Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Радиоактивная свалка в Мурманске

Будет ли Беларусь строить АЭС на деньги россиян? picture
Будет ли Беларусь строить АЭС на деньги россиян? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Способна ли Россия, которая занимает четвертое место в мире по производству электроэнергии на АЭС, поставить под сомнение будущее атомной отрасли? В Мурманской области, которую нередко называют «радиоактивной свалкой», даже экологи не верят в такую перспективу.

Кольский полуостров. Озера, дикая природа, изобилие дичи, белые ночи. Именно так российские туристические справочники описывают этот расположенный за полярным кругом уголок российской земли, который омывают воды Белого и Баренцева моря. Тем не менее, для жителей поселка Полярные зори (15 000 человек) вся жизнь вертится вокруг атомной электростанции, которая уже 40 лет дает 60% электроэнергии в Мурманской области. Ирина убеждена, что из-за высоких зарплат «все здесь мечтают работать на электростанции». «Даже у уборщиц здесь инженерное образование»,- улыбается эта пожилая женщина. Через несколько лет после участия в работах по ликвидации последствий аварии в Чернобыле в 1986 году она приехала сюда на строительство ядерного комплекса. Сегодня она официально является инвалидом из-за болезни сердца, но до сих пор предпочитает объяснять свое недомогание другими причинами, нежели полученной на Украине дозой радиации. Она расхваливает великолепный вкус местных грибов, качество которых, по ее утверждению, «регулярно проверяют в лабораториях».  

Подобно кораблю, разрезающему носом волны, атомная электростанция смело смотрит в будущее. Четыре ее энергоблока регулярно модернизируются для соответствия новым требованиям. «Объем некоторых работ нередко шел даже дальше рекомендаций Международного агентства по атомной энергии», - с гордостью говорит директор станции Василий Омельчук. Такое решение объясняется и чисто экономическими соображениями. «Начатая в 1990-х годах программа модернизации первого энергоблока обошлась нам всего в 200 долларов за килоВатт, тогда как строительство нового реактора вышло бы в десять раз дороже», - продолжает он. 

Тем не менее, после аварии на Фукусиме уверенность московского руководства заметно пошатнулась. «Кольская АЭС не соответствует международным нормам безопасности», - считает Владимир Кузнецов, член общественного совета при Федеральном агентстве по атомной энергии (Росатом). Говорит он и о «бесконтрольном продлении сроков эксплуатации старых реакторов». Кроме того, на территории бывшего СССР существует недостаток «грамотных специалистов, которые способны отслеживать техническое состояние станций», - недоволен чиновник. 

Продление срока службы

В 2009 году энергоблок №1 Кольской АЭС выработал шесть лет своего жизненного цикла и получил разрешение на продление срока службы до 2018 года. Работающий уже 35 лет блок №2 также заработал дополнительно 10 лет отсрочки. В конце сентября 2010 года реактор №3 был остановлен из-за технической неисправности, хотя официально какой-либо утечки радиации выявлено не было. «Прошу Минэнерго, Росатом и Минприроды провести анализ сегодняшнего состояния атомной отрасли и анализ планов перспектив развития и в месячный срок предоставить результаты исследования в правительство», - отдал распоряжение премьер-министр Владимир Путин. Способна ли Россия, которая занимает четвертое место в мире по производству электроэнергии на АЭС, поставить под сомнение будущее атомной отрасли?

В Мурманской области, которую нередко называют «радиоактивной свалкой», даже экологи не верят в такую перспективу. «Ядерная энергетика – это реальность, и она будет развиваться. Мы же должны приложить все усилия, чтобы обеспечить ее безопасность», - объясняет Андрей Золотков из норвежской неправительственной организации Bellona. На Кольской АЭС взгляд посетителя прежде всего притягивает нагромождение бочек с синей массой, которая служит для улавливания изотопов кобальта и цезия. «Это жидкие отходы, которые затем очищаются и затвердевают. Мы складируем их до того момента, когда в России появится для них специальных могильник», - говорит сотрудник службы безопасности Игорь Маракулин. Инженер стремится развеять все сомнения, подчеркнув, что такая методика соответствует даже более жестким нормам, чем в Европе и в частности в Финляндии, где «радиоактивные отходы выбрасывают в море». Что касается директора Василия Омельчука, он отмахивается кипами разрешений на продолжение работы, которые получила станция. Хотя, в конце концов, на ней стоят водо-водяные реакторы, то есть не тот тип, которым была оборудована станция в Чернобыле (всего их 11 из 32 существующих в стране  реакторов). Вчера президент страны Дмитрий Медведев заявил, что АЭС – это «безопасный источник энергии. При условии, добавил он, что станции будут правильно размещены и над ними будет установлен должный контроль.