Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Yahoo News Japan (Япония): если взять британский двигатель и оригинальные крылья, получим сильнейший в мире истребитель МиГ-15!

Подробности «МиГ-шока», потрясшего мир

© РИА Новости Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанкМеждународный авиационно-космический салон МАКС-2019. День пятый
Международный авиационно-космический салон МАКС-2019.  День пятый - ИноСМИ, 1920, 28.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В свое время советский МиГ-15 был сильнейшим истребителем в мире. Уникальным его делало стреловидное крыло, которое на тот момент еще не использовалось в самолетах других стран. МиГ-15, появившийся на Корейской войне, и его «пугающие характеристики» повергли в шок не только США. Но не обошлось без ложки дёгтя.

«МиГ-шок» в небе во время Корейской войны

Высокоэффективный советский реактивный истребитель МиГ-15, появившийся на Корейской войне, поверг в шок не только США, но и другие западные страны. 

Неофициально это явление получило название «МиГ-шок». Конструкторское бюро «МиГ» тут же прославилось на весь мир. В 2020 году исполнилась 70-я годовщина «МиГ-шока». 

По меркам 1950 года МиГ-15 был истребителем, обладавшим пугающими характеристиками. Они были настолько впечатляющими главным образом по двум причинам.

Во-первых, двигатель Nene компании Rolls-Royce. Nene — это крайне мощная и надежная силовая установка. Великобритания официально предоставила ее СССР незадолго до того, как на фоне холодной войны обострилась советско-британская конфронтация. 

Во-вторых, стреловидные крылья, снижающие сопротивление по мере приближения к скорости звука. Технология стреловидного крыла была показана частной компанией еще до Второй мировой войны, однако важное значение такой конструкции придавала только Германия, которая проводила соответствующие испытания. Благодаря победе над фашистской Германией СССР получил в свое распоряжение эти данные. 

То есть не будет преувеличением сказать, что МиГ-15 — это советский истребитель с британским двигателем и немецкими разработками в области аэродинамики. 

«СССР, который может только присваивать британские или немецкие технологии, не сможет разработать продвинутый истребитель» — в то время так считали многие западные эксперты в области самолетостроения. 

Тем не менее, когда выяснились реальные характеристики МиГ-15 во время Корейской войны, мир был поражен тем, что кроме F-86 Sabre все британские, французские и американские истребители уступают советской машине. 

Почему невозможно победить МиГ-15, несмотря на двигатель Nene?

Стоит отметить, что Великобритания, разработавшая двигатель Nene, на тот момент являлась мировым лидером в области силовых установок для самолетов. Тем не менее, несмотря на обладание Nene, с конструкцией самого самолета, которая также имеет громадное значение, были определенные проблемы. 

У ВМС Великобритании было две модели истребителей с двигателями Nene. Hawker Sea Hawk — был сделан на основе палубного истребителя Hawker Sea Fury, на который устанавливался двигатель внутреннего сгорания. 

За основу Supermarine Attacker вообще был взят Supermarine Spiteful из 1930-х годов. Они могли развить только 950 километров в час, что почти на тысячу километров в час меньше, чем у МиГ-15. 

Более того, ВМС Великобритании не успели к Корейской войне, поэтому им пришлось направлять против МиГ-15 пропеллерные истребители. 

Теперь рассмотрим французские самолеты. Во время Второй мировой войны Франция долгое время находилась под контролем Германии. Вновь разрабатывать самолеты она начала только после окончания войны. 

В результате Франция отставала в сфере разработки реактивных двигателей, поэтому на модель Dassault Ouragan был установлен двигатель Nene. ВВС Израиля, импортировавшие эти истребители, иногда побеждали в боях с МиГ-15, но им было далеко до советских самолетов, как и британским машинам. 

И наконец, ВМС США. Основной американский палубный истребитель Grumman F-9 Panther (F9F) также приводился в движение двигателем Nene. До 1950 года все американские палубные истребители были провальными. И только F9F ожидал успех. Но несмотря на это, он был медленнее МиГ-15 на 100 километров в час. F9F побеждали в боях с МиГ-15, но им было непросто сделать это в силу худших характеристик.

Сбить МиГ-15! Началась активная разработка истребителей со стреловидным крылом

Естественно, противники не могли молча наблюдать за успехами МиГ-15. В связи с этим они начали в спешке разрабатывать самолеты со стреловидным крылом, которое делало МиГ-15 уникальным.

Sea Hawk превратился в Hunter, Attacker — в Swift, Ouragan — в Mystère IV, а F9F Panther — в Cougar. Все эти самолеты получили характеристики, сравнимые с МиГ-15 и его преемником — МиГ-17, благодаря чему их «карьера» была весьма успешной. И лишь только Swift считался изгоем в этой компании. 

Пробный запуск двигателя Nene компании Rolls-Royce состоялся в 1944 году, когда шла Вторая мировая война, но несмотря на это, он был настолько великолепен, что используется даже сейчас, в 2020 году. 

Именно поэтому в 1950-е годы мировые производители истребителей старались заполучить эту силовую установку, однако наибольшую пользу из нее извлек вражеский СССР, разработавший МиГ-15. Крайне интересно то, что западный козырь породил самого сильного в мире «финального босса».

У советских соперников МиГ-15, ЯК-23 и ЛА-15, которые разрабатывались в то же время, были двигатели Rolls-Royce Derwent, представлявшие одно поколение с Nene. Если бы Великобритания не предоставила СССР двигатель, то, возможно, никакого «МиГ-шока» и не было бы. По крайне мере, СССР точно опоздал бы на несколько лет. 

Комментарии японских читателей

Yam

После внедрения F-86 финальный ущерб составил около ста F-86 и примерно 800 МиГ-15. Сначала воздушное пространство, где появлялись таинственные МиГи, называли «коридором МиГа». Там было опасно даже B-29. Однажды северокорейский пилот угнал один МиГ-15 и посадил его в аэропорту Кимпхо. Американцы подробно изучили этот самолет. Выяснилось, что это был легкий истребитель, который хорошо подходит для воздушного боя, — мощный и маневренный. Но также вскрылись и слабые стороны: не было радарного прицела, боекомплект автоматической пушки, а также дальность полета были маленькими. Поэтому счет в пользу западных стран стал быстро расти. Потом в 1976 году сверхсекретный МиГ-25 угнал советский пилот. Он посадил его в аэропорту Хакодатэ. Благодаря этому все его функции стали доступны ВВС Японии и американским войскам.

Sat

Когда я был школьником, я случайно видел, как МиГ-25 садился в аэропорту Хакодатэ. У меня до сих пор перед глазами его фюзеляж с красными звездами. Также хорошо помню рев его двигателей. После занятий мы с одноклассниками сели на велосипеды и поехали смотреть его. Он еще не был накрыт. Мы очень боялись атаки СССР, когда за МиГ-25 прилетел американский транспортник. 

Kam 

Тогда Великобритания легко делилась передовыми технологиями. Цель была в том, чтобы получить новый контракт за счет демонстрации технологий. Но не только в этом. Также они собирали эксплуатационные данные. Япония заказала у Великобритании крейсер «Конго», нашпигованный передовыми технологиями, а затем применила эти технологии и построила три корабля — «Харуна», «Хиэй» и «Кирисима». Если бы не было «Конго», то Япония отстала бы в области кораблестроения. Кстати, когда «Конго» модернизировали, японские сверла не могли взять его борта. Это говорит о том, что британские технологии были хороши во всех сферах, даже в области металлургии. 

Per

«МиГ-шок» был не только во время Корейской, но и Вьетнамской войны (МиГ-21). Его преемник, МиГ-25, вообще произвел небывалый фурор. МиГ-29, который впервые появился в небе над Финляндией, также произвел неизгладимое впечатление. Сейчас в основном шокирует Сухой. 

Sup

Если отбросить трагедию войны, а также электронные функции, то МиГ-21, МиГ-29 и Су-27 были красивыми. Регулируемое сопло и название вызывают вопросы, но в целом они крутые. Они часто появлялись в манге или видеоиграх. Сцена из «Топ Ган», когда один пилот спрашивает другого «У вас с МиГом был поворот с отрицательной перегрузкой?», это говорит не только об опасном маневре, но и о страхе перед возможностями советского истребителя. 

Jin

В Национальном музее Военно-воздушных сил США есть МиГ-15 БИС. Именно его в 1953 году угнал северокорейский пилот. В то время американские войска щедро вознаграждали тех, кто угонял советские истребители. Пилот из КНДР получил сто тысяч долларов и гражданство в США. 

Сунайпа 2

Учитывая, что F-14 совершил свой первый полет через 20 лет после «МиГ-шока», можно понять, насколько непростым было развитие реактивной авиации во время холодной войны. 

SWAL B 737-200

Сначала МиГ-15 и МиГ-25 впечатлили, но когда их разобрали и исследовали, Запад заявил, что конструкция и оборудование на низком уровне. Тем не менее МиГ-15 — первоклассный продукт с точки зрения характеристик. МиГ-25 также произведение искусства — алюминиевые элементы выдерживают нагрев при скорости до трех махов. Авионика с вакуумными трубками также выдерживает колоссальные нагрузки. 

Med

Мой дед, который был стоматологом на базе Йокота, рассказывал моей маме, что он видел, как Б-29 вернулся на базу с простреленным фюзеляжем. Тогда он подумал, что США проиграют. 

Bbz

Современные технологии, касающиеся реактивных самолетов, берут начало в немецких «Мессершмитт» и «Юнкерс». Воздушные бои, которые мы видим на видео, очень быстрые. 

Yuj

Несмотря на это, у первых реактивных самолетов были проблемы с маневренностью. Также применялись различные ограничения, чтобы предотвратить остановку двигателя. Так что пропеллерные истребители все еще могли показать себя. На Корейском полуострове F-51 сбил несколько МиГ-15, однако МиГ-15 не уничтожил ни одного F-51.