Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Глава 'Shell': Я боюсь за планету

'Признание' главы 'Shell' потрясло нефтяную промышленность

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Признание' главы 'Shell' потрясло нефтяную промышленность Глава одной из крупнейших нефтяных компаний мира признает, что угроза климатических изменений внушает ему 'по-настоящему серьезное беспокойство за судьбу планеты'. В интервью, опубликованном сегодня 'Guardian' в разделе 'Жизнь', Рон Оксбург (Ron Oxburgh), председатель совета директоров 'Shell', утверждает, что нам необходимо срочно заняться сбором выбрасываемого в атмосферу 'парникового газа' - двуокиси углерода, который, по мнению ученых, способствует глобальному потеплению, и

Глава одной из крупнейших нефтяных компаний мира признает, что угроза климатических изменений внушает ему 'по-настоящему серьезное беспокойство за судьбу планеты'.

В интервью, опубликованном сегодня 'Guardian' в разделе 'Жизнь', Рон Оксбург (Ron Oxburgh), председатель совета директоров 'Shell', утверждает, что нам необходимо срочно заняться сбором выбрасываемого в атмосферу 'парникового газа' - двуокиси углерода, который, по мнению ученых, способствует глобальному потеплению, и его складированием под землей: эта технология называется 'секвестрацией углерода'.

'Секвестрация - дело трудное, но если мы не внедрим секвестрацию, то, по-моему, миру не на что надеяться, - заявил лорд Оксбург. - Никого не устроит перспектива, чтобы выбросы углекислого газа продолжались в том же объеме, что и сейчас:с последствиями, предугадать которые мы по-настоящему не можем, но которые вряд ли будут позитивными'.

Его замечания вызовут гнев у многих представителей нефтяной промышленности, ставшей объектом обвинений со стороны активистов кампании против глобального потепления из-за того, что использование ее продукции приводит к выбросу в атмосферу большого количества углекислого газа, особенно в виде автомобильных выхлопов.

Его слова звучат эхом высказываний главного советника британского правительства по науке Дэвида Кинга (David King), заявившего в январе, что климатические изменения представляют для мира большую угрозу, чем терроризм.

'По этому вопросу наша с Дэвидом Кингом позиция полностью совпадает', - отметил лорд Оксбург, видный геолог, заменивший в марте проштрафившегося Филипа Уоттса (Philip Watts) на посту главы британской части англо-голландского нефтяного гиганта.

Нефтяные компании, в том числе 'Shell' и 'BP', и раньше признавали серьезность проблемы климатических изменений и обещали сократить собственные выбросы, однако этот вопрос остается чувствительным, и в тщательно сформулированных публичных заявлениях зачастую подчеркивается связанная с ним неопределенность, а не опасности.

Робин Оукли (Robin Oakley) - участник кампании против климатических изменений из 'Greenpeace' - отмечает: 'Это важное заявление, но оно должно сопровождаться обязательством действовать в соответствующем духе, то есть переубеждать его коллег - боссов нефтяной промышленности, которые все еще скептически относятся к проблеме климатических изменений'.

По словам г-на Оукли, возникает раскол между более прогрессивными нефтяными компаниями вроде 'Shell', вкладывающей капиталы в альтернативные источники энергии, в том числе основанные на солнечном излучении и силе ветра, и 'ExxonMobil', крупнейшим и самым влиятельным производителем нефти, особенно в США.

В июне 2002 г. председатель 'ExxonMobil' Ли Рэймонд (Lee Raymond) заявил: 'Мы в 'ExxonMobil' считаем, что связь между углеводородным топливом и потеплением пока не получила научного обоснования'.

Высказывания лорда Оксбурга также подольют масла в огонь споров, идущих вокруг секвестрации. Сторонники этой идеи утверждают, что она обеспечит более плавный переход к сокращению выбросов, позволяя нам дольше сжигать уголь, нефть и газ. Критики же называют ее дорогостоящей, а, возможно, и неосуществимой на практике 'дымовой завесой', под прикрытием которой использование углеводородного топлива будет продолжаться.

В прошлом году 'Guardian' удалось установить, что британские министры обсуждают план создания общенациональной сети трубопроводов для транспортировки миллионов тонн углекислого газа с электростанций к местам захоронения в Северном море.

'Возможно, его придется хранить под водой, но есть и другие возможности. Может быть, его удастся 'связать' твердыми примесями, или сделать что-то в этом роде, - отметил лорд Оксбург, утверждая, что даже углекислоту, выбрасываемую автомобилями, можно собирать. - Возможно, нам просто не хватит времени, и в этом случае я испытываю по-настоящему серьезное беспокойство за судьбу планеты, поскольку другого подхода я просто не вижу'.

Согласно данным о климатической истории Земли, полученным в результате исследования ледяного панциря Антарктиды толщиной в 3000 метров (примерно 10000 футов), содержание двуокиси углерода в атмосфере сегодня находится на самом высоком уровне как минимум за последние 440000 лет.

По словам лорда Оксбурга, особую остроту сложившейся ситуации придает тот факт, что многие развивающиеся страны, в том числе Индия и Китай, буквально 'сидят ' на нетронутых запасах угля - возможно, самого экологически вредного вида углеводородного топлива.

'Если они начнут сжигать этот уголь, мы на Западе вряд ли имеем право убеждать их не делать этого, поскольку именно так мы сами поступали во время нашей промышленной революции'.

Бриони Уортингтон (Bryony Worthington), активист кампании против климатических изменений из организации 'Friends of the Earth', отмечает: 'Заявления типа 'мы должны обещать заняться секвестрацией, но если эти планы не сработают - миру конец' просто безответственны. Он очень умело дал понять, что озабочен, и одновременно уклонился от конкретных обещаний'.

Она призвала к установлению более жестких экологических стандартов для новых моделей автомашин, а также увеличению финансирования мер по повышению эффективности в энергетике и внедрению возобновляемых источников энергии.

Лорд Оксбург, бывший член совета директоров 'Shell' без административных полномочий, неожиданно занял председательское кресло после того, как компании пришлось сообщить, что она переоценивала объем своих нефтяных месторождений. Он имеет репутацию надежного человека.

Всю жизнь он занимался наукой с короткими перерывами, когда он занимал пост главного советника по науке в министерстве обороны и ректора Имперского колледжа в Лондоне. Имея статус пожизненного пэра, он по-прежнему возглавляет Специальный комитет Палаты лордов по науке и технике, хотя со своего поста в 'Shell' ему придется уйти в будущем году.