Советский Союз, традиционно считавшийся сухопутной державой, рассматривал вариант создания масштабной морской авиации в течение почти всего периода своего существования, и в конечном итоге руководство страны остановило свой выбор на строительстве гибридных авианосцев. Большие планы по поводу дополнительных кораблей перестали существовать после развала Советского Союза, однако Россия получила в наследство в конце холодной войны один большой авианосец, и он до сих пор находится в строю. Хотя многие проблемы, мешавшие созданию морской авиации в Советском Союзе, продолжают существовать и сегодня, российский военно-морской флот, тем не менее гордится тем, что имеет в своем распоряжении один из наиболее активных авианосцев в мире.


История российской военно-морской авиации


Советский Союз еще в начале своей истории предпринял несколько попыток по созданию авианосцев, однако недостаток ресурсов, а также особенности географии, подчеркивающей важность наземных сил, сделали невозможными серьезные инвестиции. Во время холодной войны первым успехом в области развития морской авиации стали «Москва» и «Ленинград», пара вертолетоносцев, сконструированных, в основном, для ведения противолодочной войны. Эти корабли, отличавшиеся довольно нескладным внешним видов, имели водоизмещение 17 тысяч тонн, их скорость составляла около 30 узлов, и на каждом из них размещались 18 вертолетов.


Корабль «Москва» был принят на вооружение в 1967 году, а «Ленинград» — в 1969 году. На смену «Москве» пришли корабли класса «Киев», которые были намного ближе к авианосцам. Их водоизмещение составляло 45 тысяч тонн (всего было построено 4 таких корабля, которые немного отличались друг от друга по своей конструкции), их скорость составляла 32 узла, а на своем борту они имели 30 летательных аппаратов — вертолеты и истребители вертикального/короткого взлета Як-38.


Все эти корабли были списаны в конце холодной войны, все корабли класса «Москва» были утилизированы, и такая же участь постигла один «Киев», тогда как два других были превращены в музее в Китае, а один был модернизирован и продан Индии («Викрамадитья»). В 1980-х годах Советский Союз начал строительство двух своих первых настоящих авианосцев, но только один был достроен до развала страны.


Современное состояние авианесущего флота


В настоящий момент Россия имеет в своем распоряжении лишь один авианосец — это имеющий многочисленные проблемы «Адмирал Кузнецов». Он оснащен стартовым трамплином, имеет водоизмещение около 60 тысяч тонн, его скорость, теоретически, составляет 30 узлов, а на его борту в общей сложности могут разместиться около 40 вертолетов и истребителей. «Кузнецов» был принят в состав военно-морского флота в 1990-м году, а его брат долгое время оставался недостроенным и, в конечном итоге, был продан Китаю, получив название «Ляонин». Помимо вертолетов, «Кузнецов» может иметь на своем борту истребители МиГ-29 и истребители-бомбардировщики Су-33. Как и предыдущие российские авианосцы, «Кузнецов» обладает значительно более мощным ракетным вооружением, чем большинство западных кораблей.


К сожалению, многочисленные проблемы авианосца «Адмирал Кузнецов» не позволяют российским военным летчикам сохранять практику и поддерживать эффективность. У этого корабля было много поломок, в том числе возникали серьезные проблемы с двигателем и посадкой самолетов. Многие проблемы были вызваны значительным снижением уровня обслуживания после окончания холодной войны, однако другие сложности явились результатом отсутствия должного опыта работы с платформами такого типа.


«Адмирал Кузнецов» принимал участие в нескольких престижных походах, однако наиболее заметным оказалось его участие в операции у берегов Сирии в 2016 году. После широко разрекламированного похода в Средиземное море «Кузнецов» в течение двух месяцев принимал участие в боевых операциях. Они носили, скорее, рекламный, чем реальный характер, и, кроме того, «Кузнецов» потерял два самолета (один МиГ-29К и один Су-33). В настоящее время проводится модернизация авианосца «Адмирал Кузнецов».


Для поддержки «Кузнецова» Россия попыталась приобрести пару французских ударных вертолетоносцев, однако захват и аннексия Крыма заставили Францию отказаться от этой сделки. Эти корабли предполагалось использовать в качестве десантных платформ, а также для борьбы с подводными лодками. Российский военно-морской флот получил бы опыт использования относительно больших и современных в технологическом отношении кораблей. На самом деле эта сделка позволила бы России построить два корабля типа «Мистраль» по французским чертежам на своих собственных верфях, и эта работа была бы весьма полезной для российского кораблестроения.


Стратегическое обоснование

 

Россия имеет уникальную морскую географию, ее четыре флота, действующие в четырех различных регионах, практически, неспособны оказать друг другу взаимную поддержку. В советский период авианосцы оказывали поддержку подводным лодкам с баллистическими ракетами на борту. Они обеспечивали защиту от подводных лодок в тех акваториях, в которых подводные лодки осуществляли патрулирование. Это позволяло авианосцам смещать акцент с ударных возможностей и переносить его на более оборонительные виды вооружений.

 

В последнее время российский военно-морской флот использовал «Адмирала Кузнецова» как средство оказания влияния и престижа. Вместе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», а также с некоторыми другими кораблями «Кузнецов» представляет собой зримое проявление российской военно-морской силы, что заставляет другие страны принимать в расчет интересы России. Как показал его поход к берегам Сирии, в будущем Россия, возможно, сместит фокус в сторону ударных возможностей для того, чтобы увеличить возможности проекции силы.

Российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Россия прекратила строительство большего количества авианосцев, чем планировали построить другие страны. В 1970-х годах Советский Союз рассматривал возможность строительства атомного авианосца класса «Орел» водоизмещением 72 тысячи тонн, однако вместо этого выбор был сделан в пользу кораблей класса «Киев», а также тех авианосцев, которые впоследствии будут называться «Кузнецов» и «Ляонин». Советы в 1988 году заложили авианосец «Ульяновск» водоизмещением 60 тысяч тонн, однако после окончания холодной войны его строительство прекратилось, и этот недостроенный корабль был разобран на металлолом.


Российские оборонные планировщики часто используют проекты в качестве средства для получения ресурсов, а также для престижа, а не для того, чтобы реализовать какие-то планы и построить нечто конкретное. В какой-то момент президент Дмитрий Медведев сказал о том, что у России к 2025 году будет шесть авианосцев, однако совершенно очевидно, что ничего подобного ожидать не следует.


Однако есть план строительства авианосца проекта 23000Е «Шторм» — речь идет о суперавианосце водоизмещением 100 тысяч тонн, о корабле, располагающем электромагнитной катапультой, а также многими другими современными технологиями. Судя по всему, на его борту будут размещаться истребители МиГ-29, хотя возраст этих самолетов может означать, что им нужно будет найти замену. Однако способность России построить такой корабль в нынешних обстоятельствах вызывает большое сомнение.


Заключение


Авиационные возможности российского военно-морского флота представляются весьма сомнительными. «Кузнецов» — старый корабль. Он находится в плохом состоянии, и в ближайшее время не рассматривается закладка ни одного авианосца. Российский надводный флот не получил достаточного количества внимания в рамках последнего плана военной модернизации, российская судостроительная промышленность не строила боевых кораблей такого класса и сложности как «Кузнецов» — с момента постройки самого «Кузнецова».


Вместе с тем Кремль, похоже, считает авианосцы важной составляющей международного престижа. Российский военно-морской флот предпринял неимоверные усилия для того, чтобы «Кузнецов» смог принять участие в операции у берегов Сирии, и, несмотря на существующие затруднения, он сегодня подвергается основательной модернизации. Если Кремль решит, что ему нужны авианосцы для того, чтобы не отставать от Франции, Британии, Китая и Индии, то ему тогда нужно будет начать серьезно рассматривать вопрос о том, как построить или приобрести такой корабль. Нельзя исключить того, что Москва может в будущем рассмотреть вопрос о строительстве авианосца на китайских верфях, хотя такой вариант и мог бы показаться резким разворотом. В противном случае России надо будет вскоре начать утверждать график строительства таких кораблей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.