Диктатору требовался новый человек тевтонских кровей. По распоряжению фюрера были созданы школы, учащиеся которых должны были в результате долгих изнурительных тренировок научиться защищать превосходство арийской нации. Тысячи детей стали жертвами стремлений Гитлера.
'Мы поднимем новое поколение, которое заставит содрогнуться весь мир. Мне нужна молодежь выдающаяся, бесстрашная, безжалостная и дикая. А, кроме того, сильная и красивая. Они научаться думать только о Германии и действовать во имя Германии. Именно так я дам жизнь новому человеку'.
Жертвами Адольфа Гитлера, сказавшего эти слова, стали не только евреи, гомосексуалисты, цыгане, но и германские подростки. 10-летние дети легендарного арийского происхождения отдавались на обучение в 'Наполас' или NPEA - Национально-политические воспитательные учреждения - где они должны были стать избранной расой, которая будет управлять Германией и всем остальным миром. Этот усатый доктор Франкенштейн навсегда изуродовал судьбы несчастных германских детей, когда все его планы по установлению мирового господства разлетелись в пух и прах.
В нынешней Германии постепенно стирается печать вины; общество этой страны должно рассказывать о своем прошлом, чтобы забыть его. И сегодня старики из того, воспитанного Гитлером, поколения постепенно начинают восстанавливать в памяти пережитое, а молодой германский кинематографист Деннис Ганзель (Dennis Gansel) снял на основе этих воспоминаний фильм 'Напола', который станет настоящим шоком для тех, кто совершенно иначе представлял себе тевтонское мировоззрение.
'Мой дед Фриц Ганзель (Fritz Gansel) в 1940 году в возрасте 24 лет бы инструктором одной из таких школ, находившихся в Ганновере', - признался режиссер фильма во время телефонного интервью этому изданию. 'Он стал настоящим вдохновителем моего фильма. Мы постоянно, до самой его смерти, разговаривали с ним на эту тему. Мне были непонятны его аргументы, ведь в этих школах подростки подвергались крайне жестокому обращению и насилию'. Один из снявшихся в фильме актеров Харди Крюгер (Hardy Kruger) обучался в одной из NPEA, и, по его признанию, 'душевные раны' по-прежнему не затянулись.
Подобно Крюгеру, многие из воспитывавшихся в 'Наполас' детей оставили письменные свидетельства о пережитом кошмаре. Франц Коттира (Franz Kottira) попал в одну из таких школ в возрасте 11 лет. Шел 1939 год, школа, в которой он оказался, находилась в Брайтензее: Франц пишет в своих воспоминаниях о том, что сначала страшно 'гордился', оказавшись в числе избранных. В Национально-политические воспитательные учреждения попадало лишь 20% кандидатов; чаще всего школы располагались в исторических постройках, вселявших при взгляде на них, настоящий страх: например, 'Напола' в Плене, обустроенная в Пленском замке (федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн) и рассчитанная на обучение 264 детей.
В 'Наполе' Коттира и его одноклассники посещали уроки немецкого языка, биологии и истории; литературу детям преподавали мало, а все знания давались в ключе суровейшей нацистской идеологии, которая навязывалась им самым беспощадным образом. Коттира вспоминает, что их преподаватель истории говорил: 'Мы не имеем права спокойно умереть в своем доме, мы должны отдать свою жизнь в борьбе. При этом он кричал: 'Лучше смерть, чем рабство''.
Программу подготовки будущих хозяев мира дополняли музыка, гимнастика и политика. Представления о политике у попавших в 'Наполас' детей ограничивались обучению манипулировать людьми, то есть умению влиять на них, опровергая повсеместно распространенную антинационалсоциалистическую идеологию, приравнивавшую евреев к другим народам. Кроме того, дети должны были усвоить сами, а затем и убедить других, что хотя либералы и большевики отличаются от евреев, все равно не заслуживают никакого соблюдения своих прав, а должны уничтожаться самым беспощадным образом. Во всех этих рассуждениях центральное место занимал вопрос еврейства, кроме этой категории людей ненависти оказывались достойны гомосексуалисты - лишь за то, что они 'анормальны'.
Программа физической подготовки детей в 'Наполас' была крайне разносторонней: ученики могли обучаться гребле, верховой езде, вождению мотоцикла и даже пилотированию самолетов. Еще одним распространенным занятием было фехтование, но больше всего энтузиазма и интереса у детей вызывали бокс и вольная борьба.
Обучение в школах длилось пять часов с утра; затем, после обеда, дети посещали еще несколько занятий. 120 минут утренних уроков выделялось на изучение таких предметов как история или политика, а три оставшиеся часа ученики занимались, к примеру, греблей. После обеда в обязательном порядке шел урок музыки, нередко комбинировавшийся с уроками труда.
В период с 1933 года по 1945 год, когда окончилась вторая мировая война, по всей территории Германии и Австрии были открыты 43 Национально-политические воспитательные учреждения. Франц Коттира, например, проходил испытания для поступление в NPEA в Вене. 'Нас воспитывали в спартанских условиях. Моя первоначальная гордость в скором времени сменилась разочарованием; в школах все дети скучали по своему родному дому. Каждую ночь все мы плакали, уткнувшись в подушку', - рассказывает он.
Последствия тех лет, проведенных в 'Наполас', дети испытывали на протяжении всей жизни. Об этом в 'Наследии 'Наполас'' пишет Кристиан Шнайдер (Christian Schneider): 'Вся индивидуальность детей была уничтожена, это привело к отдалению от общества, потому как понятия о мире, которые им давали в школах, были абсурдны и ирреальны'.
В своей книге Шнайдер собрал воспоминания многих бывших учеников 'Наполас', например, рассказ Ханса Мюнхебергса (Hans Muenchebergs) о том, каким наказаниям подвергались дети за неверно написанное предложение: 'Именно так мы учились преодолевать голод и холод'. 'Я никогда не смогу забыть своего учителя, - говорит он, - всем нам было настолько страшно, а условия, в которых нас содержали, были настолько суровыми, что дети старались собраться вместе, быть ближе друг к другу и говорили: 'Один за всех, и все за одного''.
Слова Мюнхебергса подтверждает и Франк Оссендорфс (Frank Ossendorfs), рассказавший о том, что даже при простом посещении какой-нибудь из 'Наполас' можно было понять, в насколько суровых условиях содержались здесь дети. 'У меня была ужасная мачеха. Однажды она решила посмотреть одну из 'Наполас', которая находилась в Потсдаме. Разумеется, через некоторое время я сам стал учеником одной из NPEA'.
Некоторые бывшие воспитанники 'Наполас' впоследствии действительно заняли важные посты и стали в Германии влиятельными людьми, как, например, политик Рюдигер фон Вехмар (Ruediger von Wechmar) или банкир Альфред Геррхаузен (Alfred Herrhausen).
'Именно на этих положительных сторонах обучения в 'Наполас' и настаивал мой дед', - рассказывает 30-летний режиссер Деннис Ганзель. 'И еще он постоянно рассказывал мне историю о том, как во время занятий у одного мальчика из рук выпала граната, а учитель накрыл ее своим телом, чтобы защитить учеников от взрыва'.
Крайняя жестокость
'Но не стоит забывать, что, несмотря на такие вот, вызывающие наше восхищение истории, обстановка в школах была очень суровой, особенно это касалось физической подготовки', - говорит Ганзель, рассказывая как детей по несколько часов изнуряли тяжелейшими физическими упражнениями.
Так, в Плене была сделана тренировочная площадка с полосой препятствий, которую дети должны были изо дня в день учиться преодолевать. В самом конце этой полосы находилась почти отвесная стена, через которую тоже надо было перебраться. 'Хорошо, что тогда мы были маленькими и совсем легкими', - говорит Коттира. Преодоление полосы препятствий было изнуряющим занятием, по окончанию которого дети получали своего рода компенсацию: собирались у костра и слушали всевозможные рассказы. Кстати, это была прекрасная обстановка для прививания ученикам доктрины национал-социализма.
Немецкие дети становились легкой добычей в руках Третьего Рейха. Их превращали в инструмент нацистской идеологии, готовили для занятия самых высоких постов в германском обществе и управления другими немцами. Но это вовсе не означало, что они получали в свои руки власть и абсолютную свободу. Напротив: обучение тех детей в 'Наполас' гарантировало сторонникам фюрера, что 'поколение Гитлера' никогда не восстанет против них, потому как с самых ранних лет ум, душа и сердце этих подростков были поражены раковым заболеванием нацизма.
Но этим надеждам не суждено было сбыться: Третий Рейх пал, а вместе с ним и вся его структура страха. Дети покинули стены 'Наполас', и попытались обрести свой уголок в этом странном, совсем незнакомом и непохожем ни на что мире, в котором для 'поколения Гитлера' не нашлось места.
Ключ к пониманию феномена 'Наполас'
Отец-основатель. Гитлер полагал, что лишь через два поколения в Германии появится раса 'новых людей', о которой он мечтал. Национально-политические воспитательные учреждения были созданы 20 апреля 1933 года - в день рождения фюрера.
Избранные: дети. Всего за всю историю существования этих учреждений было открыто 43 школы - 40 для мальчиков и 3 для девочек. Обучение в них прошло более 15000 подростков в возрасте от 10 до 18 лет. Их называли 'детьми Гитлера', а подготовка учеников 'Наполас' контролировалась офицерами СС.
Требования. Лишь каждый пятый из поступавших в 'Наполас' подростков становился ее учеником. Они должны были быть чистокровными арийцами, обладать хорошими физическими данными (например, запрещалось носить очки) и состоять в рядах Гитлерюгенд. Счастливчики должны были стать остовом новой Германии.
Пропаганда. После окончания обучения в 'Наполас' подростки могли получать такое образование, которое им больше нравилось. Правители тогдашней Германии надеялись, что вышедшие из их школ будущие адвокаты, медики или инженеры распространят идеи нацизма среди остального населения страны.
Жертвы дисциплины. Их обучали не только верховой езде, боксу и музыке, но и тому, что евреи, гомосексуалисты и большевики - враги, которых требуется уничтожать. В 'Наполас' поддерживалась крайне жесткая дисциплина, и многие из учеников оказались навсегда психологически травмированы.
Фильм Денниса Ганзеля. Табу: в картине воссоздается история детей, превращенных в механизмы на службе у нацистского режима. Дед режиссера фильма был инструктором в одной из таких школ. До последнего времени в Германии тема Национально-политических воспитательных учреждений находилась под запретом.