Последствия недавних президентских выборов в Белоруссии являют собой хороший пример продолжающейся тщетности западных усилий противостоять влиянию России в «ближнем зарубежье». Кандидаты от оппозиции жалуются, что США и ЕС пренебрегли белорусской оппозицией. Как сообщается, Ярослав Романчук заявил: «ЕС и США должны придерживаться поддержки демократии и свободы слова, вместо того, чтобы игнорировать нас ради переговоров с властями». Сочувствующие оппозиции западные журналисты осудили американскую пассивность, заявив, что неготовность помочь оппонентам Лукашенко демонстрирует «упадок» Запада, как будто дополнительная агитация из Вашингтона смогла бы добиться хоть чего-то, кроме как подтвердить, что силы, выступающие против Лукашенко, пытаются расширить влияние западных правительств в регионах, где традиционно господствует Россия. 

В связи со всем происходящим, людям следовало бы задать себе вопрос: почему иностранные правительства вообще должны вмешиваться в белорусскую политику и вставать на чью-то сторону во внутренних делах страны. Когда «поддержка демократии и свободы слова» неизменно означает союз со слабыми силами оппозиции, зачем ЕС и США тратить свои ограниченные ресурсы на это? Если целью только не является возобновление ошибочных усилий «уменьшить» влияние России у ее собственных границ, у этих правительств нет никаких причин вмешиваться. 

Вслед за голосованием, в ходе которого подавляющее большинство голосов было отдано за Лукашенко, западные наблюдатели выступили с привычными и, вероятно, частично верными обвинениями в фальсификациях, но, как и в случае с автоматической западной реакцией на результаты прошлогодних президентских выборов в Иране, за этой критикой стоит предположение, что Лукашенко проиграл бы более свободные выборы. Это кажется очень маловероятным. Учитывая раздробленную, слабую оппозицию, кажется разумным, что у Лукашенко – гораздо более широкая поддержка, и вряд ли стоит удивляться тому, что давно находящийся у власти правитель, обладающий всеми преимуществами установившейся власти, имеет гораздо большую политическую базу [чем его оппоненты].

Одним из наиболее обнадеживающих признаков улучшающихся отношений между Россией и США и между Россией и Европой является тот сравнительно минимальный интерес, продемонстрированный западными правительствами в деле противостояния Лукашенко. Поскольку теперь западные правительства стремятся дистанцироваться от Лукашенко в ответ на жесткие меры, принятые им после выборов, они значительно упростили для Белоруссии и России процесс устранения разногласий, возникших за последние несколько лет. Сейчас им главное не агитировать за изоляцию Белоруссии или смену режима, предпринимая отчаянные попытки оказать свое влияние на эту страну. Кроме того, западным правительствам не нужно следовать совету польского, чешского и шведского министров иностранных дел, которые хотят отказаться от взаимодействия с правительством и «углубить отношения с демократами Белоруссии».   

Опыт трех республик, прошедших через «цветные» революции, показывает, что от усилий превратить эти государства в «прозападные» пешки больше всего пострадало население этих стран. Нагнетание нестабильности или попытки сместить Лукашенко принесут народу Белоруссии больше страданий, чем что-либо еще. Эти шаги не изменят ориентацию Белоруссии на длительный срок, а политическая нестабильность, которую они принесут стране, наверняка нанесет ущерб общему благосостоянию населения.    

Если бы выборы прошли в соответствии со стандартами иностранных наблюдателей, и Лукашенко все равно победил с легкостью, стали бы представители Запада делать вид, что возмущены результатами? Почти наверняка нет. Мы отчетливо видим это в практически полном исчезновении западного интереса к старой «оранжевой» коалиции на Украине, продемонстрированном нам в прошлом году. В ходе последних президентских выборов на Украине Тимошенко явным образом была предпочтительным кандидатом для западных политиков и СМИ, но даже большинство из ее сторонников понимали, что с точки зрения стратегии, «прозападная» (т.е. открыто антироссийская) ориентация украинского правительства не жизнеспособна. Вслед за ее поражением и оттепелью в отношениях с Россией, наступившей с подачи президента Януковича, представители Запада как официально, так и неофициально, потеряли практически всякий интерес в деле «оранжистов», так как они утратили для них какую-либо пользу, и оказалось, что у них нет той общественной поддержки, которую им приписывал Запад. Вместо этого, «оранжевые» потерпели поражение на свободных выборах.

С момента избрания Януковича правительство Украины показало, что открыто интеграции с Европой и сотрудничеству с США на своих собственных условиях, но что оно не будет жертвовать своими отношениями с Россией в процессе. Когда у власти еще находился Ющенко, он изображал происходящее так, будто Украина должна была сделать выбор в пользу интеграции с Европой за счет хороших отношений с Россией, и заставляя украинцев сделать этот выбор, в конце концов, он противопоставил себя и свое движение экономическим и политическим интересам Украины и оказался проигравшей стороной. Западная реакция на репрессивные меры Лукашенко поставила белорусское правительство перед суровым выбором: продолжение «конструктивного взаимодействия» или полная ориентация на Россию. Неудивительно, что Лукашенко выбрал второе. 

Сегодня западным правительствам нужно смириться с идеей, что в ближайшее время Лукашенко никуда не исчезнет, и что в обозримом будущем Белоруссия не сойдет с российской орбиты. Белоруссия и ее правительство не должны превратиться в еще одну «проблему», которую Вашингтон и Брюссель используют в качестве придуманного предлога для новых жалоб, адресованных Москве. Они должны использовать результаты этих выборов как полезное напоминание о том, что влияние России в «ближнем зарубежье» останется сильным, и что это не проблема, которую нужно решать, и не причина саботировать усилия по улучшению отношений с Россией. Западные правительства действительно относились к белорусской оппозиции с безразличием, и ради Белоруссии и стабильности в Восточной Европе им нужно и дальше оставаться безразличными, признавая тот факт, что происходящее – это внутреннее дело Белоруссии, не имеющее никакого отношения к США или ЕС.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.