Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мачо, человек дела, звезда

Между идеалами старой России и глобальной полит-эстетикой: как Владимир Путин представляет себя в виде пролетарского князя

© РИА Новости Яна Лапикова / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ В.Путин принимает участие в конференции
Премьер-министр РФ В.Путин принимает участие в конференции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кто есть Владимир Владимирович Путин? Нынешнему российскому премьер-министру, как мы знаем, уже в детстве приходилось не легко. Он вырос в Ленинграде в 50-е годы – годы, полные лишений. Его отец был ветераном войны, мать вкалывала на фабрике. Ужасная теснота квартиры заставляла его убегать во двор, где у него рано сформировался инстинкт выживания.

Кто есть Владимир Владимирович Путин? Нынешнему российскому премьер-министру, как мы знаем, уже в детстве приходилось не легко. Он вырос в Ленинграде в 50-е годы – годы, полные лишений. Его отец был ветераном войны, мать вкалывала на фабрике. Ужасная теснота квартиры заставляла его убегать во двор, где у него рано сформировался инстинкт выживания. Володя учился в средней школе, особых успехов он там не добился. Его увлекали шпионские романы, и он сам решил стать  известным шпионом. Он открывает в себе страсть к спортивным единоборствам, упорно тренируется в секции дзюдо и становится чемпионом Ленинграда. В конце своего обучения в школе Владимир постучал в дверь КГБ, однако он получил от ворот поворот – здесь себя не предлагают, сюда только приглашают. Изучение международного права в университете он завершает написанием диссертации. В середине 70-х годов КГБ все же призывает его в свои ряды – и здесь начинается поразительная карьера. Его направляют в контрразведку, он проводит пять лет в Дрездене и уже бегло говорит по-немецки. Остальное - история: в 1998 году Борис Ельцин призывает его в свою команду, и уже летом 1999 года Дума утверждает его в качестве премьер-министра, а всего через год он становится главой государства. Обо всем этом можно прочитать в опубликованной в 2001 году автобиографии с большим количеством традиционных клише, которые должны представить читателю достойную примера жизнь человека, сделавшего такую карьеру. У книги есть подзаголовок – «Поразительно правдивый автопортрет российского президента Владимира Путина».

В современной карусели политики высшего эшелона Путин охотно использует возможности работы с образами. Тот имидж, который был разработан вместе со штабом его советников для общественный фигуры Путина, ничем не уступает направленной на идеализацию работе с образами правителей эпохи ренессанса. Этот имидж объединяет в себе разные грани - царя и звезду, отца нации и «крестного отца», заботливого мужа и любителя женщин.

При помощи какого изобразительного языка можно сделать себе карьеру в странах с традиционно высоким потенциалом насилия? Ответом на этот вопрос может служить опубликованная недавно фотография друга Путина Сильвио Берлускони. Она относится к 70-м годам в Италии, когда молодой тогда предприниматель, занимавшийся телевидением и прессой, делал стремительную карьеру. Сильвио в небрежной позе сидит за письменным столом своего богато обставленного кабинета. Рядом с ним лежит револьвер 357 Magnum Smith & Wesson – скромное указание на то, каким образом он собирается обеспечивать свое социальное восхождение. Недавно один британский эксперт по оружию заметил, что калибр этого пистолета транслирует простое послание, смысл которого сводится к тому, что яйца Сильвио больше, чем у тех людей, от которых он собирается себя защищать.

Эта грубая интерпретация попадает в самую суть представленного визуального послания. Она заставляет вспомнить об образном языке итальянского ренессанса. В его ритуалах изображения правителей оружие и определенные символы мужского достоинства играли центральную роль. Самым известным примером может, наверное, послужить венецианский предводитель наемников Бартоломео Коллеоне (Bartolomeo Colleoni). Его конная статуя, выполненная примерно в 1485 году влорентийским скульптором Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio), увековечивает образ человека власти и карьериста, для которого цель всегда оправдывает средство. Герб Коллеоне самоуверенно украшают три пары мужских яиц.

Столь нарочитое представление своей персоны может показаться несколько устарелым, однако этого нельзя сказать об образе правителя верхом на лошади. Такого рода  изобразительная форма продолжает существовать. Так, например, некоторые американские президенты традиционно демонстрируют себя верхом на лошади на своей ферме.

Владимир Путин тоже умеет ездить верхом. В серии фотографий, сделанных в прошлом году в сибирском национальном парке в Туве, его можно увидеть совершающем прогулку на лошади в тайге. Рубашка такому любителю природы уже не нужна – ведь он ищет с ней непосредственный контакт. Полуобнаженные правители существовали также и в эпоху ренессанса – достаточно вспомнить о картине Бронцино, на которой изображен Косимо де Медичи. Она было написана в 1540 году, и на ней герцог изображен в образе обнаженного Нептуна с откровенными сексуальными намеками. Путин объединяет пафосную формулу умудренного опытом всадника с обнаженным регентом. И тем не менее результат в глазах западного наблюдателя невольно представляется всего лишь славной послеобеденной прогулкой. Однако эта инсценировка в виде пролетарского князя имеет уже культовый статус в его собственной стране. Существует немало женских фан-клубов. По крайней мере в России это, судя по всему, работает.

Эта и множество других фотографий в его размещенном в интернете фотоальбоме (hhtp://premier.gov.ru) (собранные в рубрике «Без галстука»  - Casual), используют известные в истории искусства образцы идеального изображения правителя. Помимо энергетически насыщенной формулы всадника на первый план выставляются якобы имеющиеся положительные качества политического лидера. Бальдассаре Кастильоне в своей книге «О придворном», написанной в начале 16-го века, называет это искусством легкости презентации – sprezzatura, - и этот принцип, судя по всему,  лежит в основе концепции самопрезентации Путина. Так, например, мы видим смелого Путина во время охоты на сибирскую тигрицу, Путина как полуобнаженного рыбака, наездника и путешественника, как победоносного дзюдоиста в ближнем бою, как крутого байкера, как гонщика в болиде Формулы-1 и как пилота пожарного самолета. Но также мы видим его как мечтателя, задумчиво рассматривающего камень, или как человека широких интересов на месте археологических раскопок.

Путин в своем официальном альбоме предстает как персонификация понятия фронесис (phronesis). При помощи этого слова Аристотель определяет практическую сторону мудрости. Честолюбие и расчетливая готовность к риску являются центральными качествами, которые и Николо Макиавелли выделяет в своей политической теории. Они представляют собой высшие добродетели, наделяющие князя блеском и бессмертием.

И если еще недостаточно блеска и гламура, то они могут быть просто импортированы. На приглашение Путина принять участие в благотворительном гала-концерте в Санкт-Петербурге откликнулись такие знаменитые (хотя и не совсем свежие) лица как Шэрон Стоун, Кевин Костнер, Голди Хоун, Жерар Депардье и Ален Делон. Путин представил себя как звезду среди звезд и вышел на сцену для того, чтобы подчеркнуто непринужденно исполнить песню из репертуара Фэтса Домино «I found my thrill on Blueberry hill». Таким образом он превратил звезд экрана просто в зрителей на своем собственном представлении. И в этом случае мы видим в первую очередь сильное влияние концепции человека возрождения Кастильоне, который требовал от идеального придворного также владения искусством танца и музыки.

Путин – мачо, человек дела, звезда. Перед началом борьбы за президентское кресло все эти усилия представляют собой ясное послание, обращенное к народу. Пока еще он занимает должность премьер-министра. В то время как нынешний президент Дмитрий Анатольевич Медведев поддерживает свой имидж как государственного деятеля широких взглядов и вооруженного лэптопом, Путин искусным образом лавирует между идеалами старой царистской и социалистической России, а также образами новой глобальной эстетики, где политик выступает как медийная звезда.

Путин как никакой другой политик высшего эшелона полагается на общепонятность традиционных и проникших в коллективное сознание визуальных представлений. Пусть образ гордого наездника и взят из старого сундука с содержимым, тронутым молью, - неизбежно все ассоциируют это с геркулесовским инстинктом власти. Создается такое впечатление, что особая политическая ситуация, сложившаяся в государстве, находящемся в процессе радикальных изменений, порождает острую потребность в традиционных клише. Кажется также, что пафосные формулы стародавнего политического образного языка представляют собой своего рода убежище в неспокойные времена. Советники по работе со СМИ намерены в фигуре Путина перенести старую Россию, а также культ личности, характерный для царизма и социализма, в новую Россию. Образы правителей после Сталина не выглядели особенно гламурно – Хрущев (ботинок), Брежнев (брови), Горбачев (родимое пятно), и все это, судя по всему, только усиливает желание иметь сильного и умеющего работать со СМИ разностороннего политика.

Владимир Путин в 2007 году был назван журналом Time «Человеком года». Обложку этого журнала украшает снимок британского фотографа Платона (Platon). Он демонстрирует неподвижные черты лица человека с серо-голубыми глазами и аккуратным пробором. Использованное автором разрешение позволяет увидеть с близкого расстояния безукоризненную, гладко выбритую кожу человека, представленного на фотографии. И тем не менее это изображение отстраненного человека с непроницаемым взглядом. Удивительно холодные цвета, даже бесцветность, придают этой фотографии дополнительное ощущение дистанции. Мы видим человека без свойств, холодного до мозга костей, некий странный симулякр. Его голова, оказавшаяся в ореоле падающего сзади света, своей строгой центральностью напоминает о традициях изображения Христа с их попыткой правдивой передачи образа Спасителя. Одновременно у зрителя возникает такое ощущение, что перед ним либо компьютерная симуляция, либо изображение двойника. Это фотография с ее отрешенностью и индифферентностью становится постмодернистской иконой Путина – она весьма далека от лукавой улыбки расслабленного Барака Обамы, которого Платон снимал в том же году.