June 25, 2007 issue

Как правило, торги предметами искусства - дело нешумное. Но русские торги аукциона 'Сотбис', состоявшиеся в Лондоне на прошлой неделе, были исключением. В ожесточенной битве за одну из картин частный покупатель из России в шутку пригрозил поколотить соперника, прежде, чем стал владельцем лота, за который заплатил 2,5 млн. долларов - вдвое больше его первоначальной стоимости. За несколько минут до этого огромный бирюзовый попугай слетел с усыпанного драгоценностями плеча своей хозяйки и начал бешено кружить по залу. 'Русское шоу не может обойтись без чего-то в этом роде', - говорит аукционер.

Где-где, а в 'Сотбис' это знают хорошо. Благодаря российским нуворишам, русское искусство стало самым ходовым товаром в аукционных домах. В этом году на аукционе 'Сотбис' предметов русского искусства уже продано на сумму более 100 млн. долларов, так что вполне может быть побит прошлогодний рекорд - 150 миллионов. На прошлой неделе лондонский аукционный дом 'Кристис' провел свои первые летние русские торги, заработав внушительную сумму в 36 млн. долларов и установив новый мировой рекорд цены за картину на русских торгах (7,3 млн. долларов за 'Радугу' Константина Сомова). Ожидается, что в этом году суммарный доход русских торгов будет в десять раз больше, чем в 2002 г. (25 млн. долларов). 'Рост совершенно астрономический, - говорит Джоанна Викери (Joanna Vickery), глава отделения русского искусства аукциона 'Сотбис' в Лондоне. - На наших глазах создается целый новый рынок'.

Международный интерес к русскому искусству возник в 1985 г., когда к власти в Кремле пришел Михаил Горбачев. Но в годы правления Бориса Ельцина центральное место заняли мафия и убийства, а не искусство и культура. В 1994 г. правительство Ельцина ликвидировало две крупные московские художественные мастерские, тем самым, фактически закрыв художественный мир страны.

Вновь его открывают олигархи. Первыми в их ряду стоят такие хорошо известные личности, как изгнанный нефтяной магнат Борис Березовский и Виктор Вексельберг, купивший в 2004 г. полную коллекцию пасхальных яиц Фаберже ни много ни мало за 90 млн. долларов. Но, помимо них, предметы отечественного искусства активно скупает множество неизвестных покупателей - 80 процентов лотов 'русских' аукционов покупают сами россияне. 'Явно ощущается, что богатые русские хотят вновь обрести свое наследие', - говорит известный коллекционер Пьер Броше (Pierre Brochet).

На продажу выставлено множество богатых образцов этого наследия. Миниатюры Фаберже, костюмы русского балета, советский пропагандистский фарфор - все это расходится по рекордным ценам. За последние пять лет средняя стоимость русской картины выросла в пять раз. Рост настолько стремителен, что за ним не успевают даже эксперты 'Сотбис'. На аукционе во вторник несколько предметов ушло с молотка по цене, которая в шесть раз превысила прогнозировавшуюся.

В связи с этим закономерно возникает вопрос: не будет ли плачевным финал этого бума, как случалось уже не раз? Не исключено. В результате краха рынка искусства в 1980-е годы, когда с него неожиданно ушли японские покупатели, работы ведущих импрессионистов потеряли половину стоимости. Но эксперты, представляющие, в частности, 'Сотбис', считают, что русский бум продлится долго - отчасти благодаря тому, что история культуры и искусства этой страны столь богата, и тому, что стремление вернуть утраченные ценности вряд ли скоро пройдет. Покупая царские пасхальные яйца, Вексельберг говорил: 'Это возможность вернуть моей стране одно из ее самых почитаемых сокровищ'. Другие российские нувориши хотят, чтобы работы легендарных художников, висящие у них на стенах, подчеркивали их статус. Этим они напоминают таких американских промышленников начала ХХ века, как Фрики и Карнеги, которые собирали старых мастеров. Наконец, кто-то просто считает предметы русского искусства отличной инвестицией, поскольку их стоимость постоянно увеличивается. 'Это не мыльный пузырь', - говорит Викери. Недавно аукционный дом вложил деньги в открытие постоянного филиала в Москве.

Тем временем, новое поколение покупателей не останавливается на русском искусстве. Как и японцы в 1980-е, российские коллекционеры накручивают цены в других модных жанрах - таких, как импрессионизм и современное искусство. В прошлом году неизвестный россиянин заплатил 95 млн. долларов за 'Дору Маар с кошкой' Пикассо, которая заняла второе место среди самых дорогих картин, когда-либо проданных на аукционе. В мае на масштабных торгах современного искусства в Нью-Йорке 'Кристис' и 'Сотбис' впервые указали цены в рублях. На прошлой неделе сотни богатых россиян прибыли на знаменитую венецианскую Биеннале на частных самолетах и яхтах, шокировав организаторов, которые рассчитывали на несколько десятков гостей из России. Короче говоря, будьте готовы к новым потасовкам, попугаям и прочей кутерьме на самых элитных торгах предметами искусства.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.