После распада Советского Союза прилавки туристических магазинов в Москве и Санкт-Петербурге наполнились безделушками, напоминающими об эпохе СССР. Это армейские шапки, значки, перепечатки пропагандистских плакатов Сталина. Многое из этого продается до сих пор, но сегодня гостей России также все чаще соблазняют богатым ассортиментом из разряда путинского китча. На футболках, кружках и брелоках Владимир Путин стоит в своей характерной позе и в солнечных очках, являя собой образец сильного российского лидера.
Пользуясь этой наводкой, западные средства массовой информации в соответствии с освященной временем традицией все чаще исходят из того, что русские сотворили своему руководителю культ личности, но теперь на место Сталина встал Путин.
Однако в действительности доказательств существования такого культа немного, и они весьма неоднозначны. Примерно 19% россиян считают, что в стране есть культ личности Путина, а 31% полагает, что для него созданы необходимые условиях, хотя самого культа пока нет. Но изображение Путина имеется лишь у меньшинства россиян (16-18%), и в эту цифру включены те, кто желает его приобрести. Конечно, в стране со 140-миллионным населением это все равно большая цифра, и портретов Путина там действительно много. Но важнее другое. Три четверти россиян заявляют, что не желают покупать изображение Путина. Более того, они не боятся говорить об этом социологам, проводящим опросы.
Конечно, увидев культ личности, россияне просто обязаны распознать его. А Путин несомненно популярен. Когда заходит речь о сегодняшнем российском лидере, настроение у россиян похоже на игривую иронию, на «народный патриотизм», но не на бездумное поклонение и благоговение. На волне национальной гордости, пробужденной аннексией Крыма и западным санкциями, напечатать путинское лицо на дешевой майке является таким удобным способом ткнуть кукишем в лицо Западу и одновременно заработать пару рублей на западных туристах с выпученными от удивления глазами.
Но такая неоднозначность в вопросе «культа Путина» отнюдь не означает отсутствие настоящего культа другого российского лидера — правителя, которому искренне поклоняются. Однако важный момент заключается в том, что субъект данного культа не имеет почти никакого отношения к диктаторским методам правления, которым, как кажется Западу, русские привыкли поклоняться.
Этим лидером является последний русский царь Николай II (1894-1917 гг.) (так в тексте, годы жизни Николая II — 1868-1918, прим. пер.), который в любой интерпретации российской истории мог бы в лучшем случае претендовать лишь на роль антигероя. Популярная подпись под изображением Путина на майке гласит: «Самый вежливый из людей». В этом есть доля иронии, ибо судя по всему, таким человеком был Николай II.
Николая, его жену (императрицу Александру), четырех дочерей (великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию) и единственного сына (царевича Алексея), жестоко казненных расстрельным отрядом большевиков в июле 1918 года, Русская православная церковь в 2000 году причислила к лику святых и назвала «страстотерпцами».
Если 15 лет тому назад культ «святых царственных великомучеников» воспринимался неоднозначно, то сейчас он укрепился, и это хорошо заметно наблюдательному гостю России. В Москве строится церковь в честь Николая. Они также возводятся по всей стране. Город Екатеринбург на Урале, где расстреляли царскую семью, стал популярным местом паломничества, и туда ежегодно едут тысячи россиян.
В некоторых популярных среди туристов храмах на видном месте стоят иконы с изображением членов царской семьи — в том числе, в московском Храме Христа Спасителя и в санкт-петербургском Казанском соборе. Каждый день в этих и других храмах на всей территории бывшего Советского Союза люди молятся перед изображениями этих людей, известных всему миру по сотням фотографий, а потом почтительно прикладываются к уголку их золоченых окладов. (Нет нужды говорить о том, что я никогда не видел такого проявления почтения перед изображением Путина — даже мысль об этом кажется нелепой.)
В сегодняшней иконографической традиции последние Романовы представлены в виде неестественно удлиненных фигур с окруженными ореолом лицами и в древней одежде. По иронии судьбы, это те наряды, которые Николай и Александра надевали только на коронацию в 1896 году и на «старомосковские» костюмированные балы, популярные в начале прошлого века. Один из образцов представлен в кремлевской выставочной экспозиции.
При жизни Николая хулители царя прозвали его «кровавым», припомнив ему расстрел сотен манифестантов, пришедших в январе 1905 года мирным маршем к Зимнему дворцу. Но на сегодняшних изображениях злосчастный, однако причисленный к лику святых царь совсем не похож на стереотип российского правителя: кроткие как у оленя глаза Николая источают безобидную покорность, и этот взор находится в сотнях световых лет от стального и пристального взгляда Путина. А шелковистая мантия Николая создает полный контраст типичной для Путина одежде, среди которой есть авиационная куртка.
Этот контраст подчеркивает и официальная, одобренная церковью биография Николая. Согласно ей, Николай (родившийся в 1868 году в день святого праведного Иова Многострадального, как звали ветхозаветного пророка) с детства отличался «мягкостью, тактичностью в обращении, скромными манерами». Не будучи тираном, последний российский миропомазанный самодержец был преданным семьянином и патриотом России, выполнявшим свой долг перед Богом, церковью, государством и семьей. После своего отречения и последовавшего в марте 1917 года ареста он проявлял смирение по отношению к своим пленителям, воистину воплощая в себе кротость и покорность Христа.
Биография царя повествует о том, что после ареста «государь принял свой крест так же, как библейский праведник (Иов), перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота», и совершил свой «путь на русскую Голгофу» — в «дом спецназначения» в Екатеринбурге, как большевики называли место казни царской семьи.
Ниже приводится выдержка из дневника царского исповедника отца Афанасия, который он вел во время заточения императорской семьи:
Ныне смиренный раб Божий Николай, как кроткий агнец, доброжелательный ко всем врагам своим, не помнящий обид, молящийся усердно о благоденствии России, верующий глубоко в ее славное будущее, коленопреклоненно взирая на крест и Евангелие… высказывает Небесному Отцу сокровенные тайны своей многострадальной жизни и, повергаясь в прах пред величием Царя Небесного, слезно просит прощения в вольных и невольных своих прегрешениях.

«Я готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает», — якобы заявил Николай одному из своих генералов.
Поведение его семьи было столь же образцовым. Под унизительным в своей строгости надзором «государыня и великие княжны часто пели церковные песнопения, которые против воли слушал их караул».
Конечно, это совершенно не похоже на кровавые проявления самовластия Ивана Грозного, Петра I и Сталина, которых считают истинными русскими правителями. Тем не менее, прославление царской кротости и покорности перед Богом — это не новость в русской культуре. На самом деле, привлекательное ощущение исторической полноты объединяет самых первых русских святых и последнего царственного миропомазанника России как убиенных и канонизированных представителей двух разных династий.
В 1015 году были убиты младшие сыновья киевского князя Владимира Борис и Глеб. Их убили по приказу старшего брата в ходе междоусобной борьбы за трон, которая началась после смерти отца. Вместо того чтобы взяться за оружие, Борис и Глеб покорно подчинились своим убийцам. Хотя погибли они не за веру, братьев чествуют за то, что они даже перед смертью последовали христовой заповеди «подставь другую щеку». Великий исследователь русского христианства Георгий Федотов называл Бориса и Глеба «страдальцами непротивления», жившими за девять столетий до Ганди. «Святые Борис и Глеб, — писал он, — создали в России особый […] чин „страстотерпцев“ — самый парадоксальный чин русских святых. Русская церковь не делала различия между смертью за веру во Христа и смертью в последовании Христу, с особым почитанием относясь ко второму подвигу».
«Чрез жития святых страстотерпцев [Бориса и Глеба], как чрез Евангелие, образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа — навеки, как самая заветная его святыня», — пишет Федотов в заключение.
По мнению церкви и все большего числа россиян, склонных приписывать Николаю и его семье многие чудеса, они олицетворяют собой то, что Федотов называет «кенотической святостью» — проявлением верной покорности и подчинения учениям Христа. Это достойно еще большей похвалы в силу их высокого земного звания. Подобно князьям Борису и Глебу, убиенные и причисленные к лику святых Романовы стали «страдальцами непротивления».
Этот культ указывает на другие недостатки в имидже каждого российского и советского руководителя после 1917 года, включая и Путина. Самый наглядный факт — это то, что Николай и Александра со своими детьми являются единой семьей. Путин же, в отличие от него разведен, а жизнь его дочерей стала чем-то вроде государственной тайны. Даже сегодня, спустя почти сто лет после ужасной гибели Романовы являют собой пример семейной жизни, который в общем-то отсутствует в культуре российского общества. (Над этим легко посмеяться, однако в обществе, где число разводов — одно из самых высоких в мире, такие примеры могут оказаться важнее, чем мы думаем.)
Но как образец ненасилия Ганди или идеальной семьи культ «святых царственных великомучеников» России никогда не сможет в полной мере избавиться от своей неизбежной политической значимости. Теперь, когда образ Романовых присутствует повсеместно по всей огромной России, он как бы освящает и придает романтический ореол такой «гармонии» церкви и государства — этот термин пришел из Византии шестого века. Патриарх Кирилл с момента своей интронизации в 2009 году представляет эту гармонию в качестве образца для России 21-го века. В соответствии с этим идеалом, церковь и государство не конкурируют, как это имело место в истории Запада, а сотрудничают ради великого блага каждого, ради спасения правителя и тех, кем он правит. Что крайне важно, Кирилл назвал «чудом» президентство Путина. С такого угла зрения люди, вечно ждущие возвращения самодержца, могут считать, что они дождались. Разве не стали милостивый и кроткий Николай и его прекрасная и любящая семья декорацией в последнем акте пьесы этого своенравного российского государства, где сегодня изображения жестокого Сталина, а теперь и Путина приятно щекочут нервы иностранцам?
Однако до своего восшествия на патриарший престол Кирилл по-видимому принадлежал к той партии духовенства, которая прохладно относилась к канонизации Николая и его семьи. Скромность и непритязательность официальной жизни Николая является отражением компромисса, достигнутого со сторонниками культа монарха: да, царя канонизируют, но культ Николая будет подчеркивать его личные достоинства. Никто не будет прославлять этого человека и институт монархии.
Более того, церковь так и не признала подлинность останков романовской семьи (тел Николая, Александры и трех их дочерей), которые были найдены в лесной яме на Урале и в 1998 году перевезены в Санкт-Петербург в Петропавловскую крепость, где находится усыпальница Романовых. На этой церемонии предстоятели церкви весьма заметно отсутствовали. (По настоянию Священного Синода, священнику, который проводил перезахоронение, было запрещено называть захороненных по именам.)
Но в сентябре прошлого года, когда государственная комиссия объявила, что «недостающие» останки Великой княжны Марии и царевича Алексея (найденные только в 2007 году и с тех пор находящиеся на хранении в московском Государственном архиве) будут захоронены рядом с останками отца, матери и сестер после почти вековой разлуки, когда в ночь расстрела в екатеринбургском особняке их отделили от остальных членов семьи, церковь добилась проведения экспертизы с целью установления подлинности останков всех убитых членов семьи.

Если подлинность будет подтверждена (как и ожидается), останки последнего российского царя и членов его семьи будут признаны в качестве святых мощей и вполне законного предмета религиозного почитания среди православных. Это будет семья, воссоединившаяся в ходе обряда, подобающего ее священному чину. Безусловно, такая церемония привлечет к себе внимание и президента, и патриарха. Результаты исследования ожидаются в феврале.
Конечно, влияние Романовых на Россию не следует преувеличивать. Предполагаемое перезахоронение станет важным духовным событием лишь для незначительного меньшинства россиян. Но в масштабах всей России это даст Русской православной церкви еще одну возможность продемонстрировать свои особые взаимоотношения с государством и свое особое влияние на духовную жизнь всех россиян.
Такая преданность последнему русскому царю многим на Западе покажется мракобесием, зловещим актом политического театра, свидетельством «порочного сговора» между церковью и государством, который накрывает ростки свободы и демократии удушающим покрывалом консерватизма. Сегодня на Западе причисление любого политического лидера к лику святых совершенно немыслимо, однако возможность такого решения в России демонстрирует, какая большая дистанция отделяет ее от светского либерализма, ставшего определяющим в жизни сегодняшнего Запада.
Но можем ли мы из-за такой дистанции поспешно махнуть рукой на культ Николая, назвав его декорацией на сцене, которую оккупировал очередной российский правитель с диктаторскими наклонностями?
В своей прошлогодней статье на страницах The American Interest Якуб Григель (Jakub Grygiel) из Школы передовых международных исследований при Университете Джонса Хопкинса называет последний разрыв в российско-западных отношениях губительным следствием «вечного возвращения» российских диктаторов. На написание этой статьи Григеля вдохновило эссе Джозефа Конрада от 1905 года, в котором тот осудил царизм как иррациональную, своенравную и изначально воинственную форму правления. Это весьма необычно, так как в контексте «новой холодной войны» большинство комментаторов, объясняя поведение сегодняшней России, обращаются к более знакомым образцам советского периода. Все чаще аксиомой становится утверждение о том, что Путин — это сегодняшний Сталин. Похоже, что русские готовы подчиняться только сумасбродным (и агрессивным на внешней арене) тиранам.
На этом фоне культ «святых царственных великомучеников» напоминает нам о том, что история России началась отнюдь не с большевистской революции, и что ссылок на советский тоталитаризм совершенно недостаточно, чтобы объяснять события в современной России после краха СССР. История России уходит своими корнями в древнюю христианскую традицию и дает нам портрет российского правителя, который совершенно не похож на нео-сталинского тирана, как аналитики все чаще изображают Путина, рассказывая о его целях и власти. Эта история говорит о другом — о том, что в России возможен и «анти-Сталин».
Хотя царь теоретически являлся диктатором, его полномочия были ограничены еще до появления в России первой конституции, что произошло в 1905 году. Их ограничивала нравственными и бюрократическими узами многовековая традиция и обычаи. Хотя сегодня культ «святых царственных великомучеников» якобы способствует укреплению «имперской» структуры власти, он на самом деле зиждется на отказе от тирании беззакония. Самодержец — святой, потому что он невинно убиенный; а убили его, потому что он подобно Христу перед лицом своих палачей подчиняется высшему закону, который он не в состоянии ни постичь, ни контролировать.
В биографии царя есть выдержка из письма, написанного великой княжной Ольгой в дни заточения в Екатеринбурге. «Отец, — пишет она, — просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
Сегодняшняя напряженность между Россией и Западом вдохнула новую жизнь в старые карикатуры, умершие, казалось бы, вместе с холодной войной. Это будет большой парадокс, если в 2016 году единственным официально разрешенным в России культом лидерства станет культ мирного непротивления.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 5 Да какой там культ. Попы чего-то мутят, да горстка упоротых монархистов. Культ возникает вокруг личности сильной, или гениальной. А тут... одним словом, царь-тряпка. Раскрыть всю ветку (11 сообщений в ветке) 
| -1 krezozavr, сам-то ты кто? Чем доказал свое величие? Трепней у компа? 
| 0 hermes, я гражданин государства Российского. И большую часть жизни своей работал на благо этого государства. И на величие не претендую, на культ тем более. Но мнение о том кто из самодержцев действительно трудился на благо России, а кто профукал всё на ворон и кошек охотясь иметь право имею. И даже в некотором роде обязан это мнение иметь. 
| 1 krezozavr, Причем эта характеристика Николая появилась задолго до революции, ходили даже слухи что так николашку назвала собственная мать. В России есть три великие но бесполезные вещи - царь-колокол, царь-пушка и царь-тряпка. Именно Николай сделал все возможное и невозможное чтобы уничтожить Российскую Империю, 90% вины за две проигранных войны и три революции лежит на нем, как и в смерти своей семьи виноват прежде всего сам Николай, он держал детей при себе почти как заложников. 
| 0 GrafVishenka, вроде бы во времена Лужкова ещё была царь-кепка) 
| 2 krezozavr, Николай II это Гобачёв своего времени. Не то что бы Николай II что то перестраивал, а то что был некомпетентным и слабовольным человеком развалившим страну по глупости. 
| 0 krezozavr, "кто профукал всё на ворон и кошек охотясь" вы обязаны иметь такое мнение? а разобраться в истории? посмотреть на все плюсы и минусы и вместо оголтелых слов "одним словом, царь-тряпка" сказать что то более окрашенное интелектом. 
| 0 kirov43, ну посмотрим так сказать основные вехи. 1. Ходынка. Велено продолжать празднование. 2. Русско-японская. Впечатление что собрали всех армейских и военно-морских бездарей и отправили туда. Не спорю, случаев героизма было достаточно, но на общем фоне погоды они не сделали. 3. Разнос и непоследовательность во внутренней политике от показного либерализма (манифест 1905г, выборы в думу) до крайнего реакционизма (кровавое воскресенье, жестокие подавления стачек, военно-полевые суды) и в экономике. 4. Итог- несмотря на все экономические "прорывы" начала века в мировую войну Россия вступает совершенно не готовой. 5. На фоне огромных потерь на фронте и общей безнадёги рейтинги падают ниже плинтуса у всех слоёв подданных, а сам самодержец наоборот делает всё, чтобы его начали ненавидеть ещё больше. Тот же Распутин. Как итог революция, добровольно-принудительное отречение (вот раньше нельзя было, один чёрт не тянул), ещё революция, ипатьевский подвал. Видный государственный деятель? Да конечно! Святой? Не знаю, это дело верующих. 
| -1 krezozavr, 1. Ходынка - надо было оставшихся на кол? 2. Русско-японская война - война капиталов, выхлестнули малоподготовленный дальневосточный флот, далее переброска сил, потери и пордсмунский мир. Ослабление финансовых возможностецй России для организации первой мировой. 3. Какая непоследовательность в политике царя при денежных потерях от войны? 4.Вступает? Втягивают В войну. Запомните это, уважаемый либерал. Во все времена Россия воевала вынужденно. 5. Ослабление России путём организации внутренних распрь и революция. Где вы увидели лузерские действия царя? Это история и не нужно её поворачивать так как вашей попе удобно. 
| 0 kirov43 1.Ходынка- элементарно отменить банкет, принести соболезнования семьям погибших, может даже объявить траур и выплатить компенсацию. 2. Русско-японская задумывалась как маленькая победоносная для поднятия престижу. 3.На момент начало первой мировой с деньгами всё было более-менее в ажуре, бывали ситуации похуже, и тем не менее войны выигрывались. 4. Вступает, добровольно и с песней. И, это, от либерала и слышу. Так меня ещё не оскорбляли. 5.Внутренние распри это слабость самодержца, катастрофическое умение окружать себя бездарями и мошенниками, плюс желание совместить несовместимое (Столыпин и Виттте например) 
| -2 krezozavr, рад что удалили ещё немного времени, но не вызвали даже желание подумать иначе о событиях, которые вы упоминаете. "1.Ходынка- элементарно отменить банкет, принести соболезнования семьям погибших, может даже объявить траур и выплатить компенсацию." - забываетесь тогда был царь, а не подпиндосная демократия, времена не те. "2. Русско-японская задумывалась как маленькая победоносная для поднятия престижу." - это Россия держала оборону против возрастающего влияния японии; "3.На момент начало первой мировой с деньгами всё было более-менее в ажуре, бывали ситуации похуже, и тем не менее войны выигрывались." - всё было нормально, но задумывалось чтобы было не нормально. Остановить развитие России путём втягивания в войну. Чтобы средства шли не на промышленность, а на войну. ... дальше писать нет желания, потому как - отсутствие диалога. 
| 0 krezozavr, весь культ семьи Николая - это тема, пойманная (и очень удачно) РЦП для собственного пиара. Если уж искать святых, то никак не в семье последнего императора. Так погибли они не за веру (за Христа). О том, что это чистый пиар РЦП хорошо показывает последняя "пляска на костях", устроенная РЦП. Уж и доказывать нечего, но РЦП пытается выжать из тему все до капельки. 
| 4 Культ Николая II??????????? Царя-лузера, проигравшего японскую, допустившего 2 революции, подкаблучника. Неудачно воевавшему с Германией и слушавшегося (так по легенде) попа-расстригу Распутина??? Бред, даже дочитывать не стал. Это попы из него мученика лепят, да торговцы иностранцам портретики втюхивают. Раскрыть всю ветку (15 сообщений в ветке) 
| 1
Рожденный в CCCP, да и отношения наших последних царей (особенно царицы) с Распутиным тоже не прибавляет им нимба... Как грится, в одном фильме ("Доживем до понедельника", по моему): "После Петра Первого России не везло на царей":-)) Петр фигура тоже спорная, но на фоне Николая II - великий человек, реформатор, завоеватель. Всю жизнь в трудах провел, а не в безделии. 
| 0 Светланка, что вы читали про Николая второго кроме описания расстрела? Сравнивать тут царей сели. Каждый по своему был за Россию. В отличие от бреда всё смешавших набежавших тут хомячков. 
| 0 kirov43, что вы читали про Николая второго кроме описания расстрела? Читали, об итогах его правления, неутешительные, знаете ли. 
| 0 Светланка, а о процессе управления, о причинах смутного времени, о семье, о вере вы ничего не читали? 
| 0 Так может и Борю Эльцина ругать не за что? 
| 0
kirov43. Светланка, а о процессе управления, о причинах смутного времени, о семье, о вере вы ничего не читали?, А вы что, препод по истории чтобы меня экзаменовать? Я много чего читала про царей. Хотите переписку Петра I князя Меншикова обсудим? Если вы ее ЧИТАЛИ, конечно... 
| -1 Рожденный в CCCP, какого царя лузера? Разгребать за Александром вторым последствия отмены крепостного права, которые обернулись вовсе не тем, чего ожидали, в виде бунтов крестьян. Много что сделал, многое не успел сделать, но вам с современными понятиями о лузерстве, просто не понять глубины русской души, тем более царя. 
| -1 Рожденный в CCCP, Опровергну одним предложением, исторически подтвержденным: "В 1913 году, в году 300летия Романовах была создана в США ФРС, в основной фонд которой НиколайII вложил 50%". За это его и не стали спасать после революции, за это и убили, его и всю семью. Убили жестоко, как всегда евреи делали, даже со своими братьями. "И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (Исход, 32:27-28) 
| 0 izhevsk77, когда сказать нечего по теме - то лучше говорить о бабах. ;) 
| 0 kirov43, Так и говорите о бабах. Работу оценивают по результатам, и мало кого интересует процесс, даже если он необычайно увлекателен и интересен, но в итоге его - крах. 
| 0 izhevsk77, это вам было сообщение, в теме Ельцин не прописан. 
| 0 kirov43, Ну почему же, у Ельцина тоже были семья, вера(при нем кстати вашего царя реабилитировали), и всякие трудности, может его тоже канонизировать? 
| 0 izhevsk77, царь был со своей страной до конца и не сбежал, хотя знал что его ждёт. Он отвечал за свои слова и поступки, в отличии от вас. 
| 0 kirov43, он отрекся от престола в самый ответственный для страны момент, он трус. Ни за что он не отвечал, как и вы. 
| 0 Рожденный в CCCP, я так понял, патриотом вы никогда не были. Обидели вас. Ещё бы на баррикады сейчас, да? 
| 3 Мэтью дал Санто, а за это Санто дал ему возможность печать подобную чушь. Мы, видите ли "обязаны распознать культ..." Кому обязаны? Вам? Вам, по-моему, уже весь мир обязан. Всегда и во всем! Кстати, если бы на месте Николая Второго был Путин, хрен бы Россия получила революцию, гражданскую войну и вашу демократическую интервенцию! Император, конечно, страдалец, но увы, слаб был! А в таких делах воля и уверенность нужны. Эту же неврастеническую дрожь в коленках мы сейчас наблюдаем в цивилизованной Европе. За что они и получат по полной программе! 
| 2 Автор собрал какие-то ничего не значащие события в России и свои+ чужие разрозненные мысли и решил слепить из них какую-то кашу-статейку. 
| 0 "История России уходит своими корнями в древнюю христианскую традицию и дает нам портрет российского правителя, который совершенно не похож на нео-сталинского тирана, как аналитики все чаще изображают Путина, рассказывая о его целях и власти. Эта история говорит о другом — о том, что в России возможен и «анти-Сталин». .... Был и ещё один "анти-Сталин" - Горбачёв. Может ему тоже, с помощью Запада, организовать свой "культ"? Забыли на Западе Михаила Сергеевича, выкинули как использованный презерватив, даже и не вспоминают. 
| 2 А ведь Путин где-то высказывался, что Николай II и Горбачев - худшие властители России за всю ее историю. И это при наличии стольких конкурентов на этот пьедестал! Так что реабилитация отменяется... Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 zwaan, где высказался таким образом президент? первоисточник, пожалуйста. бла-бла очередное? 
| 0 kirov43, на какой то не давней конференции.Я тоже помню 
| 0 Борз95, очень приятно, что вы помните :) 
| 1 Впервые канонизировала царскую семью РПЦ за рубежом (раскольники от Московского патриархата). Понятно, это часть церкви состояла из эммигрантов, отсюда и канонизация императорской семьи. Когда РПЦ воссоединялась одним из главных условий стала признание канонизации Московской патриархии, что и произошло. Такой вот чисто политический ньюанс. Иконы императорской семьи, кстати, в церквях имеют место быть. По поводу аутентичности останков, слышал мнение экскурсовода Петропавловского собора:нет, останки не те, т.к. для могил святых чересчур тихо и не чудесит совсем. То ли дело у могилы рядом захороненного Павла. Тема вообще тонкая, есть простор для журнотроллинга, но автор статьи, прямо скажем, слабоват. 
| 0
Stanislav A, "Такая преданность последнему русскому царю многим на Западе покажется мракобесием" Да уж как англичане с престарелой своей Елизаветой 2 носятся, нам до них!.. 
| 0 Создается впечатление что диктуют нам историю, так как хотят, чтоб мы ее видели. Про Николая второго нагородили не перелезешь, про Сталина, Путина та же изгородь, потом подлили соус из общественного мнения и оба на: в сегодняшней напряженности между Россией и Западом виноваты всегда были культы личности первых лиц нашего государства. 
| 0 Stanislav A, как может быть царь объектом поклонения? что курили? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 kirov43, В молитвах. Не курю.
Показать новые комментарии (0)krezozavr
hermes
krezozavr
GrafVishenka
krezozavr
bot_1975
kirov43
krezozavr
kirov43
krezozavr
kirov43
GreyCat
Рожденный в CCCP
kirov43
izhevsk77
kirov43
izhevsk77
kirov43
Алексей (Крюково)
kirov43
izhevsk77
kirov43
izhevsk77
kirov43
izhevsk77
kirov43
hermes
Svetlanchikru
р р
zwaan
kirov43
Борз95
kirov43
Iscander040575
kirov43
kirov43
Stanislav A
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)