Вашингтон — Киберкомандование США взяло на карандаш российских оперативников, чтобы остановить распространение дезинформации и вмешательство в исход американских выборов. Российских оперативников информируют в частном порядке, что их раскрыли и что за их действиями ведется пристальное наблюдение, сообщают официальные лица, осведомленные о ходе операции.
Кампания, в ходе которой все последние дни предпринимаются эти действия, является первой зарубежной кибероперацией по защите американских выборов. Она направлена на обеспечение безопасности промежуточных выборов, предстоящих в ноябре.
Операция началась на фоне прозвучавшего в пятницу заявления министерства юстиции о российской кампании «информационной войны», направленной на промежуточные выборы. В частности, в нем подчеркивалось, что американское правительство действия Москвы рассматривает как угрозу.
В военном ведомстве не объяснили, сколько именно людей оказалось в поле зрения кампании, и не стали раскрывать, как Киберкомандование связывалось с иностранными оперативниками. Передавались ли сведения электронной почтой, чатом или иным способом — неизвестно.
Должностные лица заверили, что прямых угроз иностранным оперативникам не поступало. Тем не менее, бывшие сотрудники американского военного ведомства дали понять, что по опыту предыдущих действий США всякий получивший такое сообщение может сделать вывод, что может быть отдан под суд либо попасть под действие санкций. Даже отвлеченная угроза санкций поможет отвадить некоторых россиян от участия в дезинформационных кампаниях, считает Андреа Кендалл Тейлор, бывшая сотрудница американской разведки, ныне работник Центра новой американской безопасности (ЦНАС).
«Возможно, этот метод повлияет на их поведение», — объяснила Тейлор.
Операции Киберкомандования смотрятся весьма умеренно на фоне все более изощренной дезинформационной работы, которую ведет Россия в попытке посеять рознь среди американских граждан.
Однако американская кампания, предпринятая в ответ на информационное наступление России, во многом ограничивается тем, чтобы не дать Москве усугубить ситуацию, атаковав энергосистемы США или применив другие меры, которые могут спровоцировать более серьезное столкновение между двумя сверхдержавами. По сравнению с традиционным вооруженным конфликтом правила кибервойны очерчены не столь четко.
Киберкомандование было создано в 2009 году для защиты военных сетей, но впоследствии приобрело и наступательный потенциал. Свою штаб-квартиру и руководство Киберкомандование делит с Агентством национальной безопасности (АНС), которое обрабатывает электронные разведданные. Сборная команда Киберкомандования и АНС занимается выявлением и сдерживанием кампаний иностранного влияния.
Американские должностные лица также заявили, что кампания является частью более широкой программы по борьбе с российским влиянием на демократические выборы, которая включает в себя очистку социальных сетей от подложных профилей. По словам военных, Киберкомандование также отправило своих сотрудников в Европу для защиты американских союзников и партнеров, чтобы те также могли успешно бороться с российскими вторжениями в правительственные сети.
Американская разведка считает маловероятным, чтобы Россия попыталась взломать машины для голосования или сфальсифицировать результаты выборов напрямую. В пятницу директор национальной разведки заявил, что федеральные и местные органы власти сообщили о попытках вторжения, однако подчеркнул, что доступ к системам голосования иностранные правительства так и не получили.
Однако попытки России раскачать общественное мнение путем распространения ложной информации продолжаются. По словам официальных лиц, они становятся все более и более изощренными, будучи адресованы конкретным группам американцев. По мнению нынешних и бывших чиновников, российская дезинформация большей частью направлена на разжигание инакомыслия и поляризацию политических партий в преддверии президентских выборов 2020 года.
Своих адресатов американские военные не раскрыли. Однако другие официальные лица заявили, что некоторые из них ранее участвовали в предыдущих дезинформационных кампаниях России, включая президентские выборы 2016 года. Новая американская кампания, по их словам, нацелена как против спонсируемых олигархами банд хакеров, так и против оперативников российской разведки. Будет ли Киберкомандование бороться с российскими оперативниками, занимающимися подрывом политических структур, пока неизвестно.
«Чтобы иметь возможность нейтрализовать источник дезинформции, важно правильно определить его», — считает Лаура Розенбергер (Laura Rosenberger), директор «Альянса в защиту демократии» и бывший чиновник администрации Обамы. «Ее распространяют целые сети. Чем больше таких узлов мы выявим и ликвидируем, тем более системным станет наш подход. Это уже не игральный автомат „Замочи крота"», — считает она.
Генерал Пол Накасоне (Paul Nakasone), глава АНС и Киберкомандования, ранее намекнул на возможность точечных киберопераций, заявив, что враги Америки «намерены втянуть нас в невооруженный конфликт», сея недоверие и пытаясь подорвать наши выборы.
«Так выглядит нынешняя борьба за власть, и в будущем продолжится то же самое», — заявил он на форуме в Вашингтоне.
Послужной список Киберкомандования в зарубежных операциях невелик. Ранее оно проводило операции против «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация, прим. ред.), чтобы помешать террористической пропаганде и вербовке экстремистов. В рамках операций проводились атаки на компьютеры, заканчивавшиеся с переменным успехом.
На данном этапе оценить эффективность американских киберопераций сложно. Ожидается, что свой доклад директор национальной разведки Дэн Коутс (Dan Coats) представит после ноябрьских выборов.
Однако некоторые официальные лица уже заявили, что начавшиеся операции снизили эффективность вмешательства Москвы — хотя бы частично.
Аналогичным образом британские официальные лица заявили, что активность российской пропаганды снизилась после того, как были установлены личности российских агентов разведки, причастных к отравлению бывшего российского шпиона, произошедшего весной, а голландские власти сорвали российскую кибератаку на Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО).
По мнению сторонних экспертов, основная причина, почему российские тролли стали менее успешны — это последовательная работа технологических гигантов. Чистки среди российских или связанных с Россией профилей в Твиттере и Фейсбуке ослабили пропагандистские усилия Москвы, сообщил Бен Ниммо (Ben Nimmo), эксперт по российской дезинформации и сотрудник цифровой лаборатории Атлантического совета.
Некоторые американские чиновники заявили, что расстроены «нерешительностью» президента Трампа по отношению к русским, замешанным в попытках влияния. Господин Трамп неоднократно увиливал от ответа, признает ли он, что русские вмешивались в выборы 2016 года для содействия его президентской кампании.
Тем не менее, по их словам, правительство едино во мнении, что российская кампания имела место, и требует решительных мер, чтобы остановить дальнейшее вмешательство.
По словам американских чиновников, новая кампания позволит остановить вмешательство России в промежуточные выборы 2018 года, равно как и ее дальнейшие вторжения. Новые операции Киберкомандования отражают требование министра обороны Джима Мэттиса (Jim Mattis) расширить роль Пентагона в противодействии русским хакерам, которые угрожают США и их союзникам. На операциях по обеспечению безопасности выборов настаивает и советник по национальной безопасности Джон Болтон (John Bolton).
В прошлом месяце господин Болтон объявил о создании новых органов информационной войны, однако никаких подробностей Белый дом не привел. В соответствии с новыми директивами господин Трамп передал право на апробацию определенных действий совету национальной безопасности, министру обороны или руководителю Киберкомандования, в зависимости от характера операции.
На исходе срока полномочий администрации Обамы, когда были раскрыты подробности вмешательства России в выборы 2016 года, официальные лица в частном порядке подтолкнули Киберкомандование и АНС к разработке возможных ответов.
Как сообщил один бывший чиновник, Киберкомандование и АНС поначалу сомневались, опасаясь, что непосредственные попытки пресечения деятельности Москвы раскроют наиболее секретные из американских методов шпионажа.
Приняв на себя в мае руководство Киберкомандованием и АНС, генерал Накасоне заявил, что уполномочен действовать против врагов, угрожающих американским выборам. По линии обоих ведомств он продвигает ряд решений, чтобы пресечь всякое вмешательство.
По заявлению американских чиновников, попытки России дестабилизировать американские выборы тесно связаны с подрывной работой Москвы в Европе.
Согласно обвинениям, предъявленным в пятницу, Елена Алексеевна Хусяинова, бухгалтер из Санкт-Петербурга, замешанная в дезинформационной кампании в США, также участвовала в аналогичных операциях в Европе и на Украине, что говорит о намерении Москвы ослабить как своих непосредственных соседей, так и весь Запад.
Киберкомандование направило своих сотрудников на Украину, в Македонию и Черногорию для усиления защиты от российских хакеров, нацеленных на правительственные сети восточной и южной Европы.
По словам высокопоставленного черногорского чиновника, США помогают Черногории удалять российских агентов изо всех незасекреченных госсетей страны. На то, чтобы обнаружить и прикрыть все точки доступа для российских хакеров, может потребоваться несколько месяцев кропотливой работы. По словам чиновника, в секретные правительственные сети русские пока не проникли.
Европейские лидеры неоднократно просили США расширить помощь в обеспечении кибербезопасности и блокировании российского вмешательства.
Литва сотрудничает с США в том, что касается подготовки военных специалистов по кибербезопасности, а также исследований и разработок в этой области, сообщила президент Даля Грибаускайте. Вместе с тем госпожа Грибаускайте добивается расширения сотрудничества, включая присутствие военных экспертов в литовском центре кибербезопасности на ротационной основе.
«Мы наблюдаем постоянный рост вызовов кибербезопасности, включая информационный фронт, пропаганду и, с некоторых пор, фейковые новости, — сообщила госпожа Грибаускайте. — Их методы и инструменты становятся все более изощренными с каждым днем».