Spitfire, P-51 или Bf 109 по многим боевым характеристикам, хотя он умел очень быстро набирать высоту. Зато он умел надежно взлетать с палубы авианосца и сыграл большую роль в решающем масштабном наступлении американского флота во время Второй мировой войны. Поступив на вооружение в сентябре 1943 года, этот самолет принес 75% побед, одержанных авиацией ВМС США на Тихом океане. Пилот авиации ВМС США Дэвид Макдонелл (David McCampbell) на Hellcat сбил девять японских самолетов за один день. F6F был тяжело вооружен, а также выдерживал намного больше повреждений, чем современные ему аналоги. В целом, F6F сбил 5200 самолетов противника, тогда как таких самолетов было потеряно 270. По сравнению с японским Mitsubishi A6M Zero он лидирует в соотношении 13:1.
Наступление американских авианосцев на позднем этапе Второй мировой войны, возможно, служит примерно крупнейшего решающего использования авиации за всю историю. Самолеты Hellсat и их родственники (пикирующий бомбардировщик Douglas SBD Dauntless и бомбардировщик-торпедоносец Grumman TBF Avenger) уничтожили основную мощь Японского императорского флота, оставили без защиты японскую островную империю и открыли сердце Японии разрушительным бомбардировкам и поставили под угрозу вторжения.
Messerschmitt Me-262 Schwalbe
Me-262 Schwalbe не смог принести победу в войне для Германии и не смог остановить совместные массированные бомбардировки союзников. Но если бы германское военное руководство принимало верные решения, то, возможно, этот самолет помог бы им добиться второго.
Известный, как первый в мире оперативный реактивный истребитель, Me-262 поступил в производство не сразу из-за сопротивления германского правительства и «Люфтваффе», не желавших выделять средства на производство самолета с неясной ролью. Первоначальные попытки превратить его в истребитель-бомбардировщик завершились неудачей. Но когда появилась острая необходимость в превосходном перехватчике, Me-262 нашел свое место. Schwalbe опустошал американские эскадрильи бомбардировщиков и превосходил американскую истребительную авиацию.
Ме-262 вовсе не был идеальным истребителем. Он уступал в маневренности лучшим американским перехватчикам, и как американские, так и британские летчики научились бороться с Schwalbe. Но если на первом этапе производство страдало из-за проблем с двигателями, на более поздних этапах войны производство было настолько простым, что самолет выпускали в большом количестве на разбросанных подземных заводах.
Но появись Ме-262 раньше, он был бы способен остановить совместные массированные бомбардировки союзников, известные, как СВО. СВО было рискованным делом, и более высокие потери бомбардировщиков в 1943 году вынудили бы Черчилля и Рузвельта обратиться к производству четырехмоторных бомбардировщиков вместо тактических истребителей. Без прикрытия истребителями дальнего действия американские бомбардировщики были легкой добычей для германского реактивного перехватчика. Более того, Ме-262 был бы намного более эффективным, если бы не столкнулся с угрозой со стороны самолетов P-47 и P-51, бомбивших его аэродромы и отслеживавших, где он садится.
Нацистская Германия остро нуждалась в самолете, способном изменить правила игры и сделать стоимость продолжения СВО слишком высокой для союзников. Ме-262 появился на сцене слишком поздно для выполнения этой задачи, но трудно представить себе другой самолет, настолько приблизившийся к этой цели. По иронии судьбы, это могло ускорить победу союзников, так как в результате СВО были не только разрушены германские города, но также были растрачены значительные ресурсы союзников. Двойной успех.
«Микоян-Гуревич МиГ-21»
На первый взгляд, странный выбор для этого списка? МиГ-21 известен, в основном, как корм для других прекрасных истребителей Холодной войны, а также весьма плохим соотношением сбитых самолетов противника. МиГ-21 оказался весьма удобной жертвой во Вьетнамской войне и ряде конфликтов на Ближнем Востоке, в том числе в тех, где он сражался с обеих сторон.
Но МиГ-21 был маневренным, быстрым, дешевым самолетом, очень легким в обслуживании. На нем просто научиться летать, хотя выучиться летать хорошо намного труднее. ВВС разных стран покупали МиГ-21 на протяжении долгих лет. Считая вариант Чэнду J-7, во всем мире на вооружении состояли около 13 тысяч МиГ-21. В некотором смысле МиГ-21 можно считать АК-47 или Т-34, если угодно, мира истребителей. Этот самолет летал в рядах авиации 50 государств, и летал на протяжении 35 лет. Он по сей день остается ключевой составляющий ВВС 26 государств, включая ВВС Индии, ВВС Народно-освободительной армии Китая, ВВС Народной армии Вьетнама и румынские ВВС. Вряд ли кто-нибудь удивится, если МиГ-21 и его модификации будут летать и в 2034 году.

МиГ-21 заслужил похвалу американских летчиков-агрессоров подразделения Red Flags, высоко оценивших его скорость и маневренность. Вдобавок, он сыграл важную роль (благодаря таким северо-вьетнамским асам, как Нгуен Ван Кок) в определении заново критериев обеспечения господства США в воздухе. В умелых руках этот самолет становится весьма опасным оружием.
В жизни большая часть вещей связана с появлением в нужном месте, и с 1960-х годов ни один другой истребитель не появлялся так регулярно в таком количестве государств. Для стран, нуждавшихся в дешевом самолете для защиты своего воздушного пространства, МиГ-21 служил хорошим решением, и продолжит служить и в будущем.
McDonnell Douglas F-15 Eagle
Что можно сказать о самолете F-15 Eagle? Поступив на вооружение в 1976 году, он сразу был признан лучшим истребителем мира. Сегодня он, возможно, все еще лучший по совокупности факторов и соотношению цена-качество, хотя Су-27 и F-22 превосходят его по разным показателям. Если какой-то самолет можно назвать национальным символом США, то кто подходит на эту роль лучше, чем F-15?
F-15 Eagle стал символом эпохи американской гегемонии, после вьетнамского похмелья и до периода доминирования после окончания Холодной войны. Разработанный с учетом уроков Вьетнамской войны, в период, когда тактическая авиация начала играть ведущую роль в ВВС США, F-15 превзошел все существовавшие на тот момент истребители и установил новые стандарты для современного самолета завоевания господства в воздухе. Несмотря на неоднократное участие в боях, ни один F-15 не был сбит врагом. Производство F-15 продолжится как минимум до 2019 года, а, возможно, и дальше, если «Боинг» сумеет продать версию Silent Eagle.
После Вьетнамской войны США нуждались в платформе, обеспечивающей завоевание господства в воздухе, способной победить лучшее из того, что было у СССР. F-15 (позднее дополненный F-16) оказался такой платформой, и предложил еще кое-что. После Холодной войны США нуждались в достаточно гибком самолете, который мог бы продолжать выполнять задачи по обеспечению господства в воздухе и одновременно действовать, как ударный самолет. F-15 справился и с этим.
И этот самолет может летать с одним крылом (во время учебного полета израильских ВВС один F-15 в результате столкновения с другим самолетом потерял крыло, но летчик сумел посадить его — прим. пер.). Это трудно превзойти.
Конкурс, основанный на параметрах
Повторю, что данное упражнение зависит исключительно от выбранных параметров. Другой комплект критериев привел бы к составлению иного списка (хотя и в нем наверняка оказался бы F-15, потому что он не имеет недостатков). Вместе с тем, базовый элемент обсуждения прозвучал: оружие можно оценивать по тому, насколько оно помогает добиваться национальных целей.
Достойными упоминания будут такие самолеты, как North American Aviation F-86 Sabre, Fokker D. VII, Lockheed-Martin F-22 Raptor, Messerschmitt Bf 109, Focke-Wulf Fw 190, Supermarine Spitfire, North American Aviation P-51 Mustang, McDonnell Douglas EA-18 Growler, English Electric Lightning, Mitsubishi A6M Zero, «Сухой» Су-27 и General Dynamics F-16 Fighting Falcon.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 8 ....помимо технических характеристик, чрезвычайно важна мотивация того кто в кабине... Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 ЭР, чем автономнее техника, тем менее важна мотивация. Мотивация для рубки на саблях и мотивация для запуска баллистической ракеты нужна разная. Американцы давно и последовательно стремятся к минимуму непосредственного контакта с противником, у них в ВВС через десяток лет запланировано не менее 30% беспилотников. 
| 0 assa!, это значит что через десяток лет, в случае конфликта с Индюшатией, у нас будет много трофейных беспилотников, т.к эти безмозглые устройства взять в плен с помощью каких-то электронных подлостей намного проще, чем склонить лётчика к капитуляции. 
| 0 assa!, небольшой атомный взрыв в воздухе и вся электроника сходит с ума. 
| 0 mig, бугога. т.е. ты будешь ради устранения бпла бомбить свою территорию атомными бомбами? ну не идиот ли... 
| 0 а знаешь, что бывает и наоборот: технические характеристики подгоняют под мотивацию того, кто в кабине - у японских камикадзе было сбрасываемое шасси, чтобы обратно сесть не смогли... 
| 6 Теперь у американцев есть F-35 !!! Раскрыть всю ветку (8 сообщений в ветке) 
| 2 Stоne,

| 0 as99, ды неспроста авторы статьи видят его первым кандидатом в худшую пятерку

| 0 Верь, камрад, когда-нибудь и в России примут на вооруженье самолёт 5-го поколенья!

| 0 as99, отличный самолет. Уже показывает хорошии результаты самолет-генштаб. Один летчик руководит войсками пво и , эскадрилиями других самолетов и и войсками под ним. Чудо современной компьютерной техники. Мерседес самолетостроения 
| 0 Новейший украинский высокоскоростной вертолет VV2 совершил первый полет. Его уже считают на Украине будущим конкурентом Ми-28 и Ка-52. 
| 0 lubopitniy, ну, а теперь вспомним годы, когда совершили первый полет Ми-28 и Ка-52 
| 0 Agentish, для Украины превзойти что-то советское - уже Подвиг! 
| 0 lubopitniy, Ми-28 первый полет совершил в 1982 году. 34 года превосходили-превосходили, да не превзошли. Скорость "сверхскоросного" - 240 км/ч. У Ми-28 - 320 км/ч 
| 7 А где Як 3 и МиГ 15? Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 саныч, 6,7 места мб? 
| 0 Tembl44, "Достойными упоминания будут такие самолеты" - здесь их тоже нет. Но подобные топ-5 всегда были и будут субъективными в любой стране 
| 1 саныч, ну автора не опубликовали бы, если бы советских самолётов оказалось больше. Хотя он мог бы и их указать в конце статьи, а то там сплошь СШП 
| 0 саныч, или ...а с чегойто ф-15 лучше 27го?... в Ленгли в начале 90х их Иглы продули 27м почти в сухую,.. что вобщемто позже подтвердили индийские бои су-30 и более поздних модификаций Орлов... даа, но ф15 лучше- он же американский)) 
| 8 Производство ЛаГГ-3 должно было завершиться в 1942 году, но неповоротливость советского военно-промышленного комплекса привела к тому, что самолет выпускали до 1944 года.

| 3 Сам себя не похвалишь, никто не похвалит! Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 Aspirant, ещё и обругают. 
| 3 Очередная бредовая амерская аналитика, чтобы доказать превосходство своей техники. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 chainik, не совсем, эта чуть ли ни первая статья за этот год, где аналитика всё-таки присутствует и вцелом логичная. Автор обосновывал свой выбор историческими примерами, а не только хотелками (как обычно делают западные эксперты) 
| 0 chainik, не совсем так: в предидущей аналитике того же издания в статье "ТОП-5 ЗЕНИТНО-РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ" все первые места заняли наши системы, и это без учёта С-300, 400, 500.

| 5 В своё время был хороший самолёт - И-16.
Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 lubopitniy, дааа, ишачек был хорошо как предвоенная машина, а к войне - он увы - устарел, потому и не попал 
| 2 К сожалению, в результате самолету очень не хватало мощности, и он не мог маневрировать наравне со своими противниками. Хотя Buffalo в финских ВВС хорошо показали себя против советской авиации в начале так называемой «Войны-продолжения» 
| 5 Если учесть крайне слабую подготовку советских летчиков во время войны, становится понятно, почему германские и финские пилоты добивались таких больших успехов против советской авиации. Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 2 GreyCat, с учетом того, что три четверти наших самолётов, в начале войны, было уничтожено на аэродромах, конечно же у наших пилотов была плохая подготовка... 
| 0 GreyCat,

| 0 GreyCat, только не генерал Распутицын, а маршал авиации Морозов )) Зимой 41-42 наши реально отследили, что немцы при -20 не могут летать, бенз не приспособленный был. Наши сделали новый сорт, чтобы можно было летать, немцы некоторое время не догадывались, но потом сообразили тоже 
| 0 whitebeard, да, я знаю эту историю. Но это был лишь эпизод долгой четырехлетней войны. 
| 0 GreyCat, С божьей помощью и заградотрядами же. 
| 0 cbe4ka, если бог ума не дал и тот коптит как свечка, то лучше молчать, молчать и еще раз молчать. 
| 5 >Печальное сочетание легкой деревянной конструкции со слабым мотором означало, что он отчаянно пытался получить тактическое преимущество перед более тяжелыми германскими истребителями и разлетался на куски, когда его подбивали.
Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 1 Detech, Насколько я помню из прочитанного, Лавочкину пришлось чуть ли не в авральном порядке ставить АШ-82 (1700 л.с.) вместо М-105 (1050 л.с.). Причем в стране был запас непристроенных движков АШ-82, и это во время войны! И вот с этим-то мотором Ла-пятый и стал брильянтом. Нет, на самом деле на пути от ЛаГГ-3 к Ла-5 сделано было много чего, но смена мотора оказалась решающей. 
| 0 Detech, кроме того, технические задания на истребители писались не в расчете на маневренные бои с немецкими истребителями, а на высотный перехват британских бомбардировщиков, так как считалась более вероятной война с мелкобританией.Также и на бомбардировщики, было задание по дальности - долететь отбомбиться по британии и обратно. 
| 0 _Andrew_, собственно, в том числе и поэтому и были большие потери, поскольку приходилось вступать в бой на низких и средних высотах, к чему лагг не был приспособлен, а на высоту хитрую немчуру было не затащить
Показать новые комментарии (0)ЭР
assa!
ЭР
mig
vuoksa.k
lubopitniy
Stоne
Хи-хи....
as99 tt
Да ладно. Это чудо. Что он вообще летает.
маша_купина
"Что до будущих вероятных кандидатов на место в этом списке, то естественным образом внимание привлекает F-35 Joint Strike Fighter"
lubopitniy
Возможно это случится даже раньше, чем примут на вооруженье танк 4-го поколенья.
Хотя не факт!
Leopold S
lubopitniy
Agentish
lubopitniy
Agentish
саныч
Tembl44
Agentish
Kirmann84
PS739
Ретро Град
_
Спасибо, поулыбало!
Самолет выпускали до 1944 на ТБИЛИССКОМ авиазаводе, где больше НИЧЕГО не могли выпускать.
С заменой двигателя и некоторыми улучшениями этот самолет превратился в знаменитый ЛА-5.
Aspirant
0ncnjqybr
chainik
Kirmann84
lubopitniy
warfiles.ru/show-129145-ognennye-dyavoly-top-5-luchshih-zenitno-raketnyh-kompleksov-po-versii-ni.htm
lubopitniy
Враги называли его Rata (Крыса), друзья - Mosca (Мошка), а наши пилоты - Ишачок.
Тоже повоевал в своё время. Жаль в рейтинг не попал.
P.S. Друзья называли его ПАК-ФА, враги - ФАК-ПА, а наши пилоты - «Горыныч», после эффектной струи пламени из поймавшего помпаж двигателя на МАКС-2011.
PS739
GreyCat
-------------
Интересно автор скачет. Самолетам не хватало мощности, чтобы он мог маневрировать наравне со своими противниками. Но в то же время он хорошо себя против советской авиации. Что делает с мозгами русофобия. Лишает последние способности к членораздельному выражению мысли.
GreyCat
-----------
А преимущество в воздухе они добились исключительно генералу Распутицы. Мешала она в русском небе немецким асам лететь.
Сипай
as99 tt
"...германские и финские пилоты добивались таких больших успехов против советской авиации."
Ага. А японским асам в подметки не годятся американские асы.
Все супер-асы ВМВ - у Германии, Финляндии и Японии.
А все потому что эти страны ПРОИГРАЛИ битву за воздух.
Война держится на летчиках-середняках. Когда их выбивают, то асы летают по 5-6 раз в сутки. Они увеличивают свой личный счет, но они НЕ могут обеспечить победу в воздухе...
whitebeard
GreyCat
cbe4ka
GreyCat
Detech
Шедевральное знание предмета. Лагг-3 был тяжелее чем bf109 до войны и в начале войны. И он не разлетался, он был очень прочный и иногда даже не разваливался при падении на землю. Он был прочнее многих других советских истребителей, например ощутимо прочнее чем Як-1
Проблема Лагг-3 была в том что в стране было мало алюминия и самолет делался из авиационной древесины, которая как раз была тяжелее алюминия при сходной прочности. Плюс отсутствие мощного V-образного двигателя. Все это приводило в том что тяговооруженность Лагг-3 была ниже, и это было его единственным серьезным недостатком. В остальном он был вполне современным истребителем.
Jackson 57.5
Ну а фарлец наваял очередную фарлню, впрочем, как обычно.
_Andrew_
whitebeard
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)