Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Трудности Google в российской сети

Трудности Google в российской сети В борьбе за российский Интернет Google приходится иметь дело не только с местной команией «Яндекс», но и с конкурентным правом. Проблемой внезапно может стать и политика. Как сейчас. Снова.

© flickr.com / brionvОдин из офисов Google
Один из офисов Google
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обычно национальные границы не имеют значения в сети, но бывают исключения. И американский интернет-гигант Google это прочувствовал. Несколько дней назад министр связи России Николай Никифоров пригрозил компании, что она может потерять возможность «эффективно вести бизнес» на российском рынке. Виной тому может стать вопрос национальной принадлежности Крыма.

Обычно национальные границы не имеют значения в сети, но бывают исключения. Американский интернет-гигант Google (Alphabet) снова это прочувствовал. Несколько дней назад министр связи России Николай Никифоров пригрозил компании, что она может потерять возможность «эффективно вести бизнес» на перспективном российском рынке. В том, что касается картографического сервиса Google Maps, компании пришлось обойти огромное препятствие: национальную принадлежность Крымского полуострова. Согласно международному праву, он — часть Украины, но Россия аннексировала его весной 2014 года. С тех пор на запросах из Украины Крым показан в составе Украины, в российских запросах Google Maps показывает Крым в составе РФ. Google прагматичен.

Тем не менее недавно произошел скандал. В конце июля на своих картах Google переименовал несколько населенных пунктов в Крыму. За этим стояла большая антикоммунистическая кампания Киева, целью которой было заменить советские названия десятков городов и сел на первоначальные. Премьер-министр Крыма Сергей Аксёнов был в ярости, он говорил о русофобии, истерии и пропаганде. Google отреагировал быстро и вернул прежние названия — по крайней мере, в той версии Google Maps, которая отображается в России. Так была решена политическая проблема, и теперь американская компания может перейти к коммерческим препятствиям.

Недобросовестная конкуренция

Крупнейший конкурент Google в России — это Яндекс. Местная компания уже стала крупнейшей интернет-компанией в стране, и в конце июля объявила о важном успехе в борьбе с Google. По данным компании, после того, как в контракты с производителями мобильных телефонов будут внесены изменения, в мобильные устройства с операционной системой Android будет добавлена и поисковая система «Яндекс». В настоящее время доля рынка российской компании составляет около 40%. С помощью изменений контракта Яндекс позаботился о том, что его браузер будет заранее установлен на телефонах, и его проще будет использовать. Тем не менее эта услуга отображается не на странице запуска, а в фоновом режиме. Первыми будут запросы Google. Вероятно, теперь это дорого обойдется американской группе.


Яндекс подал жалобу в Антимонопольную службу России, потому что Google запрещает производителям мобильных телефонов, которые используют операционную систему Android, устанавливать конкурирующие предложения. В октябре 2015 года «Яндекс» выиграл дело. Апелляция американской компании была отклонена, но дело до сих пор находится в суде. Возможно, решение будет принято в середине августа. Теоретически компании Google грозит штраф в размере до 15% от его оборота в России в 2014 году. Google и Антимонопольная служба России по-прежнему стремятся к внесудебному урегулированию. Аналогичный процесс по вопросу конкуренции сейчас идет в ЕС; Брюссель также подверг критике рекламную практику Google.

Все же попытка догнать соперников?


У жестких ограничений есть свои причины. Россия также является новым рынком для интернет-приложений. Осенью 2004 года только 14 миллионов взрослых россиян использовали сеть, по крайней мере, один раз в месяц; в конце 2015 года цифра достигла 78 миллионов. По данным компании «Яндекс», в России интернет распространен чуть меньше, чем в Европе, но значительно больше, чем во всем мире. Оборот компании вырос с 12,5 миллиарда рублей в 2010 году до 59,8 миллиарда рублей (820 миллионов долларов) в 2015 году, но доля рынка в поисковых запросах (компьютерных и мобильных) остается относительно постоянной, на уровне чуть менее 60%. Тем не менее в ущерб другим участникам, Google за несколько лет достиг уровня 35%. Российская дочерняя компания Google в 2015 году сообщила о росте доходов на четверть, что эквивалентно примерно 311 миллионам долларов.

Несмотря на конкуренцию, в российской сети есть то, что пока не представляет опасности для Яндекса и Google, но угрожает интернет-провайдерам и операторам мобильной связи. Москва недавно приняла новый закон о борьбе с терроризмом. Согласно этому закону, операторы телефонной связи и интернет-провайдеры должны хранить данные о контактах своих клиентов и их содержании в течение нескольких месяцев или даже лет. Постепенно, к 2018 году, в стране должны записываться все контакты. Расходы на создание и обслуживание носителей данных настолько астрономические, что никто не может их даже подсчитать.

Промышленные оценки колеблются между 2000 миллиардами и 5000 миллиардами рублей (75 миллиардов долларов). Некоторые операторы грозят удвоить плату за свои услуги в два и даже в четыре раза. Это станет бременем для онлайн-рынка и, таким образом, в среднесрочной перспективе превратится в проблему для Яндекса и Google.