Недавно на пресс-конференции в Министерстве обороны КНР заместитель начальника информационного отдела и пресс-секретарь оборонного ведомства Жэнь Гоцян выступил с заявлением о проведении в акватории Южно-Китайского моря суточных учений повышенной интенсивности с участием новейших военных самолетов военно-морской авиации Южного военного округа H-6G и H-6J.
Таким образом Министерство обороны Китая впервые сообщило всему миру о существовании нового бомбардировщика H-6J. Этот бомбардировщик, способный переносить на борту сверхзвуковые противокорабельные ракеты YJ-12, повысит боеспособность морской авиации КНР.
От H-6D до H-6J
Крупные средние бомбардировщики Н-6 — «ветераны», выпущенные в серийное производство и принятые на вооружение в 1969 году. Все модели самолетов и вертолетов ВВС, ВМС и армейской авиации КНР, состоящие на вооружении, не раз заменяли на новые. Только среди крупных бомбардировщиков на протяжении 50 лет с 1969 года задачи по нанесению оперативно-тактических и дальних стратегических ударов выполняют самолеты Н-6 и его модернизированные версии.
Во время конкурса «Авиадартс-2016» к китайской команде подошел 92-летний россиянин, который в 1959 году в качестве инструктора помогал китайским курсантам осваивать Ту-16. Первое, что он спросил у них, было: «У вас в Китае, больше не используют Ту-16?» Стоит отметить, что на «Авиадартс-2017» Китай отправил H-6K, который превзошел российский Ту-22М3 и занял первое место в соревновании бомбардировщиков, неожиданно получив максимальный балл.
После блистательного дебюта стратегического бомбардировщика H-6N во время парада, посвященного 70-летию со дня образования КНР, китайцам продемонстрировали новых представителей — H-6G и H-6J. В отличие от H-6K и H-6N, принимавших участие в большом параде 2019 года в составе ВВС КНР, новые модели относятся к другой мощной военно-воздушной структуре — морской авиации. К тому же H-6G и H-6J выглядят более бледно и таинственно в своем традиционном «белом одеянии», чем H-6K и H-6N.
На мой взгляд, все бомбардировщики типа Н-6, появлявшиеся на протяжении последних 50 с лишнем лет, можно отнести к трем поколениям, основываясь на времени разработки и техническом уровне. При этом H-6G будет относиться ко второму поколению, H-6J — к третьему, а его предшественник H-6D — к первому. Если посмотреть на историю развития самолетов типа Н-6, то можно увидеть, какое важное место занимает в ней H-6D, выступая в роли некой вехи. Это не только первый бомбардировщик типа Н-6, созданный для авиации ВМС, он также представляет собой первый бомбардировщик с возможностью переноса и запуска ракет. В процессе разработки Н-6D вместе с противокорабельной крылатой ракетой YJ-6 столкнулся с большими трудностями. Проект был запущен в 1965 году, а завершился только в 1985 году.
Разработка бомбардировщика с противокорабельными ракетами H-6D не только снабдила авиацию ВМС Китая платформой для нанесения дальнего удара по надводным кораблям противника, но и положила начало эпохи «ракетизации» бомбардировщиков типа H-6. Впоследствии ВВС также выдвинули запрос на создание новой модели бомбардировщика Н-6, способного переносить и запускать ракеты класса «воздух-поверхность». Таким образом авиационная промышленность создала Н-6Н, основываясь на конструкторских решениях H-6D.
H-6D занимает лидирующее место среди бомбардировщиков Н-6, созданных для воздушных сил ВМС. Авиационная промышленность решила создать второе поколение бомбардировщиков с противокорабельными ракетами, а именно H-6G, о которых говорили в Министерстве обороны. По сравнению с H-6D, в новом бомбардировщике была модернизирована не только авионика, система управления огнем, навигации, определения местонахождения, связи и передачи данных, РЭБ, радиолокационного и ракетного предупреждения, но и ракетное вооружение. Бомбардировщик первого поколения H-6D мог переносить только две ракеты YJ-6 с относительно слабыми характеристиками, а на H-6G будут подвешиваться более современные противокорабельные ракеты YJ-83, число которых увеличилось до четырех штук. Однако техническое развитие китайских противокорабельных ракет движется с огромной скоростью, и вскоре H-6G будет модернизирован до модели H-6L. Данный бомбардировщик будет оснащен наиболее прогрессивной сверхзвуковой противокорабельной ракетой дальнего радиуса действия YJ-12. Учитывая существование более передового преемника, H-6G будет продолжать переносить различное подвесное электронное оружие, сопровождая группу противокорабельных самолетов Н-6. В то же самое время самолет может переносить и запускать ракеты YJ-83. Сверхзвуковые ракеты YJ-12 много раз появлялись на военных парадах, их дальнобойность превышает 450 километров, они обладают прекрасной способностью проникновения к цели, а также атаки из-за пределов зоны досягаемости корабельных средств ПВО противника, что обеспечивает высокую безопасность переносящему их самолету.
Когда для ВВС был готов первый бомбардировщик типа Н-6 третьего поколения — Н-6К — полным ходом шла работа по созданию модели для морской авиации, самолета H-6J, который мы можем наблюдать сейчас. Общие конструкторские решения, в том числе строение фюзеляжа, основного крыла и двигателя H-6J унаследовал от Н-6К, однако из-за особенности боевого применения силами военно-морской авиации, были внесены изменения во внутреннее оборудование и подвесное вооружение.
Например, на концах крыльев H-6J появилось по паре небольших креплений, предназначенных для подвесного электронного оружия, а под фюзеляжем оборудование для связи с противокорабельной ракетой. При этом важно отметить, что H-6J может быть оснащен шестью ракетами, в том числе сверхзвуковыми противокорабельными ракетами дальнего радиуса действия YJ-12 и дозвуковыми противокорабельными ракетами YJ-83. Возможно, в будущем бомбардировщик сможет также переносить противокорабельную крылатую ракету большой дальности YJ-18, сочетающую дозвуковой и сверхзвуковой режимы полета.
Можно сказать, что с момента создания H-6D до появления H-6J способность морской авиации выпускать ракеты по надводным целям с воздуха развилась практически с нуля, она была слабой, но теперь окрепла и вышла на мировой уровень. Благодаря характеристикам самого бомбардировщика и переносимых им ракет, совокупная боеспособность H-6J намного выше российского самолета морской авиации Ту-22М3.
Боевое назначение бомбардировщиков типа Н-6 авиации ВМС
Вероятно, у читателей возник вопрос: почему ВВС и военно-морская авиация не могут использовать одинаковые модели бомбардировщиков класса Н-6. Разве такая унификация двух видов войск не способствовала бы снижению расходов и упрощению материально-технического обеспечения?
На самом деле среди бомбардировщиков Н-6 есть модели для ВВС, а есть для ВМС. Это продиктовано тем, что авиация этих видов войск имеет различное назначение на поле боя. В случае с морской авиацией, главная задача состоит в захвате и удержании контроля над воздушным пространством над морской территорией, поддержке собственных войск при проведении морских военных операций, обеспечении захвата и удержания превосходства на море. Поэтому первостепенная задача бомбардировщиков Н-6 в составе авиации ВМС КНР — выпускать ракеты по надводным кораблям противника. Если противокорабельные силы достаточно мощны, то можно расширить сферу применения бомбардировщиков морской авиации Н-6, например, использовать их для уничтожения прибрежных аэродромов, баз, портов и других важных военных объектов противника, а также для установки мин, ведения электронной войны, морской разведки, патрулирования, обеспечения связи и навигации.
Применение бомбардировщиков Н-6, относящихся к авиации ВМС и ВВС при проведении противокорабельных операций во многом отличается. Например, все единицы ВМС, такие как надводные корабли, подводные лодки, самолеты, а также береговые командные пункты, связаны независимой цепью передачи данных. Таким образом, система связи противокорабельных бомбардировщиков Н-6, применяемых в военно-морских силах нуждается в целенаправленном переоборудовании.
Бомбардировщики H-6G и H-6J не просто так были упомянуты вместе. На самом деле в ходе учений морской авиации будет отрабатываться их совместное применение. Эти две модели бомбардировщиков прекрасно сочетаются, так как предназначены специально для ведения огня по крупным авианосным группам противника. В ходе предполагаемого оперативного использования, смешанный летный строй, состоящий из H-6G и H-6J, будет направлен в морскую зону дислокации крупной авианосной группы противника под прикрытием истребителей сопровождения. Когда с авианосцев будут выпущены палубные истребители для перехвата, в схватку с ними вступят китайские истребители сопровождения, прикрывающие бомбардировщики H-6G и H-6J, которые направятся к определенному участку воздушного пространства для пуска ракет.
В то же время H-6G, несущий крупные средства РЭБ, способен на протяжении всего полета осуществлять поддержку и подавлять палубную авиацию противника, в особенности это касается корабельных самолетов РЭБ EA-18 «Гроулер» (EA-18 Growler) и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Грумман E-2 «Хокай» (Grumman E-2 Hawkeye). Кроме того, бомбардировщик H-6G отвечает за подавление и наведение помех на корабельные радиолокационные станции противника, в частности, систему «Иджис». Когда воздушные и надводные системы радиолокационного обнаружения противника полностью подавлены и заглушены помехами, бомбардировщик H-6J начинает вести массированный удар дальними сверхзвуковыми ракетами YJ-12, дозвуковыми ракетами YJ-83 из-за пределов радиуса действия корабельных зенитных ракет типа «Стандарт».
Каждый бомбардировщик H-6J может быть оснащен шестью противокорабельными ракетами, в то время как система «Иджис» имеет 12 каналов ведения огня, однако в случае применения радиоэлектронного подавления и наведения помех, их количество сокращается. Таким образом, если четыре корабля крупной авианосной группы противника будут оснащены системой «Иджис», достаточно как минимум восьми китайских бомбардировщиков H-6J, чтобы нанести удар со сплошным поражением.
В условиях реальных боевых действий Китай будет совместно применять различные рода и виды войск. Поэтому совместно с ракетами, выпускаемыми с кораблей и подлодок, а также баллистическими ракетами, противокорабельные ракеты H-6J, смогут обеспечить наиболее мощный смертоносный удар со сплошным поражением.
Кроме того, H-6J оснащен подвесным оборудованием РЭБ, предназначенным для самозащиты. Если прорвавшийся палубный самолёт противника выпустит по группе китайских бомбардировщиков ракету с активным радиолокационным самонаведением, то в целях самозащиты H-6J воспользуется радиоэлектронным оборудованием для наведения помех и избежит угрозы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 3 Очень смешно читать про полёт конструкторской мысли, в результате которой всё равно лицензионный Ту-16. 
| 1 стратегическая авиация против авианосцев (АУГ собственно)..я столько не выпью... Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 levenkool:), а чего мелочиться? 
| 0 0ncnjqybr, Китай - не Союз..масштаб не тот... 
| 0 levenkool:), Ту-95К-22. 
| 0 levenkool:), не, это все норм,только 450 км для ракеты, которой хотят поразить авианосец - это мало. Чтобы не входить в зону ПВО, которую обеспечивают f/a-18 пуск нужно иметь возможность осуществить за 800-1000км. иначе это билет в один конец. 
| 0 puh, И не факт, что хоть что-то из дозвукового долетит. 
| 0 В свое время американцы настояли на уничтожении Ту-16 Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 maksim, должно быть, путаешь с украинскими Ту-160. К моменту распада СССР устаревшие Ту-16 уже не представляли опасности для натовцев. 
| -40 Китаезы удосолижились на аналитическую статью? А то все триада, три ада бубнят. 
| 0 Лучше пусть хвастаются модернизацией устаревших бомбардировщиков, чем делают новые как сосиски. 
| 1 Ту-104? Не? У меня в детстве был такой - ездил по полу на батарейках и мигал лампочками в соплах 
| 1 Всяк кулик своё болото хвалит. Однако не подлежит сомнению, что Китай стремительно развивается и военной сфере также заметен большой прогресс. Такие самолеты и такие ракеты делают американские авианосцы мишенью, которая может быть уничтожена с большой вероятностью. Во всяком случае в акватории морей, которые окружат Китай. Если учесть,что американская стратегия проецирования силы в значительной мере основана на присутствии авианосных группировок, которые обладают огромной ударной мощью, но очень дорогие. И вывод из строя даже одного авианосца очень большая потеря и весьма существенное ослабление возможностей мобильной группировки. Это неминуемо девальвирует такой род войск, если только американцы не найдут способ сбивать сверхзвуковые ракеты и обеспечивать надежную защиту своих гигантов. Но как известно, оружие нападения прогрессирует быстрее оружия защиты и последнее никогда не дает полной гарантии. То есть, сам факт того, что Китай в состоянии уничтожить боевые возможности авианосных соединений ВМС США переводит ситуацию в состояние, когда глобальное превосходство США постепенно становится региональным. Что безусловно можно приветствовать. Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 eugene_kkk, китайцы в лучшем случае дотянулись до техического уровня того же Ту-95К-22. 
| 0 jadefalcon, надо помочь Китаю. Настало время. Отношения с США плохие. И перспектива с их стороны сделать их ещё хуже. Потому надо на это соответствующим образом реагировать. В интересах России, чтобы Китай был союзником. Нельзя быть союзником наполовину. Китай не стремится стать глобальной военной сверхдержавой. Но будучи экономическим гигантом имеет глобальные интересы. Поскольку США воспринимают РФ как врага, равно как и Китай, то союзникам надо помогать друг другу. Если США стали поставлять летальное оружие на Украину, то Россия может это тем более делать в отношении Китая. 
| 0 eugene_kkk, какая проблема, пусть покупают российское оружие и технику. А если хотят нахаляву, то это к СССР. 
| 0 eugene_kkk, в статье рассуждали над возможностью уничтожить крейсер УРО максимум. тогда да, пуск будет произведен за пределами зоны обнаружения. а с АУГ дела обстоят сложнее. Если АУГ в боевом порядке перемещается, то над ними пара Хокай болтается и обеспечивает в радиусе 500..600 км разведку воздушной обстановки, т.е. пуск производится в зоне детекции ПВО и возможным противодействием со стороны палубных f/a-18 
| 0 puh, с этим надо помочь китайским союзникам. Чем больше китайские ракеты будут американцам не в жилу, тем меньше в нашу сторону смотрит американских ракет. Тем более, что китайцы в своем праве. Они развивают в первую очередь потенциал в своем регионе, в котором американцы хотят продолжать доминировать. На это не нравится в Европе, можно согласиться, что это не нравится китайцам. Сейчас не осталось причин, по которым нам надо китайцев опасаться больше американцев. Поскольку конфликт интересов последних с американцами принял уже системный характер, то пора заявить, что мы с Китаем. Хотя и не против Америки. Пусть доминируют в своем регионе и не претендуют на глобальное. 
| 0 Ну что тут скажешь? Планёр Ту-16 останется планёром Ту-16, как его не модернизируй. Собственно это - всего лишь платформа для применения ПКР. И да, туда можно поставить более экономичные турбовентиляторные двигатели, можно впихнуть новейшую электронику. Сделать комплекс из самих носителей Ту-16, самолётов типа АВАКС и наземных станций. Старичок ещё повоюет, если придётся. Главное - навесить на всё это правильные ракеты. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Jackson 57, видимо эксплутационный ресурс позволяет. (Как в своё время туполевцы его облегчали без ущерба для прочности, даже легендой стало.) 
| 0 Такие великие китайские инженеры, сами создать ничего не могут, либо стибрят, либо лицензию по дещвке купит, что самолет тот же Ту16, что автомобили, ну тут они скопировали и скрестили ворованное всех марок машин мира. Но как бы то ни было они теперь выбирают президента Америки, Байден говорят уже прибыл из Китая и привез от них подарок 1,5 ярда баксов, править то будет он немного, потом его уберут по болезни и править будет черная их Калифорнии. Раньше просто так говорили что Путин назначает, теперь четко и конкретно, вот сколько бабок дали и Байден буден, тогда дадим еще. 
| 1 Надо же, Ту-104 еще в строю... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 5 августа 2018 В Швейцарии 20 человек погибли при крушении транспортного самолета немецких войск времен Второй мировой войны. Об этом сообщает газета Süddeutsche Zeitung. По предварительным данным, самолет «Юнкерс-52» (Junkers JU52 HB-HO) разбился в горной местности. На его борту были 17 пассажиров и три члена экипажа. Крушение произошло на высоте 2,5 километра, самолет ударился о склон горы вертикально и на высокой скорости. В настоящее время причины авиакатастрофы выясняются, ведутся поисково-спасательные работы. Разбившийся самолет был построен в 1939 году, он принадлежал компании JU-Air, которая входит в Ассоциацию друзей швейцарских ВВС. Компания владеет тремя «Юнкерсами». Они используются для экскурсионных полетов над Альпами. Пилотируют их бывшие военные летчики. lenta.ru/news/2018/08/05/junkers 
| 0 Сама конструкция Ju-52 ещё старше: результат эволюции самолётов "Юнкерса" 20-х годов, одномоторный вариант Ju-52/1m впервые взлетел в 1930 году, трёхмоторный (классический) двумя годами позже.
Показать новые комментарии (0)2m
levenkool:)
0ncnjqybr
levenkool:)
jadefalcon
puh
Jackson 57
maksim
jadefalcon
сияющий в лесу
jadefalcon
поцреот_нелибераст
eugene_kkk
jadefalcon
eugene_kkk
jadefalcon
puh
eugene_kkk
Jackson 57
jadefalcon
sergeivanovich
Skypups
jadefalcon
jadefalcon
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)