Потоки сфабрикованных новостей в нынешнем избирательном сезоне распространялись не без помощи изощренной российской пропаганды, которая создавала и публиковала в онлайне дезориентирующие статьи, чтобы наказать демократа Хиллари Клинтон, помочь республиканцу Дональду Трампу и подорвать веру в американскую демократию. Об этом говорят независимые исследователи, следившие за ходом операции.

Все более утонченная пропагандистская машина России, которая использует тысячи ботнетов, команды работающих за деньги «троллей», вебсайты и аккаунты социальных сетей, повторяет и усиливает действия правых сайтов по всему интернету, изображая Клинтон преступницей, скрывающей свои едва ли не смертельные болезни, и готовой передать управление страной таинственной клике международных финансистов. Эти усилия также имеют целью создать видимость международной напряженности и усилить страх перед надвигающейся войной с ядерной державой Россией.

Две команды независимых исследователей выяснили, что русские использовали высокотехнологичные информационные платформы американского производства для нападок на демократию в США в этот чрезвычайно деликатный момент. А кандидат-бунтарь воспользовался многочисленными недовольствами и обидами, чтобы заявить свои права на Белый дом. Из-за изощренности российской тактики Facebook и Google наверняка очень трудно бороться с информационными фальшивками, хотя они твердо пообещали сделать это на фоне многочисленных жалоб на существующую проблему.

Невозможно узнать, была ли российская кампания решающим фактором в избрании Трампа, но исследователи утверждают, что это часть эффективной в целом стратегии, порождающей недоверие к американской демократии и к руководству США. Российская тактика предусматривала проникновение в компьютеры чиновников из избирательных комиссий в некоторых штатах, а также публикацию в огромных количествах украденных почтовых сообщений, что поставило Клинтон в неловкое положение в завершающие месяцы предвыборной гонки.

«По сути дела, они хотят разрушить веру в американское государство и в его интересы, — сказал научный сотрудник Института внешнеполитических исследований (Foreign Policy Research Institute) Клинт Уоттс (Clint Watts), который вместе с другими специалистами следит за российской пропагандой с 2014 года. – В годы холодной войны это была их стандартная тактика. Но проблема в том, что до появления социальных сетей делать это было трудно».

Отчет Уоттса о проделанной работе, который он подготовил со своими коллегами Эндрю Вайсбердом (Andrew Weisburd) и Дж. М. Бергер (J.M. Berger), появился в блоге по вопросам национальной безопасности War on the Rocks в этом месяце под заголовком «Троллинг за Трампа: Как Россия пытается уничтожить нашу демократию». Другая группа под названием PropOrNot, куда входят исследователи с опытом работы во внешней политике, в военной сфере и в области технологий, планировала опубликовать в пятницу результаты собственных исследований, показав поразительную эффективность и охват российских пропагандистских кампаний.

Исследователи воспользовались аналитическими инструментами интернета, чтобы проследить происхождение отдельных твитов, и составили карту связей между различными аккаунтами в социальных сетях, с которых постоянно приходят синхронизированные по времени сообщения. Выявив коды вебсайтов, они определили, что в некоторых случаях у них одни и те же собственники. В других случаях одни и те же фразы и предложения повторялись на сайтах и в социальных сетях в быстрой последовательности, указывая на то, что они из одного источника.

Отчет PropOrNot, который был направлен в редакцию The Washington Post до его публикации, указывает на 200 с лишним вебсайтов, которые постоянно проталкивали российскую пропаганду на всем протяжении избирательного сезона. Совокупная аудитория у них составляет по меньшей мере 15 миллионов американцев. По оценке PropOrNot, в одном только Facebook внедренные и разрекламированные российской дезинформационной кампанией материалы были просмотрены 213 миллионов раз.

Некоторые игроки в этой онлайновой эхо-камере сознательно принимали участие в пропагандистской кампании, другие же были «полезными идиотами». Этот термин появился в годы холодной войны, и означает он людей и организации, которые неосознанно помогали пропагандистской деятельности Советского Союза.

По словам исследователей из обоих коллективов, в ходе избирательного сезона российские пропагандисты воспользовались тем, что интернет-сообщество увлекается скандальным контентом, который отличается неожиданностью и мощным эмоциональным воздействием, а также следит за популярными теориями заговоров, повествующими о том, как тайные силы управляют мировыми событиями.

Некоторые из этих историй возникли в редакциях RT и Sputnik. Это финансируемые государством российские информационные службы, имитирующие стиль и тональность независимых новостных организаций, однако время от времени они включают в свои сообщения ложную и дезориентирующую информацию. По словам исследователей, в других случаях RT, Sputnik и прочие российские сайты использовали социальные сети для усиления эффекта вводящей в заблуждение информации, которая уже циркулировала в онлайне. Из-за этого информационные алгоритмы включали их в число «трендовых тем», заставляя освещать эти темы ведущие новостные организации Америки.

Оперативность и четкая координация усилий позволила российским информационным фальшивкам побеждать традиционные средства массовой информации в битве за аудиторию. Как выяснили ученые, самые первые и самые тревожные твиты после того, как у Клинтон появилось недомогание на памятном мероприятии в Нью-Йорке 11 сентября, распространяли российские ботнеты и тролли. (Ее вылечили от пневмонии, и спустя несколько дней она вернулась к предвыборной работе.)

А в августе были и другие вводящие в заблуждение статьи о якобы больной Клинтон. Daily Beast опроверг особенно популярную статью, которая появилась в 1 700 аккаунтах Facebook, и которую прочитали в онлайне более 30 000 раз. Но исследователи из PropOrNot выяснили, что поддержанная российской пропагандой версия попала на 90 000 аккаунтов Facebook, а прочитали ее более восьми миллионов раз. Участники исследования отмечают, что правдивый материал Daily Beast был похож на «крик во время урагана» из фальшивых историй, поддержанных русскими.

Эта пропагандистская машина также помогла протолкнуть липовую историю о противнике Трампа, который получил несколько тысяч долларов за участие в демонстрациях. Вначале с этой информационной уткой выступил один самозваный сатирик, а потом ее публично повторяли члены предвыборного штаба Трампа. Исследователи из обеих групп выследили и множество других информационных вбросов, таких как ложное сообщение о мятеже на авиабазе Инджирлик в Турции и историю о том, как Соединенные Штаты собирались совершить военное нападение, а затем обвинить во всем Россию.

В завершающие недели кампании было множество сообщений о якобы имевших место нарушениях на выборах, утверждений о подтасовках и о возможном насилии в день голосования в случае победы Клинтон.

«То, как этот пропагандистский аппарат поддерживал Трампа, равноценно массовой скупке места и времени в средствах рекламы, — сказал исполнительный директор PropOrNot, попросивший не называть его имя из опасений перед нападениями многочисленных опытных хакеров из России. – Россия как будто организовала суперкомитет по политической активности для штаба Трампа. И это сработало».

Он вместе с другими исследователями выразил обеспокоенность в связи с  тем, что в распоряжении у американского правительства очень мало средств для выявления иностранной пропаганды и борьбы с ней. Эти люди выразили надежду на то, что их исследования, в которых подробно рассказывается о мощи российской пропаганды, заставят власти действовать.


Бывший американский посол в России Майкл Маефол сказал, что был поражен той открытой поддержкой, которую RT и Sputnik во время кампании оказывали Трампу. Они даже использовали запущенный Трампом хэштег #CrookedHillary (в переводе – «бесчестная Хиллари»).

Макфол сказал, что российская пропаганда обычно нацелена на ослабление оппонентов и критиков, Победа Трампа, которую праздновал Путин и его союзники в Москве, могла стать весьма неожиданным выигрышным итогом операции, которая и без того породила разногласия в США. «Они не пытаются победить в споре, — сказал Макфол, возглавляющий сегодня Институт Фримена-Спольи при Стэнфордском университете. – Они стремятся сделать так, чтобы все казалось относительным. Это в своем роде апелляция к цинизму».

Кремль неоднократно отрицал, что он вмешивается в американские выборы и взламывает электронную почту чиновников, работающих в избирательных органах. «Это какая-то ерунда», — заявил в прошлом месяце пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, когда американские представители обвинили Россию во взломе компьютеров Национального комитета Демократической партии и ряда других политических организаций.

Выводы о механизме пропагандистских операций России во многом соответствуют данным предыдущих исследований аналитического центра Rand  и Школы международных отношений им. Эллиотта при Университете Джорджа Вашингтона.

«Они используют наши технологии и ценности против нас, чтобы посеять сомнения, — сказал профессор этого университета Роберт Ортунг (Robert Orttung), занимающийся российскими исследованиями. – А это начинает ослаблять нашу демократическую систему».

В докладе Rand, где российские пропагандистские усилия названы «пожарным шлангом лжи» из-за их оперативности, силы и резкости, отмечается, что сегодняшняя онлайновая пропаганда берет свое начало во вторжении в соседнюю Грузию в 2008 году, когда Россия стремилась ослабить напор международной критики по поводу агрессии, проталкивая в интернете альтернативные объяснения.

Та же тактика, заявили исследователи, помогла России повлиять на международное мнение об аннексии Крыма в 2014 году и о российской военной интервенции в Сирии, начатой год назад. Российская пропаганда также активно содействовала Брекситу, или выходу Британии из Европейского Союза.

По словам некоторых исследователей, еще один важнейший момент был в 2011 году, когда партию российского президента Владимира Путина обвинили в фальсификациях на выборах, что спровоцировало протесты. Тогда Путин заявил, что протесты инспирировала администрация Обамы и тогдашний госсекретарь Клинтон.

Бывший офицер КГБ Путин во время визита в 2013 году в телекомпанию RT, которая прежде носила название Russia Today, заявил о своем желании сломить «англо-саксонскую монополию на международные информационные потоки».

«Для них это настоящая война, идеологическая война, столкновение между двумя системами, — сказал бывший российский журналист Суфьян Жемухов, который проводит исследования в Университете Джорджа Вашингтона. – По их мнению, они просто пытаются делать то, что Запад делает с Россией».

RT передает в эфир новости по всему миру на нескольких языках, но самое эффективное средство охвата американской аудитории это интернет.

Ее англоязычный канал на YouTube, запущенный в 2007 году, имеет 1,85 миллиона подписчиков, и в целом у него 1,8 миллиарда просмотров. Получается, что его смотрят чаще и больше, чем канал CNN на YouTubе. Об этом говорится в опубликованном в этом месяце докладе Университета Джорджа Вашингтона.

Хотя многие считают этот российский сайт органом пропаганды, он пользуется авторитетом и доверием у некоторых американских консерваторов. В сентябре интервью RT дал Дональд Трамп. Выдвинутый им на должность советника по национальной безопасности генерал-лейтенант в отставке Майкл Флинн (Michael T. Flynn) в прошлом году побывал в России на гала-представлении, организованном этим телеканалом. Позже он сравнил его с CNN.

Контент российских сайтов дает готовую пищу тем сайтам в США, которые занимают крайне правые консервативные позиции. Бывший сотрудник одного такого сайта Next News Network рассказывал, что его учредитель Гэри Франчи-младший (Gary S. Franchi Jr) инструктировал его связывать воедино информацию из традиционных источников типа Associated Press и Los Angeles Times с материалами RT, Sputnik и прочих СМИ, чьи статьи зачастую взрывают интернет.

«Читатели чаще делятся сфабрикованными материалами, и они дают больше прибыли», — сказал Дайан Бермео (Dyan Bermeo), сообщивший, что он занимался сборкой сценариев и приглашением гостей на Next News Network, но потом ушел из-за спора о зарплате и опасений по поводу того, что «фейки» вытесняют настоящие новости.

За последние 90 дней — а этот период включает завершающие недели кампании, день выборов и время после него – число просмотров Next News Network на YouTube увеличилось с нескольких сотен тысяч в день до нескольких миллионов, о чем сообщила аналитическая фирма Tubular Labs. Только в октябре видеоматериалы Next News Network набрали более 56 миллионов просмотров.

Франчи сообщил по электронной почте, что Next News Network стремится к «глобальной перспективе», и в то же время дает комментарии, нацеленные на американскую аудиторию, особенно что касается российской военной активности. «Понимание угрозы глобальной войны это первый шаг к ее предотвращению, — сказал он. – И мы чувствуем, что своими материалами помогаем предотвращать возможные сценарии третьей мировой войны».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.