Президент Узбекистана Ислам Каримов, умело балансирующий между Западом и Востоком, прибыл в Москву 25 апреля с редким официальным визитом.  Ожидается, что переговоры будут в основном касаться сотрудничества в сфере безопасности — Узбекистан, по сообщениям, заинтересован в поставках российского оборудования для модернизации вооруженных сил. Также возможно, что во время данного визита будет окончательно оформлено соглашение о списании Россией Узбекистану долга в размере 865 миллионов долларов.

Но если Россия ожидает в ответ неугасающей благодарности, то ее ждет разочарование, т.к. Узбекистан все равно продолжит культивировать сотрудничество с США и партнерами в Азии. На днях Госдума России ратифицировала соглашение между правительствами РФ и Узбекистана об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств. Согласно этому документу, долг Ташкента сокращается до всего 25 миллионов долларов, а Узбекистан отказывается от своих требований по разделу Алмазного фонда СССР.

Узбекские СМИ не сообщают о деталях этой межгосударственной сделки. Так что простому читателю не понятно, каким образом возник этот многомиллионный долг и какие притязания имел Узбекистан в отношении Алмазного фонда бывшего Советского Союза. По мнению узбекского политолога Анвара Назирова, речь идет о вывезенных российской армией после завоевания Кокандского и Хивинского ханств, а также Бухарского эмирата, артефактах, включая редкие рукописи, бриллианты, алмазы, золотые и серебреные изделия. Туда входят также награбленные большевиками сокровища бухарского эмира.

«Узбекистан не должен отказываться от этих артефактов. Это ведь историческое и культурное наследие узбекского народа. Рано или поздно Россия должна вернуть их законным владельцам, как это сделала Германия после Второй мировой войны», — сказал политолог. Подобные исторические претензии продолжают оказывать влияние на отношения между двумя странами.  Узбекистан, в отличие своих соседей по региону Казахстана, Киргизии и Таджикистана, не входит в возглавляемые Россией Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

«На некоторых зарубежных телеканалах отмечаются факты восхваления ленинских и сталинских времен, эпохи СССР. Нам неприемлем такой подход. У нас есть свой путь развития, отвечающий чаяниям народа. Я хочу еще раз заявить, что возврата к такому прошлому не будет. Узбекистан никогда не войдет в объединения наподобие бывшего СССР» — сказал Ислам Каримов в январе 2015 года, выступая в парламенте страны.  По словам узбекского лидера, Ташкент также не допустит размещения на своей территории иностранных военных баз и объектов, что может относиться как к России, так и к странам Запада, включая США.

Назиров считает, что современная политика России в отношении Центральной Азии — это постсоветский неоколониализм. «Это напоминает доктрину ограниченного суверенитета, которую в свое время использовали США в отношении стран Латинской Америки», — сказал он. Между тем российский эксперт по Центральной Азии Сергей Абашин считает, что отношения между двумя странами сейчас в целом неплохие. «Нет тесной дружбы, но нет и конфликта, сложился баланс интересов, и обе стороны хотят его поддерживать», — отметил он. Но все-таки внешнеполитические ориентиры Узбекистана заметно изменились после украинских событий. Узбекистан не поддержал действий РФ на Украине и высказался за территориальную целостность этой страны.

Назиров полагает, что внешняя политика Узбекистана становится «многовекторной». Данный термин в свое время активно использовался казахстанскими дипломатами для обозначения выстраивания отношений с различными, порой взаимоисключающими партнерами.

«Ташкент не хочет портить отношения с Россией, но одновременно тесно контактирует с США, Южной Кореей, Японией, Китаем и НАТО. Это не попытка соблюдения баланса, а норма для реалий Центральной Азии», — заявил Назиров.

Президент России Владимир Путин и президент Узбекистана Ислам Каримов


Соседство с Афганистаном и ситуация в этой стране подталкивают Узбекистан к сотрудничеству с Евросоюзом, США и НАТО. Каримов не раз заявлял о том, что сокращение войск НАТО в Афганистане является преждевременным, и озвучивал этот аргумент для выбивания западной военной помощи.
Кроме того, экономике Узбекистана нужны новые технологии и финансовые ресурсы, в связи с чем помощь со стороны азиатских и европейских партнеров, а также США, считается критически важной.

Хотя Узбекистан старается не слишком сближаться с Россией, он видит в ней полезного партнера в сфере безопасности. В 2015 году исполнилось 10 лет с момента подписания Договора о союзнических отношениях между странами, заключенного в период охлаждения отношений Узбекистана с западным международным сообществом после кровавого подавления массовых беспорядков в Андижане в 2005 году.

В экономической сфере цифры говорят сами за себя.

Россия является главным торговым партнером Узбекистана, а для РФ по объемам товарооборота Узбекистан занимает четвертое место среди стран СНГ. Посол РФ в Узбекистане Владимир Тюрденев во время встречи с журналистами в Ташкенте в декабре сообщил, что из-за снижения курса рубля двусторонний товарооборот за первые три квартала 2015 года сократился в стоимостном выражении на 29,2% до 2,14 миллиарда долларов по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

«Но по некоторым позициям, наоборот, произошло увеличение. Например, за те же девять месяцев поставки в Россию узбекских овощей и фруктов в физических объемах увеличились на 78,4%», — добавил дипломат.

Российский «Газпром» недавно заключил с «Узбекнефтегазом» договор о поставках в этом году 4 миллиарда кубометров газа. Судьбы двух стран переплетены гораздо больше, чем хотелось бы Ташкенту. В частности, в России работают 1,9 миллиона трудовых мигрантов из Узбекистана. По данным Центробанка РФ, денежные переводы в Узбекистан сократились в 2015 году до 3,06 миллиарда долларов, по сравнению с 5,65 миллиарда долларов в предыдущем и 6,69 миллиарда долларов  в 2013 году.

Суннат Юнусов работает поваром в одном из московских ресторанов вот уже пять лет. По его словам, до обвала курса российского рубля он получал 1 тысячу100 рублей, а сейчас — около 500 долларов. Однако он не намерен возвращаться домой. «Дома я даже и эти деньги не смогу заработать. Хотя сейчас узбекам тяжело найти работу по сравнению с киргизами. Они уже в Евразийском экономическом союзе, и российские работодатели отдают предпочтение киргизским мигрантам», — объяснил он.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.