МОСКВА, 13 сентября - В самом центре Москвы недалеко от Кремля расположено 'Кафе 5', чьи роскошные, витиевато декорированные туалеты можно назвать одним из символов постсоветской России.

Рестораны в этом городе, где циркулируют огромные деньги, заработанные на поставках нефти, соревнуются друг с другом в оформлении туалетных комнат, устанавливая позолоченные или раскрашенные под гжель унитазы и писсуары небесно-голубого цвета, или обивая стены этих комнат кожей.

Может показаться, что предсказание Ленина, сделанное им в 1921 году, о том, что однажды золотые унитазы будут у всех, сбывается. Однако как утверждает чиновник из строительного ведомства, по состоянию на 2004 год сорок миллионов россиян, т.е. почти 30 процентов населения страны, не имели 'удобств' в своих домах.

В одном из залов кафе 'Фрейд' - 'Подсознание', 'Эго' или 'Суперэго' - посетители могут отведать блюда с названиями вроде 'Libido Sexualis' (щедро сдобренный чесноком томатный суп с гренками), а затем направить свои стопы в дамскую или мужскую комнату, чьи двери из ярко-красного витражного стекла сделаны соответственно в форме обнаженной женской и мужской фигур, прикрытых фиговыми листами, в стиле Джоан Мирк (Joan MirC).

В советское время туалеты имели символическое значение. Алтари в церквях, которые избежали полного разрушения, часто оскверняли, превращая их в туалеты. Постоянный дефицит туалетной бумаги, вместо которой часто использовались нарезанная кусками газета 'Правда' или другие печатные издания, и грязь общественных туалетов неизменно служили источником шуток и анекдотов - своеобразного средства от отчаяния.

В постсоветской России эти заведения не менее символичны. В 2002 году представители молодежного движения 'Идущие вместе', которое поддерживает президента Владимира Путина, спустили книги писателя Владимира Сорокина в импровизированный унитаз, который они установили напротив Большого театра. 'Идущие' обвинили Сорокина в злоупотреблении порнографическими сценами и любви к экскрементам. Акция имела целью помешать показу в Большом театре оперы по либретто Сорокина.

Президент Путин тоже сделал весомый вклад в эту область знаний своим знаменитым призывом 'мочить в сортире' чеченских террористов.

Сейчас примером низкокачественных туалетов могут служить передвижные пластиковые кабины, за которыми присматривают бабушки со щетками. Их можно увидеть около Красной Площади или в других стратегически важных местах. Посещение подобного заведения стоит, как правило, десять рублей. На кабинках красуется надпись: 'Скидки не представляются'.

Известный режиссер Андрей Кончаловский, который в свое время уехал из Советского Союза работать в Голливуд, а теперь приезжает на зиму в Москву, когда-то выдвинул идею создания Партии чистых общественных туалетов. Говорят также, что ему принадлежит идея выпустить книгу по истории туалетов в России и месту страны в мировой истории туалетов. В этой книге 400 страниц, и она изобилует цитатами из литературных произведений, начиная с Чехова и заканчивая Солженициным.

Кончаловский объясняет современную любовь к роскошным туалетам глубоко засевшими в россиянах комплексами. 'Богатые русские, которые десять-пятнадцать лет назад не жили в хороших условиях, сейчас выражают свою любовь к деньгам, обустраивая невероятные, экстравагантные туалеты, и покупая вино за тысячу долларов', - рассказывает Кончаловский.

Практикующий психоаналитик и преподаватель Московского государственного университета Елена Баженова, которая была консультантом во время проектирования кафе 'Фрейд', указывает на более глубинные причины. 'В соответствии с законами психосексуального развития, наша страна сейчас находится на анально-сексуальной стадии, - говорит Баженова. - Рестораны уже прошли через оральную стадию: у нас представлены все кухни. Сейчас для них наступила анальная стадия, и они уделяют пристальное внимание туалетам'.

Очень важно иметь правильно оформленный туалет, говорит Баженова. 'Для прохождения этой стадии важно, чтобы туалет был красивым, - утверждает психолог. - Если в детстве у ребенка была травма, то когда он вырастет, он будет страдать от неврозов'.

Корреспондент газеты 'Ведомости' выдвигает более простое объяснение.

'Конечно, это все из-за избытка денег, - считает Алексей Зимин. - Люди стараются перещеголять друг друга'. Он рассказал, что ему больше всего понравился туалет в ресторане, который, к сожалению закрыли. Писсуары там были сделаны в форме водопадов. 'Существует конкуренция в еде, винах, кухнях. А это еще одни способ привлечь к себе внимание'.

Владелец нескольких ресторанов, в том числе недавно открытого бистро 'Скромное обаяние буржуазии', названного так же, как снятый французским режиссером Луи Бунюэлем (Louis Bunuel) фильм, в котором часто эксплуатируется образ туалетов, Евгений Каценельсон не захотел анализировать моду на вычурные туалетные принадлежности из Англии.

'Я не знаю, почему они такие красивые, - говорит Каценельсон. - Это новая мода, и я просто ей следую'. Он перечислил понравившиеся ему туалеты, которые он видел в ресторанах разных городов от Милана до Лас-Вегаса. Каценельсон также упомянул о нью-йоркском ресторане 'Sushi Rumba', явно названному по аналогии с 'Sushi Samba', который часто упоминается в телесериале 'Секс в большом городе', так полюбившемся многим москвичам, посещающим его заведения.

Дизайнер ресторана 'Palazzo Ducale', сделанного в помпезном венецианском стиле, Марина Путиловская высказалась в защиту дорогих ресторанов и их туалетных комнат. 'Когда люди видят красивые вещи, они стараются больше работать', - сказала она.

С точки зрения истории, считает Кончаловский, мода на дорогие ванные комнаты и туалеты - хороший признак. 'Если туалеты грязные, это значит, что дела с демократией обстоят плохо', - сказал Кончаловский.

___________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Москва: прежний 'праздник жизни' закончен, новый - начинается ("The New York Times", США)

Московская 'золотая клетка' ("Los Angeles Times", США)

Одеваться по-царски ("The Guardian", Великобритания)

Салат 'оливье' для 'олигархеток' ("The Times", Великобритания)

'Парти-аппаратчицы' ("The Observer", Великобритания)

Москва: новые времена, новая мода ("The Times", Великобритания)

Мода готова разыграть российскую карту ("Il Sole 24 Ore", Италия)

Удовольствия вместо кризиса ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Московские повара шаг за шагом возрождают классическую русскую кухню ("The Wall Street Journal", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.