По Конституции ФРГ один и тот же человек может находиться на посту федерального канцлера неограниченное количество сроков. При этом Германия вовсе не является исключением: среди стран ЕС только во Франции действует правило, по которому премьер-министру разрешено находиться у власти не более восьми лет подряд. В парламентских республиках, к каким относится и ФРГ, глава правительства — федеральный канцлер или премьер-министр — не избирается путем прямого голосования рядовых избирателей: за него голосует парламент. А избиратели, соответственно, могут повлиять на выбор депутатов, поддержав на парламентских выборах ту или иную партию.

Профессор Боннского университета, политолог Франк Декер (Frank Decker) не видит проблемы в отсутствии соответствующих ограничений в ФРГ: «В парламентских системах вопрос в некотором роде решается сам собой, поэтому необходимость во временных рамках отсутствует». В один прекрасный день главу правительства «в любом случае не переизберут на очередной срок», отмечает эксперт. Кроме того, парламент может вынести главе правительства вотум недоверия. Это, к примеру, произошло в 1982 году, когда своего поста лишился тогдашний канцлер ФРГ, лидер Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Гельмут Шмит (Helmut Schmidt). А его преемник, председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Гельмут Коль (Helmut Kohl) лишился поста канцлера, проиграв выборы в 1998 году.

Долгий срок правления — это еще не дефицит демократии

В некоторых европейских странах главы правительств сменяются довольно часто: к примеру, в Италии с момента окончания Второй мировой войны сменилось около 20 премьеров, в Великобритании — 15. То, что Гельмут Коль оставался на своем посту 16 лет, а Ангела Меркель в случае ее избрания на четвертый срок может повторить его достижение, скорее является для Европы исключением.

Лидер государства, который не желает выпускать бразды правления из своих рук: соответствует ли это явление основным принципам демократии? «На первый взгляд, такой вопрос кажется закономерным, — поясняет политолог Франк Декер. — Гельмут Коль дал на него хороший ответ».

Говоря о том, что по длительности пребывания на посту канцлера он скоро сможет сравняться с Отто фон Бисмарком (Otto von Bismarck), Коль заявил, что, в отличие от Бисмарка, его всегда избирали демократическим путем. Главы правительств ФРГ и других парламентских республик оставались на своем посту несколько сроков подряд лишь по той причине, что их каждый раз поддерживали избиратели на выборах, резюмирует эксперт.

США: максимум — два срока

В свою очередь в президентских республиках (к примеру, в США) подобная ситуация возникнуть не может. В этих случаях президент избирается, как правило, путем прямого голосования, и обычно закон запрещает ему находиться на этой должности больше двух сроков подряд.

В США, в частности, такое ограничение составляет восемь лет. Впрочем, это во многом результат стечения обстоятельств, отмечает Франк Декер: «Первый американский президент Джордж Вашингтон по истечении своего второго срока сам заявил: с меня хватит. Его примеру последовали все его преемники на этом посту».
   
Во время Второй мировой войны эту традицию нарушил Франклин Рузвельт, в 1940 году приняв решение баллотироваться на третий, а потом и на четвертый срок. Вскоре после этого в Конституцию США внесли поправку, согласно которой президент может находиться у власти не более восьми лет подряд.

Некоторые немецкие эксперты выступают за введение подобной нормы и в Германии. Политолог Франк-Рудольф Корте (Frank-Rudolf Korte) полагает, что Меркель должна отказаться от выдвижения своей кандидатуры на четвертый срок и что гражданину ФРГ должно быть запрещено занимать пост канцлера более двух сроков подряд.

Искусство вовремя уйти

В свою очередь Франк Декер указывает, что, несмотря на свои теоретически неограниченные возможности, каждый политик должен понимать — когда-нибудь он все же должен будет уйти: «В какой-то момент конкретный человек надоедает избирателям».

Если бы в немецком обществе имели место в данный момент подобного рода настроения, то правящая партия на них бы молниеносно отреагировала, считает эксперт: «Если ХДС заметил бы, к примеру, что госпожа Меркель наделала глупостей, или же с ней они бы больше не смогли выиграть выборы, то она быстро вышла бы из игры. В этом случае ее бы отстранили от власти ее же соратники».

В то же время политолог уверен, что в случае Ангелы Меркель этого не произойдет: «Она, вероятно, подумает о том, чтобы в середине срока полномочий, то есть в 2019 году, самой освободить дорогу преемнику из своей же партии». Тогда Меркель стала бы первым канцлером ФРГ, добровольно сложившим с себя полномочия. Впрочем, для этого она сначала должна осенью в 2017 году выиграть четвертые подряд выборы в бундестаг в качестве кандидата на пост канцлера.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.