Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин, возможно, начинает отвоевывать у Запада Грузию — и вот почему это важно

© AP Photo / Shakh AivazovТорговец сувенирами на улице в Тбилиси
Торговец сувенирами на улице в Тбилиси
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузия находится на грани политического захвата? Нет. Но растущее влияние России в Грузии уже нельзя считать игрой воображения. Отношение жителей Грузии к России весьма неоднозначно. Однако там растет поддержка членства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и, по всей вероятности, крепнет российское влияние.

Грузия находится на грани политического захвата? Нет. Но растущее влияние России в Грузии уже нельзя считать игрой воображения, написал Дастин Гилбрет (Dustin Gilbreath) в декабре на сайте The Monkey Cage.

Гилбрет довольно обоснованно указывает на ряд политических тенденций в Грузии. Отношение жителей Грузии к России весьма неоднозначно. Однако там растет поддержка членства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и, по всей вероятности, крепнет российское влияние.

Результаты опросов, которые регулярно проводятся в Грузии в последние несколько лет, указывают на очевидный и устойчивый рост поддержки членства в ЕАЭС, во главе которого стоит Москва. В Грузии также растет уровень поддержки антизападных и пророссийских политических партий.

Почему Западу стоит волноваться?

Геополитическая траектория Грузии слишком важна, чтобы упускать ее из виду. Возможно, Грузия является самой стабильной и самой демократической страной из числа бывших советских республик, если не считать Прибалтику, и, вероятно, последней надеждой в регионе, который уже многие годы находится в состоянии политической стагнации и регресса. США и Европа вложили миллиарды в продвижение демократии и в экономическое развитие этой страны, и Тбилиси последовательно отвечал им поворотом в сторону Запада.


Правительство в Тбилиси все делает правильно. Но усталость от расширения в США и особенно в Европе порождает в Грузии фатализм и способствует такой политической обстановке, в которой растет популярность антизападных кампаний пророссийских сил.

Если Грузия отвернется от Запада, то это не только станет ударом по ее зарождающейся демократии, но и позволит Москве получить полный контроль над внутренней частью Евразии, прямой коридор на Ближний Восток, лишить Запад доступа к евразийским энергоресурсам и уничтожить всякую надежду на демократизацию региона в обозримом будущем.

Под господством России Грузия может вернуться в 1990-е годы, став несостоятельным государством и рынком незаконной торговли. Изнуряемая гражданской войной и военной диктатурой, она может превратиться в рассадник радикализма.

Результаты опросов указывают на рост влияния России


Уровень поддержки членства в ЕАЭС «не изменился с 2013 года», как пишет Гилбрет, ссылаясь на результаты опроса «Кавказский барометр-2013».

© AP Photo / Shakh AivazovТорговец сувенирами на улице в Тбилиси
Торговец сувенирами на улице в Тбилиси


Однако результаты опросов, проведенных его организацией, рисуют иную картину. Ресурсные центры по изучению Кавказа (Caucasus Research Resource Centers) Гилбрета проводили опросы по заказу Национального демократического института в 2013, 2014 и 2015 годах. Результаты этих опросов указывают на устойчивый рост уровня поддержки членства в ЕАЭС с 2013 года по настоящий момент — 11% в августе 2013 года, 20% в августе 2014 года и 31% в апреле 2015 года. Это весьма существенный рост.

Тогда откуда взялись расхождения в результатах опросов «Кавказский барометр» и Национального демократического института в вопросе поддержки членства в ЕАЭС? 2015 года — поэтому общественная реакция на том этапе представляла собой реакцию на организацию, существовавшую лишь в теории. В действительности более тщательный анализ данных показывает, что 44% респондентов опроса «Кавказский барометр» не могли (или не захотели) ответить на вопрос о членстве в ЕАЭС.

Оставшиеся 56% поделились довольно интересным образом. Только 24% высказались против членства в этом союзе, 17% ответили, что они одновременно поддерживают и не поддерживают его, а 27% выбрали вариант «не знаю». Таким образом, результаты «Кавказского барометра» указывают на то, что люди пока не приняли решения или вообще не знают о существовании этого экономического союза.

То, как сформулированы вопросы, тоже имеет значение. К примеру, в «Кавказском барометре» был вопрос: «До какой степени вы поддерживаете членство Грузии в Евразийском экономическом сообществе?» Это отличается от формулировок в опросах Национального демократического института.

В августе 2013 и 2014 годов в рамках опросов Национального демократического института респондентов спрашивали: «С каким из следующих утверждений вы согласны?» Они могли выбрать между вступлением в ЕАЭС, вступлением в Евросоюз, не согласиться с первыми двумя вариантами, ответить, что не знают, или вообще отказаться ответить. Такие разные формулировки вопросов и ответов приводят к тому, что сравнивать результаты довольно сложно. В апреле 2015 года опрос Национального демократического института показал, что 31% поддержавших вступление в ЕАЭС — это во многом результат постановки вопроса («Вы одобряете или не одобряете следующее?»), хотя, возможно, это был самый прямолинейный вопрос во всех четырех случаях.

Таким образом, теперь довольно трудно утверждать, что уровень поддержки Грузии членства в ЕАЭС — инструмент гегемонии России — не растет. Но это не единственный признак роста влияния России.

Проследить изменение отношения Грузии к России можно, изучив результаты выборов. Использование результатов выборов в качестве инструментов оценки настроений несет в себе определенные проблемы. Последние национальные выборы в Грузии — местные выборы в 2014 году, президентские выборы в 2013 году и парламентские выборы в 2012 году — не так показательны, как нам этого хотелось бы, по трем причинам. Во-первых, их результаты в определенном смысле устарели, во-вторых, они представляют мнения только тех людей, которые голосовали. В-третьих, эти результаты не объясняют, почему тот или иной избиратель сделал тот или иной выбор. Тем не менее, в условиях выборной демократии, такой как Грузия, выборы — это финальный этап борьбы за политическую власть.

В 2014 году примерно 20% голосов набрали несколько партий, которые можно назвать пророссийскими. Объединенная оппозиция бывшего спикера Нино Бурджанадзе и популистский «Альянс патриотов» вместе получили около 15%, и еще 5% избирателей проголосовали за несколько незначительных партий антизападной направленности. И сюда не относятся те избиратели, которые отдали свои голоса за (теперь уже правящую) коалицию «Грузинская мечта», в состав которой тоже входят антизападные фракции.

Эти результаты сильно отличаются от результатов президентских выборов 2013 года, в которых антизападные партии получили всего 13%. А на парламентских выборах 2012 года только 1,2% голосов достались Лейбористской партии Грузии грузинского политического овода Шалвы Нателашвили.

Другими словами, в течение последних нескольких лет пророссийские партии неизменно привлекают все новых грузинских избирателей.

Почему несколько лет назад пророссийские настроения были такими слабыми? С 2004 по 2012 год, в период правления Единого национального движения (ЕНД), поддерживать Россию было опасно. В эпоху правления ЕНД режим часто притеснял диссидентов и арестовывал их, объявляя «российскими шпионами» — доказательно или без всяких доказательств. В 2008 году Россия вторглась в Грузию, оставив после себя болезненные воспоминания. А ЕНД часто внушало грузинам, что интеграция в Европу будет практически безболезненной и произойдет совсем скоро.

Однако со временем становится все очевиднее, что в обозримом будущем Грузия не вступит в Евросоюз и НАТО, несмотря на общественную поддержку. Рост фатализма в обществе тесно связан с ростом популярности альтернативы этим блокам — ЕАЭС.

В чем заключается привлекательность ЕАЭС?

© AP Photo / Shakh AivazovПразднование подписания договора с ЕС в Тбилиси
Празднование подписания договора с ЕС в Тбилиси


Нынешнее правительство Грузии является прозападным, и оно укрепляет связи с Западом в области экономики, безопасности и дипломатии. Среди его достижений можно назвать подписание Договора об ассоциации с Евросоюзом в июне 2014 года, вступление Грузии в глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли с Евросоюзом, стремительно укрепляющиеся связи с НАТО и возможную перспективу смягчения визового режима с Евросоюзом в 2016 году.

Но правящая коалиция «Грузинская мечта» не слишком эффективно рекламирует эти достижения среди граждан Грузии. Она также не смогла смягчить шоковые экономические потрясения последних лет, обрушившиеся на слабую экономику страны. Многие грузины, возможно, предпочли бы вступить в Евросоюз, а не в ЕАЭС, но последний в краткосрочной перспективе может сделать больше для создания рабочих мест и улучшения финансового положения простых людей.

К примеру, возобновление торговли с Россией в 2013 году дало грузинскому сельскому хозяйству самый серьезный стимул за последние годы. Многие жители страны до сих пор предпочитают интеграцию с Европой, а не с ЕАЭС, но вступление в Евросоюз многим кажется далекой мечтой, тогда как о вступлении в ЕАЭС можно договориться уже завтра.

Поворот Грузии в сторону России может проявиться уже на октябрьских выборах

Результаты недавних опросов и масса других данных свидетельствуют о том, что в Грузии может произойти существенный рост процента голосов, которые будут отданы за пророссийские партии на парламентских выборах в октябре. Агенты России вряд ли отнимут контроль у прозападных партий. Но пророссийские партии могут получить достаточно мандатов, чтобы разрушить текущий прозападный политический консенсус. Или, поскольку две главные прозападные партии — «Грузинская мечта» и ЕНД — ведут ожесточенную борьбу друг с другом, пророссийские партии могут существенно расширить свое влияние.

В ситуации, когда Россия нависает над северными границами Грузии, а ее войска размещаются в отколовшихся от Грузии сепаратистских областях — Абхазии и Южной Осетии — некоторая доля прагматизма со стороны Тбилиси необходима в качестве залога стабильности. Но пророссийский дрейф Грузии угрожает порвать швартовы, связывающие страну с Западом, и тогда Грузия по умолчанию подпадет под власть России. Для Запада утрата Грузии будет означать не только укрепление России, но и тот факт, что Россия получит контроль над стратегическим государством, которое служит мостом между Европой и Евразией, а также точкой, где сходятся региональные державы — Россия, Турция, Иран и Европа.

Майкл Хикари Сесайр — аналитик, специализирующийся на Причерноморье и Евразии, и научный сотрудник Института внешнеполитических исследований (Foreign Policy Research Institute).

Обсуждение
Комментариев: 55
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Александр Рыбакин
27 января 2016, 14:13
Готовьте барсетки амереканчеги! Главный тутошний грызун к_орал правильно говорит, что им, рызунам, пофиг кто их ставит в позицию, главное чтобы не забывали вовремя подкладывать хавчик в корытце ;) От вас нужны только лишь деньги ;)
МосковскийПатриот
27 января 2016, 14:18
Знаете, а я вот рада ,что Грузия снова потихоньку движется в сторону России. Эта православная земля, и в союзе с Россией Грузии будет хорошо. Да, есть там силы (и люди), которые борются против дружбы наших стран. Саакашвили, ставленник США, потрудился на славу для разрушения всех связей! Одна война 2008 года чего стоит. Всех грузин (да и россиян тоже) поздравляю с днем памяти св.равноапостольной Нины!
Laska
27 января 2016, 14:42
МосковскийПатриот, боже упаси от таких "православных".
МосковскийПатриот
27 января 2016, 14:49
Laska, да ,к сожалению плоды воспитания национализма - как и на Украине - дают рослые всходы. Но на мой взгляд, Православие дает ту нить духовных ценностей, которая могет помочь сближению. И те святые, которые жили на Грузинской земле, наверняка сейчас молятся о благополучии Грузии. Наверняка там наступит отрезвление - как наступило у нас после 90-х, а ведь тоже Европа и Сша казались недостижимым идеалом
rodavion
27 января 2016, 15:42
ГРУЗИЯ НИКОГДА НЕ БЫЛА СОЮЗНИКОМ РОССИИ Во-первых, надо четко понять, что Грузия никогда не была союзником России на Кавказе. Вот этого - «как раньшэ» - не было. Грузия всегда была союзником самого сильного, вне зависимости от того кто этим сильным являлся. Это аксиома, это ее модель поведения. Как только покровитель Грузии переставал демонстрировать силу - она тут же от него отворачивалась, приступала к поискам нового сильного, а найдя, разворачивалась на 180 градусов и начинала наступление на интересы старого хозяина, по ходу безобразно его оскорбляя и отгрызая куски его территории. Исключений из данной модели поведения не существует. Ключевым элементом этой модели - тем, что самым коренным образом отличает её от отношений других государств со своими «патронами» и покровителями является то, что Грузия позиционирует себя по отношению к хозяину не просто как союзник, исполняющий определенные обязательства в обмен на какие-то действия более сильного партнера, а в создании иллюзии дружбы, верности и искренней привязанности к покровителю с тем, чтобы хозяин, повинуясь ложному чувству единения, сам решал грузинские проблемы, либо обеспечивал Грузии защиту, если их будут решать грузины. Это очень важный момент и не понимать его - значит ставить знак равенства между всеми любимым летчиком Валико Мизандари и дико ненавидящим Россию актером Вахтангом Кикабидзе. полностью ЗДЕСЬ - www.apn.ru/blog/print21261.htm
МосковскийПатриот
27 января 2016, 15:55
rodavion, Спасибо огромное за статью! Можно сказать, открылись глаза. Оказывается, я была лучшего мнения об этой стране??
rodavion
27 января 2016, 16:26
МосковскийПатриот, пожалуйста! Да вы хотя бы на Саакашвили посмотрите и на то, ЧТО он натворил в Грузии и сейчас творит на Украине - разве мог быть у НОРМАЛЬНОЙ страны ТАКОЙ президент?
Laska
27 января 2016, 16:36
rodavion, все верно. Сразу после войны 080808 широкое распространение получила статья Андрея Епифанцева, которая многим открыла глаза на истинную природу грузин, как лимитрофов.
f
fellow
27 января 2016, 22:21
rodavion,шикарная статья.я слышал такое, но здесь все разложено по полочкам, спсмибо
e
erny
27 января 2016, 15:54
МосковскийПатриот, т. е. убийство российских парней(миротворцев) грузинами нужно забыть?
МосковскийПатриот
27 января 2016, 15:58
erny, Нет, ни в коем случае.
e
erny
27 января 2016, 16:46
МосковскийПатриот, тодысь как быть? Какой союз вы хотите с грузинами? Опять обнимашки и позволять себе вешать 'лапшу' о том, что грузин -лучший брат русского?
e
erny
27 января 2016, 16:47
МосковскийПатриот, тодысь как быть? Какой союз вы хотите с грузинами? Опять обнимашки и позволять себе вешать 'лапшу' о том, что грузин -лучший брат русского?
lisitsyna.2007
27 января 2016, 14:20
Что за бред? Россия никого не собирается завоевывать. Грузии нужно волноваться по-другому поводу. Ее хотят и могут завоевать американцы. США уже давно желают установить свое правительство в соседних с РФ странах.
юдебольшевик
27 января 2016, 16:34
lisitsyna.2007, помилуйте, зачем СГА завоёвывать Грузию, они и так там полные и безоговорочные хозяева.
27 января 2016, 18:22
жидобольшевик, судя по их озабоченности, а они всегда чем-то озабочены,не такие уж полные и безоговорочные.
саныч
27 января 2016, 14:30
Если Грузия отвернется от Запада, то это не только станет ударом по ее зарождающейся демократии, но и позволит Москве получить полный контроль над внутренней частью Евразии, прямой коридор на Ближний Восток, лишить Запад доступа к евразийским энергоресурсам и уничтожить всякую надежду на демократизацию региона ------------------------------------------------------------------------------------- Доступ к евразийским энергоресурсам им нужен,могли бы прямо сказать без всей этой шелухи про демократию
GreyCat
27 января 2016, 18:35
саныч, демократы не могут без шелухи. Это авторитарные деятели говорят то, что думают, а для демократов "мягкая сила слова" очень важна. Поэтому и рождается такой винегрет, когда "доступ к евразийским энергоресурсам" у них связывается " с надеждой на демократизацию региона". Как я понимаю господство Британии в Индии, на ближнем Востоке - это и есть то самая демократизация региона. А туземцы не понимали, называли это колониализмом и требовали независимость. Смешные люди. Вот сейчас и Грузию США решил демократизировать, то бишь колонизировать. А если не получится, то взорвать, чтобы не досталась Москве, чтобы не произошло укрепление России и чтобы она "не получила контроль за стратегически важной внутренней частью Евразии, и прямой коридор на Ближний Восток". О Грузии (стране и ее жителях) стратеги из Вашингтона даже не вспоминают. А ведь как кричали, что они тоже грузины, когда соблазняли. Теперь это лишь важная точка на глобусе, захватит которой позволит "остановить Россию". Интересно, что что-то Вашингтонская правда в связи с такими откровениями не вспоминает об росте рост неоимпериализма и сферах влияния, которые являются пережитком XX века.
Вп
Весельчак по жизни
27 января 2016, 14:39
Если Грузия отвернется от Запада, то это не только станет ударом по ее зарождающейся демократии, но и позволит Москве получить полный контроль над внутренней частью Евразии, прямой коридор на Ближний Восток, лишить Запад доступа к евразийским энергоресурсам и уничтожить всякую надежду на демократизацию региона в обозримом будущем. ------------------------------------------------------------------------ Если убрать всякую шелуху про демократию, то останется все по существу.
саныч
27 января 2016, 14:46
Весельчак по жизни, плагиат,однако
Laska
27 января 2016, 14:45
Не знаю, врут опросы в Грузии или нет, но одно могу сказать точно: спеси у грузин явно поубавилось.
e
erny
27 января 2016, 15:55
Laska, и сейчас задача сделать так, чтоб эта спесь больше не появлялась. Грузины должны знать свою нишу:)
Laska
27 января 2016, 16:37
erny, да ладно, скажем прямо: грузины должны знать свое место. А если не хотят - так мы и не звали.
дд
дядя дима
27 января 2016, 14:53
грузины никак не азиаты, никак не европейцы по менталитету. странно, что пиндосы полностью проигнорировали это. всё-таки ленинская нац.политика была самой передовой для тех лет.
K
Kaput
27 января 2016, 14:56
Как говорится: Что и требовалось доказать! Время лечит...
Iscander040575
27 января 2016, 15:04
Иносми приложило в качестве иллюстрации фото двух женщин. Сомневаюсь, что фото адекватно статье.
Александр Рыбакин
27 января 2016, 15:08
Iscander040575, в оригинале фото еще более неадекватное. Какая-то халупа, но расцвеченная еврофлагом. Тут хоть написано, тетки из панкисского ущелья в гогии ;)
Iscander040575
28 января 2016, 11:35
Александр Рыбакин, уже поправили. Тетка в черном даже на чеченку похожа не была)
ч
четослышал
27 января 2016, 15:32
статья как и подобранное к ней фото внушают.....это типичные грузинки? в чадре и хиджабе? или это и есть грузинская мечта?
27 января 2016, 18:26
четослышал, может в Панкиси сфоткали.
ч
четослышал
27 января 2016, 19:04
Э-э Россиянин,понимаешь, не! не может! это именно и есть панкиси....вот только там с типичными грузинками напряженка
k
koral
27 января 2016, 16:03
В принципе, автор прав. Вот только я не понимаю эти 20-30% идиотов которые хотят вступить в Таежный союз или как там его. Что Россия может предложить Грузии? Россия враг, который оккупировал часть нашей земли. Может после таких вот опросов нас быстрее примут в НАТО!
Gringo_76
27 января 2016, 16:20
koral, оккупация это плата Грузии за предательство и смерть русских миротворцев. Все должны знать, что кто предаёт Россию - получает возмездие. Скажите, сколько погибло грузинских миротворцев (а они там должны были быть)? Я вам отвечу - ни одного!!!
Александр Рыбакин
27 января 2016, 16:30
koral, какие ваши земли, маймуна? Это земли абхазов и осетин. Долгоносики идут лесом ;)
Laska
27 января 2016, 16:41
koral, Россия ничего не собирается предлагать Грузии. Россия посмотрит, что предлагает Грузия. Зарубите это на своем выдающемся грузинском носу.
Нет-нет
27 января 2016, 16:55
LaskaLaska, он не грузин - он свидомый (выражения: ватник, рашка (вариант рузьге, роисся) и прочая лабудень). Ему остается пожелать хлебнуть зоны свободной торговли с ЕС так чтобы потом и внуки вспоминали с ужасом.
aist99
27 января 2016, 16:26
Грузия не обязана сразу идти за Россией, но у неё есть выбор. Может кто-то в Грузии посчитал в какую прибыль обернётся тот или иной путь? Поэтому и идёт переориентирование. Россия существовала века с Грузией в одном государстве, и, странным образом, Грузия никуда не исчезла, не растворилась.
Ждун Ждун
27 января 2016, 16:41
Если Грузия отвернется от Запада, то это не только станет ударом по ее зарождающейся демократии, но и позволит Москве получить полный контроль над внутренней частью Евразии, прямой коридор на Ближний Восток, лишить Запад доступа к евразийским энергоресурсам и уничтожить всякую надежду на демократизацию региона в обозримом будущем. ====================================================================================================== Путин тоже лишил Запад доступа к российским энергоресурсам чем и уничтожил всякую надежду на демократизацию России в обозримом будущем. Есть доступ к энергоресурсам, есть и надежда на демократию.
Laska
27 января 2016, 16:45
Бамбарбия!Кергуду!, у России больше нет надежды на западную демократию? Какое счастье!
Литвиненко Евгений
27 января 2016, 16:53
"...позволит Москве получить полный контроль над внутренней частью Евразии, прямой коридор на Ближний Восток, лишить Запад доступа к евразийским энергоресурсам..." - К войне, что-ли, готовятся?
Klopsoldat
27 января 2016, 17:06
Ну да ... Везите к нам мандарины и заберите обратно своих "апельсинов" (воры в законе) ..
k
kazimirov
27 января 2016, 17:17
Если Грузия отвернется от Запада, то это не только станет ударом по ее зарождающейся демократии, но и позволит Москве получить полный контроль над внутренней частью Евразии, прямой коридор на Ближний Восток, лишить Запад доступа к евразийским энергоресурсам и уничтожить всякую надежду на демократизацию региона в обозримом будущем. Прочитал только первую часть и этого хватит. Все зачем США нужна Грузия - это контроль над энергопотоками из района Каспия и Ближнего Востока. Страну используют и на демократию всем плевать. Забавно читать про миллиарды долларов, вложенные в демократию и экономику Грузии. Да там бы уже все в золоте ходили.
0
0ncnjqybr
27 января 2016, 17:20
"Возможно, Грузия является самой стабильной и самой демократической страной из числа бывших советских республик... " Они один или два раза избрали президента без переворота? И то одного из этих спокойно избранных теперь пытаются ловить с интерполом.
W
Welran
27 января 2016, 17:54
0ncnjqybr, вы путаете демократию и честные выборы. Демократия это насколько хорошо государство лижет задницу США. Чем усерднее тем демократичнее, пора бы это уже запомнить!
М
Мехханик
27 января 2016, 17:31
Я правильно понял, что Госдеп задумывается об организации нового грузинского Майдана? Но я все таки надеюсь, что грузины уже переболели этой тяжелой болезнью под названием "Плюйте на Россию, вступайте в ЕС и заживете, как в Швейцарии" и имеют стойкий иммунитет. А вот хохлы сейчас находятся в самой тяжелой фазе этой болезни. И судя по агонии страны №404 быстрого выздоровления не предвидится. Доктор вообще уже несколько раз их в морг отправлял....
GreyCat
27 января 2016, 18:42
Мехханик, госдеп задумывается о империалистических амбициях и новых сферах влияния, которые являются, как любил повторять Великий Кормчий Оплота Демократии Обама, пережитком XX века. Т.е. о том, в чем так долго Госдеп обвинял Россию.:)
darksky
27 января 2016, 17:52
Время - лучший врач! Не прошло и десяти лет, как на полках всех маркетов стоят бутылки «Боржоми» по цене сравнимой с... Черт, с чем же эту цену сравнить? Здесь, на Дальнем Востоке... Только с водкой... Но мне, все равно, нравится! Что касается Украины, то Саакашвили - идеальная фигура в президенты. Через 10 лет будем иметь «сало в шоколаде» на всех полках.
Белый Змей
27 января 2016, 18:52
Я думаю, что грузин изрядно отрезвили как результаты последней переписи, так и результаты переможной евроинтеграции страны, которая поставила на руководящую должность их уголовника. И так не удалось даже догнать советскую эпоху по ВВП, а уж при свободной торговле с ЕС Грузия рискует растерять последний потенциал, променяв его на "демократию" по указке.
S
Star_k
27 января 2016, 21:29
"Геополитическая траектория Грузии слишком важна, чтобы упускать ее из виду. Возможно, Грузия является самой стабильной и самой демократической страной из числа бывших советских республик, если не считать Прибалтику..." Потом автор пишет: "Почему несколько лет назад пророссийские настроения были такими слабыми? С 2004 по 2012 год, в период правления Единого национального движения (ЕНД), поддерживать Россию было опасно. В эпоху правления ЕНД режим часто притеснял диссидентов и арестовывал их, объявляя «российскими шпионами» — доказательно или без всяких доказательств." Вообще ничего не понятно или Грузия демократическая или там режим был при СААКАШВИЛЛИ.
tozubr
27 января 2016, 23:04
Карфаген должен быть разрушен
602504
27 января 2016, 23:06
Христианская Грузия зажата между мусульманскими народами вместе с Арменией. Россия всегда защищала эти народы и будет защищать и дальше. Саакашвили был просто глупым правителем. Когда грузины разберутся у себя внутри страны, то Россия в который раз грузинам поможет. Лично я не против помощи Грузии.
Laska
28 января 2016, 01:13
602504, флаг вам в руки.
Александр Рыбакин
28 января 2016, 07:14
Laska, не стОит так категорично. В принципе он прав. Русские редко когда помнили зло и почти всегда, охолонув, прощали врагов, помогали заблудшим. Да, возможно в этом наша слабость. А возможно именно в этом наша сила. Как знать?
y
yarkedr
28 января 2016, 00:40
По меркам американцев Европа или Евросоюз - это тоже региональная держава или сила, как сказано в оригинале статьи. И только США - это исключительная центральная держава.
Y
Ya_Russkiy
28 января 2016, 01:23
Бэдная гордая Джорджия. Хотела стать очередным штатом пиндосии, а что получилось? У грызунов поколения 70 и 80-ых это была голубая мечта, а получила то, что и заслужила. Это Россия эпохи СССРа кормила сателлитов налево-направо и у грузин возникдло ложное представление о своей значимости. Ещё в 70-80-ых картвелы говорили - вот уйдём от России и заживем, потому что ми так удачно расположены. Не потому что русские не дают нам развиваться, а потому что у нас самое лучше место в метро для попрашайничества. В общем одни понты. А на одних понтах на Западе (здесь надо отдать должное Западу) не проедешь. Клювики пораскрывали, а туда хрен че попало. У них своих голодранцев навалом. Но вот, что интересно. Сейчас я смотрю, что некоторые из нас после стольких лет предательства готовы снова их кормить, поглаживая по голове и причитая, что мы одной веры. С белорусами мы причитаем, что мы славяне, с грузинами - что православные, и в итоге опять двадцать пять. Опять русские у них самые плохие, потому как не хотят бесплатно кормить. Хватит. Торговый баланс как с государством только положительный, а в состав России - только на уровне провинции.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем