В один из недавних вечеров я понял несколько вещей. Жестокие русские мафиози бывают добрыми и сострадательными людьми (утверждение сродни другому - богатые тоже плачут), особенно, когда сотрудничают с русским отделом Скотланд-Ярда. Русским национальным напитком по-прежнему остается водка. Серьезные ребята из русской мафии решают вопросы в бане, потому что тогда лучше видно, что ты за человек. И, кроме того, я понял, почему русские не любят НАТО и американцев.

И все благодаря небезызвестному фильму Дэвида Кроненберга 'Eastern Promises', который вышел в русском прокате под названием 'Порок на экспорт'. По порядку. В кинофильме главный герой помогает проститутке покинуть притон, не убивает дядю героини Анны, отправив его в Шотландию, спасает младенца от смерти.

Водка раскидана по кадрам в изобилии. Все пьют безбожно. Что ни разговор - бутылка и стопка на столе как элемент интерьера. Для русских мафиози баня - идеальное место для решения вопросов, потому что все твое тело, а, соответственно, и татуировки - как на ладони. То есть, видно, что ты за человек. А НАТО и американцев русские мафиози Лондона недолюбливают потому, что последние постоянно срывают им поставки 'товара' из Кабула.

Кажется, что после просмотра фильма Кроненберга эти вещи 'прояснятся' не только для меня, но и для всех тех, что живут вне пределов России, кто ни разу в России не бывал и владеет знаниями о России на уровне "водка, баня, ушанка и валенки", (в современном контексте стоит добавить еще Владимира Путина), любит и доверяет Кроненбергу и вообще - любителям экзотики. После фильма вполне можно произнести фразу, ставшую уже клише: "Эти чертовы русские!".

Тема судеб девушек из шахтерских поселков российской глубинки, где жизнь сера и тяжела, и того, как они в поисках лучшей жизни в итоге попадают в британские притоны и оказываются на положении рабынь, оказывается в этом фильме не главной. Об этом в свое время снял картину швед Лукас Мудисон, только главная героиня там была родом из Эстонии.

В отличие от Мудисона, эта тема, очень болезненная для всех стран бывшего СССР и социалистического лагеря в целом, все же, на мой субъективный взгляд, уходит на второй план. Первый занимает демонстрация этих самых 'наколок' и диких нравов мрачных русских паханов и бандитов.

Когда мне было 18 лет, я приехал учиться в Финляндию. Случилось это в 1996 году. На собеседовании директор учебного заведения, где мне предстояло учиться год, на полном серьезе спросил, есть ли у меня связи с русской мафией. Думается, что после этого кинофильма подобный вопрос будут задавать гораздо чаще, а детям рассказывать страшилки о свирепых русских мафиози. Хотя, убей Бог, не понимаю чем русская мафия отличается от итальянской или японской. Впрочем, понятно. Не так красиво и романтично. Ох уж, эти русские.

О фильме, в общем-то, много написано. И пересказывать канву событий и иронизировать над тем, как изображают прожженных русских мафиози, нет смысла. Хочется добавить, что наконец-то мир в курсе, что означают пресловутые лагерные татуировки русских уголовников.

Сам режиссер тоже много раз высказывался, зачем и почему он снял свою ленту. Хочется остановиться лишь на одном высказывании Д.Кроненберга в интервью Le Republica: 'Естественно, я снимал фильм не для того, чтобы доставить удовольствие Путину. Убийство Литвиненко произошло как раз в тот момент, когда мы заканчивали сценарий, и это стало подтверждением того, что мы выбрали правильный город, убийство пролило свет на то, насколько мощным, многочисленным и многообразным является русское присутствие'.

Русское присутствие. Вообще говоря, интересный термин. Кажется, что русские не могут не присутствовать, хотя бы по одной простой причине, что их много, и страна у них большая и мощная, хотя последний тезис 'Россия - мощная страна' многие представители Запада оспаривают.

Но, как ни крути, а действительно за последние восемь лет тема 'русских' в западном мире вновь набирает обороты. Минуя риторику плана 'страна встала с колен', нельзя не согласиться, что о России в мире стали говорить больше, разнообразнее и изучать ее стали более детально, примером чему является и фильм Д.Кроненберга.

_______________________________

Путин берется за искусство ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Система Путина" перетекла в сериал ("Telegraf", Латвия)