За недавнее время портал «Бэйго фану» получил огромное количество писем от российских военно-промышленных предприятий, в том числе от крупной компании «Ростех». В письмах подробно рассказывалось о предстоящей выставке, в которой примет участие компания, и также о том, что планируется представить экспортный вариант известного истребителя Су-57 и легкого транспортного самолета Ил-112ВЭ.
В своем письме «Ростех» кратко рассказал о Су-57Э. Су-57Э — это многофункциональный истребитель пятого поколения, способный наносить удары по воздушным, наземным и встречным целям в любых погодных условиях и в сложной электромагнитной обстановке. По сравнению с четвертым поколением, главное преимущество Су-57Э заключается в необычайно малой эффективной отражающей поверхности, которая позволяет снизить заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, делая самолет практически «невидимым». Также отличительной чертой пятого поколения является защищенность авионики и вооружения от помех, а также способность развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость.
В письме также отмечалось то, что Су-57Э превосходит существующие истребители поколения 4++ по 4 ключевым параметрам:
1) многофункциональность
2) автоматизация и интеграция технологий искусственного интеллекта в процесс нанесения ударов по цели
3) наличие высокоточного управляемого оружия дальнего действия, способного наносить удары по нескольким целям
4) высокая степень маневренности
В подобных описаниях сейчас чрезвычайно популярен научно-технический термин «искусственный интеллект». Впервые он использовался в контексте Су-57, и, судя по всему, это был первый раз, когда шла речь об использовании искусственного интеллекта в боевых самолетах. В описаниях явно прослеживались элементы рекламы, тем не менее это действительно показывает высокую степень автоматизации Су-57. Ранее портал «Бэйго фану» неоднократно затрагивал данную тему, обратимся к ней еще раз.
По словам российских представителей, Су-57 может выполнять 90% задач в автоматическом режиме, пилот нужен лишь для принятия решений, затем по нажатию кнопки выбранное оружие наносит удар по цели. Су-57 даже может работать полностью автоматически по подготовленной на базе программе, в таком случае пилот ответственен только за нажатие пусковой кнопки. Если пилот теряет сознание, высокоавтоматизированная система сможет спасти самолет.
Ключевую роль в такого рода высокой автоматизации играет «мозг» самолета — «информационно-управляющая система» (ИУС). Выглядит так, будто «знания» целой группы исследователей поместили в компьютерную программу, которая призвана помогать пользователю. В России это назвали «электронным пилотом» и «пилотом-невидимкой». На первый взгляд это кажется чем-то новым, однако подобные технологии уже внедряются в промышленность. Например, мы все чаще и чаще слышим выражение «экспертная система», которое относится к области искусственного интеллекта. Однако разработка информационно-управляющей системы на борту российского боевого самолета по-прежнему довольно актуальна.
Одним словом, механизм функционирования ИУС основывается на работе мощных датчиков на борту самолета, которые собирают данные о противнике и проводят их комплексную обработку. На современных самолетах есть множество датчиков, которые без труда получают большие объемы информации и также с легкостью помещают все эти данные в компьютер. Но проблема заключается в том, как лучше интегрировать эту информацию? Как эффективно и не слишком сложно вносить рекомендации? Необходимо полагаться на реальные знания и опыт летчиков и военных, а не на безосновательные предположения инженеров-конструкторов.
Несомненно, 15 лет назад России сложно было спроектировать подобную систему, приходилось начинать практически с нуля. Главный конструктор ИУС Дмитрий Грибов отмечал, что в то время было очень много сложных моментов в разработке такой системы, вплоть до того, что даже не было надежных волоконно-оптических линий связи, но в конечном итоге разработка была завершена и были достигнуты определенные успехи. ИУС или «электронный пилот», установленный на борт Су-57, уже может на основе результатов, полученных после обработки, предлагать пилоту перечень возможных действий. Например, на основе полученных данных система может очень четко определить степень угрозы той или иной ракеты, и на основе этого пошагово объяснить пилоту, как стоит и как не стоит действовать. Таким образом значительно возрастает боевая эффективность самолета.
Интересно, что в прошлом, подсчитывая стоимость авионики, брали в расчет только стоимость оборудования — «железа», сейчас же важнейшую роль в авионике играет программное обеспечение, и такой подсчет стоимости кажется устаревшим, так как в современной технической продукции стоимость программного обеспечения обычно в разы дороже. В ходе скоординированной работы организации-разработчика «Сухой» и военных ведомств стоимость программного обеспечения ИУС впервые была включена в общую стоимость самолета.
Су-35 стал платформой для предварительных испытаний функций Су-57, в большой степени была использована структура авионики Су-57, включая ИУС, которая учитывала успехи развития так называемых «технологий искусственного интеллекта». Китай приобрел Су-35, получив возможность изучить часть новых технологий самолетов пятого поколения.