Вторая часть статьи.

 

Украина: нескончаемые дрязги

Провозгласив независимость 24 августа 1991 года, Украина устанавливает определенные свободы и выставляет скрытые раньше реалии коллективной памяти, сохраняя немало следов своего советского наследия.

Советское прошлое в архитектуре

На высоком правом берегу Днепра в Киеве стоит огромная статуя «Родина-мать». Своим величественным видом она призвана напоминать всем о Второй мировой войне, которая опустошила Киев, и победе Красной армии над нацистскими войсками. (…) Этот гигантский монумент высотой 102 метра (40 метров приходится на пьедестал), который был построен в 1981 году и открыт Леонидом Ильичем Брежневым, является четвертой по высоте статуей в мире. В правой руке «Родина-мать» держит 16-метровый меч, а в левой – щит 13 на 8 метров, на котором красуется герб Советского Союза.  

Со времени провозглашения независимости страны в 1991 году центр Киева заметно изменился. Теперь мы видим сверкающие витрину ультрасовременного торгового центра и каскады фонтанов, которые создают впечатление смеси обволакивающей мягкости и динамизма. Тем не менее, за всеми новыми архитектурными элементами, воплощающими в себе движение в будущее, скрывается все та же гостиница «Украина», которая была построена для лидеров режима и остается продуктом советской архитектуры в чистейшем виде. В мае 2006 года система управления гостиницей, которая все еще находилась в собственности государства, оставалось точно такой же, что и в советские времена: на каждом этаже сидел человек, который отмечал все ваши приходы и уходы, а также каждый раз как вы пользовались лифтом. Однако даже к этой задаче персонал относился с полным пренебрежением.

От отказа от тоталитаризма…


После провозглашения независимости в 1990-х годах в Киеве построили небольшой памятник в напоминание о трагических событиях 1932-1933 годов. Этот монумент был посвящен «голодомору», голоду на Украине, который сознательно организовала Москва, чтобы укрепить свое влияние на Киев. За статуей расположены панно, которые в подробностях рассказывают эту историю, с надписью на английском « not to be forgotten». (…) Это историческое событие смело можно считать одним из объяснений того факта, что значительная часть украинцев хочет быть ближе к Европейскому Союзу, чем Москве.

... до возврата свободы вероисповедания

Церковь Святого Михаила в Киеве выглядит старинной, однако на самом деле построена она была совсем недавно. Оригинальный храм, возведенный в 1108 году, был разрушен советским режимом в 1930-х годах в рамках его антирелигиозной программы. В 1946 году униатская или Греко-католическая церковь (сохранение византийских религиозных обрядов при одновременном почитании Папы) была полностью запрещена. После провозглашения независимости и возвращения религиозных свобод было начато восстановление собора: работы закончились в 2000 году. Украина вновь стала многорелигиозным государством, пусть  даже основная роль здесь принадлежит православной церкви или скорее православным церквям. Так, помимо православной церкви, которая входит в Московский патриархат и соответственно является частью Русской православной церкви, в стране существует и основанная в 1919 году Автокефальная православная церковь. В 1933 году она была объявлена вне закона, однако смогла выжить внутри украинской диаспоры. Наконец, в 1991 году была создана Украинская православная церковь Киевского патриархата, название которой наглядно свидетельствует о стремлении к независимости от Москвы.

... и независимому поиску государственного равновесия

Площадь независимости в Киеве является своего рода эмблемой произошедших геополитических изменений. До 1991 года она носила имя октябрьской революции, а в ее центре возвышалась статуя Ленина. В ноябре-декабре 2004 года весь мир узнал о ней благодаря «оранжевой» революции. (...)

Латвия: спиной к Москве, лицом к Европе


После оккупации царской Россией, недолгой независимости (1918-1940) в межвоенный период и повторной оккупации советскими (1940-1941, 1944-1991) и немецкими войсками (1941-1944) Латвия вновь могла обрести независимость (1991) и европейское самосознание.

Свидетельства давней борьбы с российским империализмом


В 1710 году Рига вошла в состав Российской Империи, что было официально признано Швецией в 1721 году. В 1905 году стремящая к свободе Латвия приняла участие в революции, задачей которой (достигнуть ее, увы, так и не удалось) было подтолкнуть царскую Россию Николая II к движению по демократическому пути.

Советская архитектура

Около центрального рынка Риги расположено характерное советское здание того типа, что Сталин приказал возвести в различных советских республиках после Второй мировой войны (в их число вошел Дворец культуры и науки в Варшаве, самое высокое здание в Польше). Вопрос о его сносе не стоит, тем более что 40% жителей Риги составляют носители русского языка и культуры, иммигранты или потомки иммигрантов, которых отправили сюда после Второй мировой войны по указанию Москвы для того, чтобы изменить этнический состав населения Латвии.

Вновь приобретенное право почтить свободу


С 1920 по 1940 год Латвия была независимой. В 1935 году в Риге на народные пожертвования был возведен памятник Свободы. На его фасаде красуется посвящение писателя Карлиса Скалбе: «За родину и свободу!» Во времена советской оккупации людям было запрещено останавливаться у этого памятника, чтобы возложить цветы. С момента провозглашения независимости в 1991 году он стал ее символом. Латыши с любовью называют скульптурную свободу «Милда». Этот памятник также является местом паломничества в память о советских репрессиях и людях, которых отправили в Сибирь по приказу властей. Их число достигает 320 000 человек, что составляет больше 15% населения страны. (...)

Стремление заявить о своей принадлежности к Европе

Статуей Ролана де Ронсево в центре Риги Латвия хочет показать свою европейскую принадлежность, отказавшись при этом от других форм самосознания, которые пыталась навязать ей история и прежде всего СССР.

Своим посольством в центре города и качеством выбранного под эти цели здания Париж стремится подчеркнуть свое присутствие в Латвии, а также веру в восстановленную в 1991 году независимость этого балтийского государства. Все это как бы намекает Москве на то, что она должна воздержаться от посягательства на независимость Латвии или ее принадлежность к Европейскому Союзу, которая была окончательно подтверждена 1 мая 2004 года. (...)


Так, рассмотрение, «перспектив» из разных стран на периферии России позволяет нам оценить различные аспекты геополитического положения России, а также исторический контекст в рамках ее современного развития. Особенно в этом плане отличаются те страны, с которыми Россия поддерживает тесные отношения, как, например Армения, или территории, чье будущее по меньшей мере отчасти зависит от России, как Нагорный Карабах. И наоборот, не менее ярко выражено и стремление некоторых стран повернуться спиной к Москве после вхождения в состав СССР (Грузия и Латвия) или советского доминирования (Болгария). Промежуточное положение между двумя этими лагерями занимает Украина: точно определить масштаб геополитического влияния России здесь гораздо сложнее.

Предложенный в данном исследовании подход опровергает мнение тех, кто полагает, что корни геополитики той или иной страны необходимо искать в заявлениях и действиях правительств, а также в секретах государственных канцелярий и разведслужб. Хотя мы далеки от того, чтобы отрицать важность и полезность анализа политики государств, рассмотрения различных аспектов их геополитической ситуации и изучения других геополитических деятелей, таких как диаспоры, описанный выше метод демонстрирует, что о геополитике можно многое узнать на углу любой улицы. Таким образом, в полной мере оценить геополитическую картину невозможно без знания географии и соответственно ситуации на периферии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.