В рекламе элитного жилого комплекса в Сочи в преддверии Олимпиады-2014 используются «неогитлеровские» образы известного дизайнерского агентства, заявляют критики.

Промоушен-кампания, связанная с зимними Олимпийскими играми в Сочи 2014 года вызывает споры в России из-за использования в ней предположительно «фашистских» образов.

В кампании используются изображения голубоглазых светловолосых  спортсменов и спортсменок, и критики называют эти изображения «неогитлеровскими» и «похожими на картинки из фильмов Лени Рифеншталь».

Образы похожего на арийца сноубордиста и конькобежца, пристально смотрящего вдаль, доминируют на гигантских плакатах в Москве и появляются на обложках брошюр с рекламой Горки-Города, элитного жилого дома, возводимого в Красной Поляне близ Сочи на российском побережье Черного моря. Комплекс - результат государственно-частного партнерства в создании Олимпийской медиа-деревни для Игр в Сочи-2014.

«Без сомнения, авторы этой рекламы вдохновлялись нацистским искусством», - говорит Екатерина Деготь, известный историк искусства и бывший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи (ГТГ).

Когда эту рекламу повесили, российская арт-группа «Война», сама также известная своей противоречивой акцией с изображением 65-метрового фаллоса на разводном мосту в Санкт-Петербурге, написала в твиттере: «На Пушкинской площади, напротив Gap, висит огромная реклама, открыто фашистская по стилю, элитного жилья в Сочи».

Деготь и другие говорят, что стиль и поза изображенных субъектов сразу наводят мысли о нацистском искусстве, которое подчеркивало расовую чистоту и превосходство.

The Guardian узнала, что изображения спортсменов были созданы в Doping-Pong, санкт-петербургской дизайнерской компании, которая в качестве одного из своих онлайн-баннеров использует свастику.

Один из последних проектов компании - это серия эротических фотографий двух молодых женщин, одна называется «фа» (фашист), а другая «антифа» (активист антифашистского движения), которые сражаются друг с другом на ринге и рвут друг на друге одежду. «Фа», судя по всему, одерживает победу и триумфально оборачивается нацистским флагом.

Doping-Pong также тесно сотрудничает с Катей Заштопик, российской художницей, в свои двадцать с небольшим лет известной своими симпатиями к ультра-правым, которая использует онлайн-аватар Dopingirl.

20 апреля, в день рождения Адольфа Гитлера, она опубликовала желтый «смайлик» в своем блоге, украшенный зубной щеткой усов и прядью черных волос. Подпись гласила: «С днем рождения».

Дима Мишенин, один из дизайнеров в Doping-Pong, отрицает сообщения, что Заштопик лично участвовала в создании образов для рекламы Горки-города. «Это наша работа, не ее», - сказал он.

Мишенин заявил, что не разделяет ультра-правых идей, но отметил, что уверен, что «олимпийская эстетика начинается в Берлине в 1936 году и была создана Лени Рифеншталь».

Он добавил: «Для меня это вопрос эстетики и красоты».

В ответ на вопрос об использовании нацистской художественной иллюстрации в своих других работах он сказал: «Когда я использую символы культуры нацистской Германии, такие как свастика, то я конечно же использую их как символы, представляющие победоносную нацию».

В более ранних интервью в российской прессе он заявлял: «Эти символы являются трофеями, как черепа на нашей славянской ограде».

Некоторые обозреватели заявляют, что критика изображений Горки-города непомерно раздута.

Артемий Лебедев, один из самых известных молодых дизайнеров России, написал пост в блоге, где реклама называлась «неогитлеровской» и «неосталинистской», но при этом похвалил Мишенина за креативность.

Один 26-летний веб-дизайнер заявил Guardian: «Ну что тут фашистского и арийского? Лишь то, что у сноубордиста нос не картошкой, еще не означает, что он не может быть русским».

Михаил Федотов, советник Дмитрия Медведева по вопросам развития гражданского общества и прав человека, заявил, что он озабочен тем, что компания, которая «заигрывает с нацистскими символами», участвовала в этом проекте.

Горки-город выпустил заявление от имени своего креативного директора Дмитрия Лещинского, который намекнул на заговор с целью дискредитации проекта.

«Любые связи и ассоциации с фашизмом очень неприятны для нас, и мнения и методы некоторых «критиков» провоцируют именно такого рода ассоциации», - сказал он.

«Публикация отвратительных обозначений и продвижение «пасквилей» в прессе; уничтожение и поливание грязью всего, что выделяется, хотя бы чуть-чуть, из серой массы рекламы - вот настоящий фашизм, на мой взгляд».

Деготь говорит: «В самой работе с нацистской эстетикой нет ничего запрещенного, если такая работа основывается на критической интеллектуальной деятельности. Однако я не вижу отражения этого в этих композициях (на биллбордах). Это коммерческий проект, открыто использующий соблазнительный потенциал, который новые богатеи усматривают в нацистской стилистике». «Я думаю, что это может являться отражением тех претензий, которые могут быть у молодых богатых людей к аристократичности и к традициям».

Представитель «Сочи-2014» отказался от комментариев.