ИноСМИ - Все, что достойно перевода

Как иностранные СМИ изображают Россию.
Мы переводим. Вы делаете выбор

Фото

Логотип The National InterestThe National Interest, США

5 самых смертоносных штурмовиков

26022226

Штурмовик никогда не был особенно популярен как класс авиации. Непосредственная авиационная поддержка и изоляция поля боя — исключительно опасные задачи, особенно когда их выполняют на малых высотах. Однако удары с воздуха по наземным целям по-прежнему являются важной частью войны. Вот пять самолетов-штурмовиков, которые сухопутные войска очень не хотят видеть в небе над собой.

Советские боевые штурмовики СУ-25Штурмовик A-10 Thunderbolt II «Бородавочник»Посадка Су-25 на атотрассу под МинскомШтурмовик Embraer Super TucanoТяжеловооруженный самолёт Lockheed Martin AC-130HШтурмовик Scorpion компании TextronШтурмовики A-10 Thunderbolt II
Не превратились ли штурмовики в вымирающий вид? Сегодня почти никто не разрабатывает новые ударные самолеты этого типа для ВВС, предпочитая делать ставку на истребители-бомбардировщики, хотя штурмовики со своим высокоточным оружием делают всю грязную работу по оказанию непосредственной авиационной поддержки и изоляции поля боя с воздуха. Но так было всегда: ВВС всегда сторонились непосредственной ударной поддержки и больше интересовались стремительными истребителями и величественными бомбардировщиками. Многие штурмовики времен Второй мировой войны начинали свою жизнь в конструкторских бюро как истребители, а в ударные самолеты превращались лишь после «неудачи» разработчиков. Тем не менее штурмовики все эти годы умело и на совесть выполняли одну из главных задач авиации по уничтожению сил противника на поле боя и по оказанию поддержки своим сухопутным войскам.

В этой статье мы проанализируем пять современных самолетов, которые выполняют очень старые задачи, связанные с нанесением ударов по наземным целям. Один такой самолет остается в строю со времен войны во Вьетнаме, а другой не сделал пока ни единого боевого вылета. Все они являются специализированными (или стали специализированными) и предназначены для нанесения ударов по войскам противника в условиях боя. Большинство из них используются в самых разных ситуациях, что подчеркивает гибкость и универсальность их боевого применения.

На фото: Су-25.
А-10 «Бородавочник»

А-10 появился на свет в результате соперничества между видами вооруженных сил. В конце 1960-х в результате длительной борьбы между сухопутными войсками и ВВС США за машину непосредственной авиационной поддержки родились две конкурирующие программы. Сухопутные войска выступали за ударный вертолет Cheyenne, а ВВС финансировали программу A-X. Проблемы с вертолетом в сочетании с неплохими перспективами A-X привели к тому, что от первого проекта отказались. Второй образец со временем превратился в А-10, который имел тяжелую пушку и был предназначен конкретно для уничтожения советских танков.

А-10 хорошо зарекомендовал себя во время войны в Персидском заливе, где он нанес серьезный ущерб иракским транспортным конвоям, хотя вначале ВВС не хотели отправлять его на этот театр военных действий. А-10 также использовали в войнах в Ираке и Афганистане, а недавно он принял участие в боях против ИГИЛ. Хотя сегодня «Бородавочник» (как его ласково называют военные) редко уничтожает танки, он продемонстрировал свою высочайшую эффективность в противопартизанской борьбе – благодаря небольшой скорости и способности долгое время барражировать в воздухе.

ВВС с 1980-х годов несколько раз пытались отказаться от А-10. Военные летчики из ВВС утверждают, что этот самолет обладает низкой живучестью в воздушном бою и что многоцелевые истребители-бомбардировщики (от F-16 до F-35) могут выполнять его задачи намного эффективнее и без особого риска. Возмущенные пилоты А-10, сухопутные войска и американский конгресс с ними не согласны. Последняя политическая баталия из-за «Бородовочника» оказалась настолько суровой, что один генерал ВВС заявил: любой военнослужащий ВВС США, который направит информацию об А-10 в конгресс, будет считаться «изменником».
Су-25 «Грач»

Как и А-10, Су-25 – медленный, тяжелобронированный самолет, способный оказывать мощное огневое воздействие. Подобно «Бородавочнику» он разрабатывался для нанесения ударов на центральном фронте в случае конфликта между НАТО и Варшавским пактом, но затем пережил ряд модификаций для применения в иных условиях.

С момента создания Су-25 участвовал во многих конфликтах. Сначала он воевал в Афганистане, когда туда вошли советские войска – его применяли в борьбе с моджахедами. Иракские ВВС активно использовали Су-25 в войне с Ираном. Его задействовали во многих войнах, так или иначе связанных с распадом Советского Союза, в том числе в российско-грузинской войне 2008 года, а затем и в войне на Украине. Использовавшие российские зенитно-ракетные комплексы повстанцы сбили несколько украинских Су-25, после чего уничтожили малайзийский гражданский авиалайнер. В прошлом году, когда стало очевидно, что иракская армия не в состоянии самостоятельно справиться с ИГИЛ, Су-25 снова привлек к себе внимание. Иран предложил задействовать свои Су-25, а Россия предположительно поставила в срочном порядке партию этих самолетов иракцам (хотя они могли быть и из иранских трофеев, захваченных в 1990-е годы у Ирака).
Super Tucano компании Embraer

Внешне Super Tucano кажется весьма скромным самолетом. Он немного смахивает на P-51 Mustang компании North American, который был принят на вооружение более семидесяти лет назад. У Super Tucano очень специфическая задача: наносить удары и осуществлять патрулирование в воздушном пространстве, где ему никто не оказывает сопротивление. Таким образом, он стал идеальной машиной для ведения противопартизанской борьбы: он может выслеживать мятежников, наносить по ним удары и находиться в воздухе до полного выполнения боевой задачи. Это практически идеальный самолет для борьбы с повстанцами.

Super Tucano летает (или скоро будет летать) в составе десятка с лишним ВВС в странах Южной Америки, Африки и Азии. Этот самолет помогает бразильским властям управлять обширными землями в бассейне Амазонки, а Колумбии — бороться с боевиками FARC. Доминиканские ВВС используют Super Tucano в борьбе с наркоторговлей. В Индонезии он помогает охотиться на пиратов.

После многолетних усилий ВВС США сумели заполучить эскадрилью таких самолетов: их намереваются использовать для повышения боевой эффективности ВВС стран-партнеров, включая Афганистан. Super Tucano идеально подходит для афганской армии. Он прост в управлении и обслуживании и может дать афганским ВВС важные преимущества в борьбе с талибами.
AC-130 Spectre компании Lockheed Martin

В начале войны во Вьетнаме ВВС США ощутили необходимость в большом, хорошо вооруженном самолете, который мог бы летать над полем боя и уничтожать наземные цели в моменты, когда коммунисты переходят в наступление или когда их удается обнаружить. Вначале ВВС разработали самолет AC-47 на основе транспортной машины C-47: они оснастили ее пушками, установив их в грузовом отсеке.

AC-47 оказался весьма эффективным, и командование ВВС, отчаянно нуждавшееся в непосредственной авиационной поддержке, решило, что более крупный самолет будет еще лучше. Самолет огневой поддержки AC-130, разработанный на основе военно-транспортного C-130 Hercules, – большая и медленная машина, которая совершенно беззащитна перед истребителями противника и серьезной системой ПВО. Несколько самолетов AC-130 было потеряно во Вьетнаме, а один был сбит ПЗРК во время войны в Персидском заливе.

Но в своей основе АС-130 просто перемалывает наземные войска и укрепления противника. Он может бесконечно барражировать над вражескими позициями, ведя мощный пушечный огонь и используя свой богатый арсенал других средств поражения. AC-130 – глаза на поле боя, и, кроме того, он может уничтожать все, что движется. AC-130 воевали во Вьетнаме, участвовали в войне в Персидском заливе, во вторжении в Панаму, в Балканском конфликте, в Иракской войне и в операции в Афганистане. Есть сообщения о том, что один самолет переоборудован для борьбы с зомби.
Штурмовик Scorpion компании Textron

Этот самолет не сбросил ни одной бомбы, не выпустил ни единой ракеты и не совершил ни одного боевого вылета. Но когда-нибудь он может это сделать, и это позволит внести коренные изменения в рынок боевой авиации XXI века. Scorpion – дозвуковой самолет с очень тяжелым вооружением. У него нет той огневой мощи, которой обладают А-10 и Су-25, но он оснащен самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и имеет достаточно небольшой вес, что позволяет ему вести разведку и наблюдение, а также наносить удары по наземным целям.

Scorpion может заполнить важную нишу в ВВС многих стран. Долгие годы военно-воздушные силы с большой неохотой приобретали многоцелевые самолеты, которые выполняют несколько важных задач, но не обладают тем престижем и глянцем, которым присущ ведущим истребителям. Но поскольку стоимость истребителей стремительно растет, а многие ВВС остро нуждаются в штурмовиках, чтобы поддерживать порядок внутри страны и охранять границы, Scorpion (а также Super Tucano) могут подойти на эту роль.

В определенном смысле Scorpion – высокотехнологичный коллега Super Tucano. ВВС развивающихся стран могут вложить средства в оба самолета, так как это даст им массу возможностей в плане нанесения ударов по наземным целям, а Scorpion в некоторых ситуациях позволит вести воздушный бой.
Заключение

Производство большинства этих самолетов было завершено много лет назад. На то есть веские причины. Штурмовик никогда не был особенно популярен как класс авиации в ВВС разных стран. Непосредственная авиационная поддержка и изоляция поля боя — исключительно опасные задачи, особенно когда их выполняют на малых высотах. Штурмовики часто действуют на стыках частей и соединений и иногда становятся жертвами несогласованности их действий.

Чтобы найти замену штурмовикам, современные ВВС сосредоточились на совершенствовании возможностей истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков. Поэтому в Афганистане значительную часть задач по непосредственной авиационной поддержке выполняют бомбардировщики B-1B, созданные для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу.

Но как показывают недавние сражения в Сирии, Ираке и на Украине, у штурмовиков до сих пор есть важная работа. И если эту нишу в США и Европе не заполнят традиционные поставщики из военно-промышленного комплекса, то это сделают (относительные) новички типа Textron и Embraer.

Роберт Фарли — адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В сферу его научных интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины и морского дела.

На фото: A-10 Thunderbolt II.
Теперь мы есть и в Instagram. Подписывайтесь!
test
Всего комментариев:Комментариев:260
Правила комментированияОбсуждение
  • Комментарий

Все комментарии

  • р р
    Супер Туканы ещё то барахло. Уязвимы даже от ружейно-пулемётного огня. Там стоит отличная авионика, но вообще-то штурмовику важнее броня. Вот взять к примеру ЯК-130 (я знаю что это не штурмовик, но может использоваться и так), стоит в полтора раза дороже, но толку явно с него больше.
    Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке)
  • Jackson 57.1
    @@ "к примеру ЯК-130 (я знаю что это не штурмовик, но может использоваться и так)" (С) "На бесптичье и кастрюля - соловей" - Разве что по этому принципу. Примерно как в начале Отечественной за отсутствием вообще чего бы то ни было на штурмовки посылали И-15 с РСами. Як-130 может использоваться в качестве штурмовика, а точнее, в качестве лёгкого истребителя-бомбардировщика только при отсутствии внятного противодействия с земли. Посмотрите кадры из Афгана и войны 08.08.08 - "Грачи" добирались назад порой весьма покоцанными, а такой набор попаданий сделал бы из 130-го факел прямо на месте:((
  • р р
    Я имел в виду ЯК-130 по сравнению с Супер Туканом который "штурмовик" В России ЯК-130 никто как штурмовик использовать не будет, потому что есть замечательные машины Су-24 и Су-25. Я имел в виду что Супер Тукан стоит 9-14 млн. долларов, а ЯК-130 - 15 млн. Это при том что ЯК-130 может использоваться как истребитель, а боевая нагрузка в 2 раза больше. Как штурмовик не годится понятно ни тот ни этот.
  • Vdumchivy
    Это вы зря. Турбовинтовой движок дает ему топливную экономичность (т.е. большое время патрулирования) и малоуязвимость для ПЗРК (тепловой факел ТВД на порядок меньше, чем у ТРД). Если еще добавить дешевизну - то это почти идеальный штурмовик для стран третьего мира, борющихся с партизанами или наркоторговцами.
  • Американцы на Луне не были
    А с чего вы решили, что Супер Туканы уязвимы даже от ружейно-пулемётного огня? Они от этого огня очень неплохо защищены кевларом. Ракеты ПЗРК их не берут, так, что тут у них явное преимущество перед реактивными Сушками. Бомбовая нагрузка у них такая же. Так, что я бы на вашем месте не был таким категоричным, ато как бы тут не пришлось утереться. Можете привести пример хоть одного сбитого от ружейно-пулемётного огня Супер Тукана?
  • Jackson 57.1
    @@ Кевлар от ружейно-пулемётного огня? Ну ладно. А вот как насчёт "Шилки?" Там скока? 23 мм, вроде? И чё, какой тут нафиг кевлар, особенно при огне в упор с 4-х стволов, я уж не говорю про АК-630... "Можете привести пример хоть одного сбитого от ружейно-пулемётного огня Супер Тукана?" Я что-то пока не слышал про их боевое применение вообще, ну, примерно как и F-22. ИМХО, аппарат для того, чтобы гонять по джунглям всяких Чегеваров и наркобаронов. А вот, к примеру, в горах Афгана, там, где водятся дикие обезьяны ДШК и "Стингеры", такой аппарат уделают на раз.
  • Artur Nicko
    Использовавшие российские зенитно-ракетные комплексы повстанцы сбили несколько украинских Су-25, после чего уничтожили малайзийский гражданский авиалайнер. На результатах какого расследования основаны эти утверждения?
    Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке)
  • индульгирующий человечек
    просто наполнение матрицы. за десяток лет упомянут миллион раз в печати сей "факт" и ни у кого потом не будет вызывать сомнений кто сбил(разве что маргиналы-конспирологи будут сопротивляться такой "истине"). всё это конечно при условии, что конфликт затухнет, а не перерастет в крупный провал американского империализма.
  • varrg
    автор - профессор - мразь!!! официальное расследование гибели боинга не закончено, выводов комиссии нет, в конце концов оперировать недоказанными домыслами это просто верх непрофессионализма.
  • nosfera2
    верх непрофессионализма? наоборот... Вся их "демократия" основана на рейтинге... если большинство считает что это сделали Русские - они будут убеждены в том, что это правда... ну кто будет сидеть и выискивать правду? пара человек не более... Главное цитируемость!
  • AJ
    Аффтар, скорее всего, "профессор" в каком-нить военном учреждении/издании И его профессия не "доказывать" или "расследовать", а довести точку зрения командования до "пушечного мяса". Причем по приказу донести. Он этим зарабатывает на хлеб и исполняет патриотический долг. Наверняка, на хорошем счету, отличный семьянин и даже беспощаден к врагам рейха, тьфу ты, свободы и демократии, конечно. А Вы "мразь"! Так, рядовой политработник.
  • ортодокс
    ну а как, раз штурмовики сбивали, значит и лайнер тоже они, украинцы же никого не сбивали, только наш ту с евреями и детьми
  • отя сегодня �Бородавочник� (как его ласково называют военные) редко уничтожает танки, он продемонстрировал свою высочайшую эффективность в противопартизанской борьбе Одним словом, А-10 �Бородавочник� хороший самолет для уничтожения свадьб и деревень с мирными жителями
    Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке)
  • викинг
    Этим беспилотники грешат. Точнее, их операторы. А10 достойный самолёт для большой войны.
  • индульгирующий человечек
    поддержу. удачный эксперимент применения артиллерии как основного оружия, достаточно оригинально. семи ствольная пушка 30 мм потрошит технику потрясающе. наши же сделали ставку на классику (бомбы и ракеты)
  • Использовавшие российские зенитно-ракетные комплексы повстанцы сбили несколько украинских Су-25, после чего уничтожили малайзийский гражданский авиалайнер И что же это за комплексы такие? "Игла"? До боинга дотянулась? Или мы там Буки понатыкали и из них ополченцы ловко так лупят по шутрмовикам и лайнерам? А тем временем укровский генерал Муженко прямо заявил на прессухе: нет в Донбассе и вообще на Украине столкновений с регулярными частями РФ!!! Так что скоро и про Боинг "откровений" ждем-с.
    Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке)
  • Из Совка
    Или мы там Буки понатыкали 8 миллионов населения на Донбасе, все террористы, у каждого в доме Бук, кто-то и попал. Как в анекдоте: "Китаем был взломан суперсекретный пароль Пентагона простым способом. Каждый китаец выходил в сеть со своим паролем"
  • делетант
    А также: "В прошлом году, когда стало очевидно, что иракская армия не в состоянии самостоятельно справиться с ИГИЛ, Су-25 снова привлек к себе внимание. Иран предложил задействовать свои Су-25, а Россия предположительно поставила в срочном порядке партию этих самолетов иракцам" Забыв упомянуть что США так и не поставили им обещаные Ф-16, и Ирак сам попросил Россию поставить им СУ-25 срочно. Вот так, говоришь о результате, не упоминая причину, и вуаля США не причем. Уроды.
  • Адвокатор
    вскользь Поганцы, речь вроде как о самолётах... и бац тебе.
  • ортодокс
    его свои забанят, ибо нечего против ветра выеживаться
  • У Super Tucano очень специфическая задача: наносить удары и осуществлять патрулирование в воздушном пространстве, где ему никто не оказывает сопротивление. Еще один самолет по уничтожению туземцев, если он используется армией, а не полицией.
    Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке)
  • Vdumchivy
    Не совсем так. В воздушном бою, любой штурмовик будет выглядеть бледно. Даже ракеты воздух-воздух дают ему скорее теоретический шанс, чем практический.
  • Американцы на Луне не были
    Я лично считаю, что Супер Тукано во многом превосходит и Су 25 и А-10.
  • Jackson 57.1
    @@ Разве что ценой, и то не факт...
  • Vdumchivy
    Смотря где, и при каких задачах. У них всех разные нищи применения. И в своих нишах, все они достаточно сильны...
  • AC-130 Spectre компании Lockheed Martin Есть сообщения о том, что один самолет переоборудован для борьбы с зомби. Похоже дойдя до комментария этого фото автор вкурил не по-детски
    Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке)
  • индульгирующий человечек
    тема зомби там очень востребована. возможно так бессознательно выражается жажда умереть,но при этом хочется всё равно что то делать, да и освобождение от множества ограничений очень привлекательно... какой спрос с зомби? зомби в суд не потащат... или он схавает или ему башку снесут... все по чесному :)))
  • AnotherMe
    Зомби Мне кажется тема зомби - это подготовка к первой биологической войне, действующая на подсознание, общая тема - убивай всех зараженных, даже если это ближайшие родственники.
  • Владислав
    Этот самолет не сбросил ни одной бомбы, не выпустил ни единой ракеты... и не совершил ни одного боевого вылета. Но когда-нибудь он может это сделать, и это позволит внести коренные изменения в рынок боевой авиации XXI века. Дальше не читал.
  • . ВВС развивающихся стран могут вложить средства в оба самолета, так как это даст им массу возможностей в плане нанесения ударов по наземным целям, а Scorpion в некоторых ситуациях позволит вести воздушный бой. В оба самолета: Штурмовик Scorpion компании, который "не сбросил ни одной бомбы, не выпустил ни единой ракеты и не совершил ни одного боевого вылета" и является "тяжелым дозвуковым самолетом с малой огневой мощью" и Super Tucano, который , который был принят на вооружение более семидесяти лет назад и у которого очень специфическая задача: "наносить удары в воздушном пространстве, где ему никто не оказывает сопротивление"Ю конечно лучшая парочка для развивающихся стран. Тогда уж точно они не смогут оказать никакого сопротивления демократии. Тут адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли совершенно прав.
  • Принц Датский
    Иными словами, штурмовиков-то всего два, А-10 и Су-25.
  • Один против всего ЦРУ
    а вы обратили внимание, как автор ловко и непринужденно ввернул: "Использовавшие российские зенитно-ракетные комплексы повстанцы сбили несколько украинских Су-25, после чего уничтожили малайзийский гражданский авиалайнер."? Не удивлюсь, если вся эта статья была затеяна ради одной этой фразы...
    Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке)
  • индульгирующий человечек
    матрица однако.
  • Будка гласности
    Не удивлюсь, если вся эта статья была затеяна ради одной этой фразы... Вы не далеки от истины.
Показать новые комментарии (0)

    5 самых смертоносных штурмовиков

    Не превратились ли штурмовики в вымирающий вид? Сегодня почти никто не разрабатывает новые ударные самолеты этого типа для ВВС, предпочитая делать ставку на истребители-бомбардировщики, хотя штурмовики со своим высокоточным оружием делают всю грязную работу по оказанию непосредственной авиационной поддержки и изоляции поля боя с воздуха. Но так было всегда: ВВС всегда сторонились непосредственной ударной поддержки и больше интересовались стремительными истребителями и величественными бомбардировщиками. Многие штурмовики времен Второй мировой войны начинали свою жизнь в конструкторских бюро как истребители, а в ударные самолеты превращались лишь после «неудачи» разработчиков. Тем не менее штурмовики все эти годы умело и на совесть выполняли одну из главных задач авиации по уничтожению сил противника на поле боя и по оказанию поддержки своим сухопутным войскам.

    В этой статье мы проанализируем пять современных самолетов, которые выполняют очень старые задачи, связанные с нанесением ударов по наземным целям. Один такой самолет остается в строю со времен войны во Вьетнаме, а другой не сделал пока ни единого боевого вылета. Все они являются специализированными (или стали специализированными) и предназначены для нанесения ударов по войскам противника в условиях боя. Большинство из них используются в самых разных ситуациях, что подчеркивает гибкость и универсальность их боевого применения.

    На фото: Су-25.
    А-10 «Бородавочник»

    А-10 появился на свет в результате соперничества между видами вооруженных сил. В конце 1960-х в результате длительной борьбы между сухопутными войсками и ВВС США за машину непосредственной авиационной поддержки родились две конкурирующие программы. Сухопутные войска выступали за ударный вертолет Cheyenne, а ВВС финансировали программу A-X. Проблемы с вертолетом в сочетании с неплохими перспективами A-X привели к тому, что от первого проекта отказались. Второй образец со временем превратился в А-10, который имел тяжелую пушку и был предназначен конкретно для уничтожения советских танков.

    А-10 хорошо зарекомендовал себя во время войны в Персидском заливе, где он нанес серьезный ущерб иракским транспортным конвоям, хотя вначале ВВС не хотели отправлять его на этот театр военных действий. А-10 также использовали в войнах в Ираке и Афганистане, а недавно он принял участие в боях против ИГИЛ. Хотя сегодня «Бородавочник» (как его ласково называют военные) редко уничтожает танки, он продемонстрировал свою высочайшую эффективность в противопартизанской борьбе – благодаря небольшой скорости и способности долгое время барражировать в воздухе.

    ВВС с 1980-х годов несколько раз пытались отказаться от А-10. Военные летчики из ВВС утверждают, что этот самолет обладает низкой живучестью в воздушном бою и что многоцелевые истребители-бомбардировщики (от F-16 до F-35) могут выполнять его задачи намного эффективнее и без особого риска. Возмущенные пилоты А-10, сухопутные войска и американский конгресс с ними не согласны. Последняя политическая баталия из-за «Бородовочника» оказалась настолько суровой, что один генерал ВВС заявил: любой военнослужащий ВВС США, который направит информацию об А-10 в конгресс, будет считаться «изменником».
    Су-25 «Грач»

    Как и А-10, Су-25 – медленный, тяжелобронированный самолет, способный оказывать мощное огневое воздействие. Подобно «Бородавочнику» он разрабатывался для нанесения ударов на центральном фронте в случае конфликта между НАТО и Варшавским пактом, но затем пережил ряд модификаций для применения в иных условиях.

    С момента создания Су-25 участвовал во многих конфликтах. Сначала он воевал в Афганистане, когда туда вошли советские войска – его применяли в борьбе с моджахедами. Иракские ВВС активно использовали Су-25 в войне с Ираном. Его задействовали во многих войнах, так или иначе связанных с распадом Советского Союза, в том числе в российско-грузинской войне 2008 года, а затем и в войне на Украине. Использовавшие российские зенитно-ракетные комплексы повстанцы сбили несколько украинских Су-25, после чего уничтожили малайзийский гражданский авиалайнер. В прошлом году, когда стало очевидно, что иракская армия не в состоянии самостоятельно справиться с ИГИЛ, Су-25 снова привлек к себе внимание. Иран предложил задействовать свои Су-25, а Россия предположительно поставила в срочном порядке партию этих самолетов иракцам (хотя они могли быть и из иранских трофеев, захваченных в 1990-е годы у Ирака).
    Super Tucano компании Embraer

    Внешне Super Tucano кажется весьма скромным самолетом. Он немного смахивает на P-51 Mustang компании North American, который был принят на вооружение более семидесяти лет назад. У Super Tucano очень специфическая задача: наносить удары и осуществлять патрулирование в воздушном пространстве, где ему никто не оказывает сопротивление. Таким образом, он стал идеальной машиной для ведения противопартизанской борьбы: он может выслеживать мятежников, наносить по ним удары и находиться в воздухе до полного выполнения боевой задачи. Это практически идеальный самолет для борьбы с повстанцами.

    Super Tucano летает (или скоро будет летать) в составе десятка с лишним ВВС в странах Южной Америки, Африки и Азии. Этот самолет помогает бразильским властям управлять обширными землями в бассейне Амазонки, а Колумбии — бороться с боевиками FARC. Доминиканские ВВС используют Super Tucano в борьбе с наркоторговлей. В Индонезии он помогает охотиться на пиратов.

    После многолетних усилий ВВС США сумели заполучить эскадрилью таких самолетов: их намереваются использовать для повышения боевой эффективности ВВС стран-партнеров, включая Афганистан. Super Tucano идеально подходит для афганской армии. Он прост в управлении и обслуживании и может дать афганским ВВС важные преимущества в борьбе с талибами.
    AC-130 Spectre компании Lockheed Martin

    В начале войны во Вьетнаме ВВС США ощутили необходимость в большом, хорошо вооруженном самолете, который мог бы летать над полем боя и уничтожать наземные цели в моменты, когда коммунисты переходят в наступление или когда их удается обнаружить. Вначале ВВС разработали самолет AC-47 на основе транспортной машины C-47: они оснастили ее пушками, установив их в грузовом отсеке.

    AC-47 оказался весьма эффективным, и командование ВВС, отчаянно нуждавшееся в непосредственной авиационной поддержке, решило, что более крупный самолет будет еще лучше. Самолет огневой поддержки AC-130, разработанный на основе военно-транспортного C-130 Hercules, – большая и медленная машина, которая совершенно беззащитна перед истребителями противника и серьезной системой ПВО. Несколько самолетов AC-130 было потеряно во Вьетнаме, а один был сбит ПЗРК во время войны в Персидском заливе.

    Но в своей основе АС-130 просто перемалывает наземные войска и укрепления противника. Он может бесконечно барражировать над вражескими позициями, ведя мощный пушечный огонь и используя свой богатый арсенал других средств поражения. AC-130 – глаза на поле боя, и, кроме того, он может уничтожать все, что движется. AC-130 воевали во Вьетнаме, участвовали в войне в Персидском заливе, во вторжении в Панаму, в Балканском конфликте, в Иракской войне и в операции в Афганистане. Есть сообщения о том, что один самолет переоборудован для борьбы с зомби.
    Штурмовик Scorpion компании Textron

    Этот самолет не сбросил ни одной бомбы, не выпустил ни единой ракеты и не совершил ни одного боевого вылета. Но когда-нибудь он может это сделать, и это позволит внести коренные изменения в рынок боевой авиации XXI века. Scorpion – дозвуковой самолет с очень тяжелым вооружением. У него нет той огневой мощи, которой обладают А-10 и Су-25, но он оснащен самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и имеет достаточно небольшой вес, что позволяет ему вести разведку и наблюдение, а также наносить удары по наземным целям.

    Scorpion может заполнить важную нишу в ВВС многих стран. Долгие годы военно-воздушные силы с большой неохотой приобретали многоцелевые самолеты, которые выполняют несколько важных задач, но не обладают тем престижем и глянцем, которым присущ ведущим истребителям. Но поскольку стоимость истребителей стремительно растет, а многие ВВС остро нуждаются в штурмовиках, чтобы поддерживать порядок внутри страны и охранять границы, Scorpion (а также Super Tucano) могут подойти на эту роль.

    В определенном смысле Scorpion – высокотехнологичный коллега Super Tucano. ВВС развивающихся стран могут вложить средства в оба самолета, так как это даст им массу возможностей в плане нанесения ударов по наземным целям, а Scorpion в некоторых ситуациях позволит вести воздушный бой.
    Заключение

    Производство большинства этих самолетов было завершено много лет назад. На то есть веские причины. Штурмовик никогда не был особенно популярен как класс авиации в ВВС разных стран. Непосредственная авиационная поддержка и изоляция поля боя — исключительно опасные задачи, особенно когда их выполняют на малых высотах. Штурмовики часто действуют на стыках частей и соединений и иногда становятся жертвами несогласованности их действий.

    Чтобы найти замену штурмовикам, современные ВВС сосредоточились на совершенствовании возможностей истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков. Поэтому в Афганистане значительную часть задач по непосредственной авиационной поддержке выполняют бомбардировщики B-1B, созданные для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу.

    Но как показывают недавние сражения в Сирии, Ираке и на Украине, у штурмовиков до сих пор есть важная работа. И если эту нишу в США и Европе не заполнят традиционные поставщики из военно-промышленного комплекса, то это сделают (относительные) новички типа Textron и Embraer.

    Роберт Фарли — адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В сферу его научных интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины и морского дела.

    На фото: A-10 Thunderbolt II.
    Советские боевые штурмовики СУ-25Штурмовик A-10 Thunderbolt II «Бородавочник»Посадка Су-25 на атотрассу под МинскомШтурмовик Embraer Super TucanoТяжеловооруженный самолёт Lockheed Martin AC-130HШтурмовик Scorpion компании TextronШтурмовики A-10 Thunderbolt II
    Советские боевые штурмовики СУ-25
    © РИА Новости, Скрынников | Перейти в фотобанк
    Штурмовик A-10 Thunderbolt II «Бородавочник»
    © AP Photo, U.S. Air Force,Staff Sgt. Shane A. Cuomo
    Посадка Су-25 на атотрассу под Минском
    © РИА Новости, Иван Руднев | Перейти в фотобанк
    Штурмовик Embraer Super Tucano
    © AP Photo, Handout/Embraer
    Тяжеловооруженный самолёт Lockheed Martin AC-130H
    © U.S. Air Force photo/Senior Airman Julianne Showalter
    Штурмовик Scorpion компании Textron
    © flickr.com, Airwolfhound
    Штурмовики A-10 Thunderbolt II
    © flickr.com, US Air Force