Россия заявляет о выводе очередной партии своих войск из Сирии, однако устами  заместителя министра обороны подчеркивает, что оставшихся там российских сил достаточно, чтобы «в любой момент по приказу отразить любое нападение и выполнить любые поставленные задачи». Как полагают аналитики, мы имеем дело с очередной сценой путинской театральной постановки. Эта политика жестока и цинична, а ориентирована она на реализацию враждебных для Европы целей. Одновременно, что вызывает особенную обеспокоенность, эксперты указывают на значительное расширение военного потенциала России в Центральной Европе.

Тем, кто хочет узнать, чего добивался и добивается Путин, следует обратиться к новому докладу варшавского Центра восточных исследований (OSW), который описывает планы России в Сирии, анализирует последние перемещения войск и объясняет, к каким целям де-факто стремится Кремль. Вывод один: Россия рассчитывала и рассчитывает на то, что мира в Сирии не будет еще долго.

Россия лишь частично выводит свои войска из Сирии, а вся эта акция носит политический характер. Ее цель — сменить «вывеску» российского военного присутствия, чтобы Москва предстала не как сторона, которая ведет активные боевые действия против антиасадовской оппозиции (в том числе бомбардировки, в результате которых гибнут мирные граждане), а как «миротворческая сила», главная задача которой — следить за соблюдением перемирия. С этой целью на базе Хмеймим россияне создали «центр контроля и мониторинга режима прекращения огня», — рассказывает OSW в своем докладе. Несмотря на запланированный вывод войск базы в Хмеймиме и Тартусе продолжат функционировать в прежнем режиме. Это означает, что они в любой момент будут готовы вновь принять дополнительные единицы боевой и штурмовой авиации из России, добавляет Центр, комментируя сообщения от 14 марта. Тогда Владимир Путин сообщил о решении по сокращению контингента в Сирии. 

Центр восточных исследований однозначно указывает, что «Россия сохраняет в Сирии достаточные силы, чтобы оказывать влияние на ситуацию, а также инфраструктуру, которая позволяет быстро усилить контингент и возобновить интенсивные авианалеты». Это повторил также цитировавшийся выше заместитель министра обороны. В своем докладе OSW поясняет, в чем на самом деле заключается российская операция в Сирии. Официально речь идет о борьбе с «Исламским государством» и нормализации ситуации в регионе. Однако, как доказывает Центр, это лишь видимость, которую создает путинский режим.

Вывод части сил и снижение интенсивности военных действий наводят на мысль, что российская сторона не заинтересована в быстром политическом урегулировании сирийского конфликта. Россияне осознают, что чем меньше будет давление на антиасадовскую оппозицию, тем слабее станет ее мотивация к достижению соглашения с официальным режимом. Россия также не достигла ряда заявленных ранее целей, в частности, не привлекла к женевским переговорам партию сирийских курдов (PYD) и не отрезала вооруженную оппозицию от зарубежных каналов снабжения. Это означает, что Москва стремится сохранить нестабильность и замедлить ход политических переговоров, в которых она стремится играть роль решающей силы, рассказывает OSW.

Эксперты добавляют, что Кремль де-факто не был заинтересован в борьбе с Исламским государством. С самого начала заявленная Россией борьба с терроризмом в Сирии была лишь прикрытием для реальной цели ее действий. В тактической плоскости она состояла в том, чтобы спасти режим Асада и ослабить так называемую умеренную оппозицию, а в стратегическом — принудить США отказаться от политики поддержки свержения недемократических политических режимов и признать Россию силой, которая должна участвовать в принятии решений в сфере региональной и глобальной безопасности, говорится в докладе.

Таким образом Центр восточных исследований однозначно указывает, что российские действия в Сирии напрямую расходятся с интересами Запада. Западу важна борьба с Исламским государством (боевики которого все чаще нападают в том числе на Европу), а также мир в Сирии и стабилизация этого очень важного в геополитическом плане государства. Российские же действия полностью противоположны. Это циничная игра, которая опосредованным образом наносит удар по западным интересам, а одновременно дестабилизирует Сирию. Россия занимается не только циничной политикой, но также распространяет пропаганду и дезинформацию. OSW отмечает, что последние шаги Путина имели имиджевую составляющую. Разрекламированный соответствующим образом «вывод» российского контингента, а также уменьшение интенсивности военных действий помогают России отмести обвинения в подстегивании миграционного кризиса в ЕС, а тем самым дают дополнительный аргумент сторонникам отмены европейских санкций, отмечает Центр восточных исследований.

Так же описывает характер российских действий профессор Журавский вель Граевский (Przemysław Żurawski vel Grajewski). «Это своего рода жест в сторону Запада. (…) Кроме того решение Путина — это жест, адресатом которого выступает российская общественность. Кремль сможет сказать россиянам, что операция завершилась ошеломительным успехом, что это конец серьезных действий на этом направлении», — говорил политолог в интервью wPolityce.pl.

Из анализа Центра восточных исследований и высказываний Журавского вель Граевского однозначно следует, что действия России в Сирии сложно назвать способствующими стабилизации. Москва сеет пропаганду, а одновременно дестабилизирует весь регион, способствуя тем самым подпитке миграционного кризиса, а опосредованным образом — распространению терроризма в мире. 

В свете давно известных фактов и нового доклада OSW российская политика выглядит орудием кровавой и жестокой дестабилизации с преступным фоном. С другой стороны, отчетливо видно, что Россия прилагает все усилия, чтобы выглядеть в глазах Запада союзником по борьбе с «Исламским государством» и терроризмом, а также партнером по переговорам о мире в Сирии или, что совсем абсурдно — на Украине. Как указывает Центр восточных исследований, Кремль рассчитывает на то, что Россия получит решающий голос в ключевых переговорах по стратегическим вопросам и в геополитических играх. Это особенно опасно для Центральной Европы, которая, с точки зрения Москвы, всегда оставалась ее сферой влияния и устремлений. Россия, как видно по ее политике в отношении Украины, а также высказываниям ключевых политиков, хотела бы повернуть вспять геополитические перемены, произошедшие в Центральной Европе после 1990-х годов. Действия Кремля демонстрируют, что он стремится нейтрализовать вступление в НАТО таких стран, как Польша или страны Балтии, и удерживать наш регион в «серой зоне», где ключевые решения принимает Россия. Если Запад решит, что Москва может выступать партнером по переговорам на геополитические темы, это станет для нее удобным поводом, чтобы совершить сделку по Центральной Европе и получить согласие Запада на усиление российской позиции в нашем регионе.

Один из инструментов, который используют здесь россияне — это военное давление. В отношении Центральной Европы оно становится все более отчетливым. Об усилении Москвы в нашем регионе с некоторых пор начали говорить эксперты, а также американские военные. Командующий ВВС США в Европе генерал Фрэнк Горенц (Franc Gorenc) отмечал, что Кремль способен контролировать примерно треть воздушного пространства над Центральной Европой. Российская противовоздушная оборона все больше угрожает доступу сил НАТО к европейскому небу, в том числе — к трети пространства над Польшей, говорил Горенц в интервью New York Times.

Генерал Бен Ходжес (Ben Hodges), в свою очередь, предостерегал перед российской экспансией в Европе, обращая внимание, что россияне предприняли крупные военные инвестиции, в частности, в Калининградской области. Кроме того американский командующий предупреждал, что Россия может представлять опасность для половины стран нашего континента. Если россияне захотят, они могут блокировать Балтийское море: они сконцентрировали там огромное количество военных и потенциала, в том числе ядерного, благодаря чему могут делать в Балтике, что угодно, говорил он. Генерал также подчеркнул, что потенциал России в Калининградской области может угрожать «половине европейских членов НАТО».

На особое значение Калининградской области обращает также внимание Центр стратегического анализа (OAS). Крымский полуостров и Калининградская область выступают в роли выдвинутых укрепленных позиций российской военной махины и представляют непосредственную угрозу для всей Восточной и Центральной Европы, подчеркивают авторы аналитического доклада и указывают, на чем следует сосредоточиться Варшаве. Главная угроза для Польши, пишут они, это российская военная группировка в Калининградской области, поэтому приоритетом должна стать совместная с союзниками подготовка планов эффективной обороны приграничной области в районе города Сувалки. Описывая потенциал, который удалось аккумулировать России в Крыму, OAS указывает, что после захвата Крыма Москва начала процесс его милитаризации. «Сразу же после аннексии полуострова российские власти приступили к реорганизации находящихся там военных частей, а также к созданию новых структур. В некоторых случаях они просто присвоили некоторые части, только сменив их названия, командование и подчинение. (…) Пользуясь оставленной украинцами инфраструктурой, россияне создали ряд новых тренировочных и исследовательских центров. (…) В целом за девять месяцев на полуострове появилось 40 новых военных частей. Также там разместили ракетные системы С-300 и "Искандер". Развитие военного потенциала Крыма включает в себя в том числе усиление обороны прибрежной зоны. Обращает на себя внимание развитие системы К-300 "Бастион-П", в котором используются противокорабельные ракеты "Яхонт" с дальностью стрельбы до 300 км. Долгосрочной целью выступает создание на полуострове системы обороны, объединяющей все силы в единую Комплексную автоматизированную систему воздушно-морской обороны (КАС ВМО). Одним словом, Крым должен превратиться в огромную крепость», — говорится в докладе Центра стратегического анализа. В документе подчеркивается, что «по данным украинской армии и разведки на полуострове находятся сейчас 20 тысяч российских военных». Центр указывает также, что захват Крыма «значительно увеличил оперативные возможности и потенциал российского Черноморского флота».

Как мы видим, эффектом российских действий на Украине стало значительное укрепление военного потенциала в Европе.

То же явление OAS  наблюдает в Калининградской области. Вначале Центр упоминает о проблемах, связанными с точной оценкой базирующихся в области сил, однако аналитики предполагают, что там могут находиться до 30 000 военнослужащих.

Известно, что в учениях «Запад-2009» принимали участие 12 500 военных из Калининградской области, а «Запад-2013» — 9400. Хотя появляются сообщения, что в калининградском эксклаве может находиться до 35 тысяч российских военных, более приближенной к реальности цифрой следует назвать контингент от 15 до 20 тысяч человек, говорится в докладе.

OAS отмечает, что «главным наступательным козырем россиян в Калининградской области выступает 152-я гвардейская ракетная бригада, дислоцированная в Черняховске. По официальной информации, она оснащена ракетным комплексом "Точка-У" (радиус поражения до 120 км) и "Точка-М" (до 185 км), а по неофициальной — комплексами "Искандер"».

«Жемчужиной в короне» этой части войск выступает входящая в состав российской системы предупреждения о ракетном нападении радиолокационная станция «Воронеж-ДМ» (поселок Пионерский), которая способна обнаруживать объекты в радиусе 6000 км. Принимая во внимание ее расположение (наиболее выдвинутый на запад объект), можно предположить, что она будет играть важную роль в случае возникновения вооруженного конфликта с НАТО, пишут авторы доклада. 

Как мы видим, в непосредственной близости от Польши, а также на территории Украины Россия располагает значительными наступательными силами (речь может идти о 50 тысячах военных), которые представляют потенциальную угрозу нашей стране. О том, насколько важное значение имеют эти силы, пишет Центр стратегического анализа.

Опосредованным доказательством того, что в Калининградской области находятся комплексы «Искандер», можно назвать высказывание бывшего начальника Генштаба Юрия Балуевского от 13 ноября прошлого года: «Представители Польши, Румынии и Прибалтики забыли, что наши стратегические ракеты "перелетали" через их территорию. Ракеты комплекса "Искандер" будут нацелены на их города. Надеюсь, что это должно остудить головы руководителей этих государств».

Когда в ноябре 2014 года российское оборонное ведомство получило технику уже для пятой бригады, оснащенной комплексами «Искандер-М», появилось много разговоров, что они попадут в Крым. В начале декабря, как сообщает OAS, генерал Александр Розмазнин из украинского Генштаба заявил, что на территории полуострова зафиксировано присутствие «Искандеров». Он добавил, что в результате политики России военное значение Крыма и Калининградской области возросло.

Положение Крыма и Калининградской области, то есть то, что они выдвинуты далеко на запад, придает особое значение расположенным в этих эксклавах ракетным вооружениям. Благодаря радиусу действия таких комплексов, как «Искандер» или «Калибр», весь восточный фланг НАТО от Эстонии по Турцию оказывается в зоне поражения российских наступательных вооружений, уточняет Центр, указывая, что «второй главной угрозой для Польши после комплексов С-400 в балтийском регионе выступают "Искандеры"».

За это время, как следует из докладов OSW и OAS, Россия, пользуясь «европейской слепотой» резко увеличила свой военный потенциал в нашей части Европы. Силы, стянутые на Украину и в Калининградскую область, способны нести угрозу Польше и другим странам Европы. Последние события на Украине и в Сирии, а также целая череда убийств времен путинского правления показывают, что Россия со спокойной совестью пользуется военными действиями и преступлениями в качестве инструментов для ведения своей политики. Это значит, что потенциал, аккумулируемый Кремлем в Европе, может быть использован в следующей фазе действий Москвы.

Остается рассчитывать, что главные лица НАТО оценивают российские шаги верно и осознают, какова подноготная кремлевской политики. Саммит Альянса должен дать Польше и странам Балтии ясный сигнал, что он видит угрозу, связанную с действиями России в Европе и намерен нейтрализовать ее. Лишь бы только политические лидеры не дали обмануть себя очередными театральными жестами России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.