Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пять лет непонимания

© REUTERS / France TelevisionПрезидент Франции Франсуа Олланд выступает в прямом эфире французского телеканала BFMTV с заявлением, что не будет баллотироваться на второй срок на пост президента Франции
Президент Франции Франсуа Олланд выступает в прямом эфире французского телеканала BFMTV с заявлением, что не будет баллотироваться на второй срок на пост президента Франции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президентский срок Франсуа Олланда останется в истории как аномалия. Словно по невероятному суицидальному порыву Олланд на самом деле никогда не хотел получить возможность спасти то, что еще можно спасти. Последний год стал в этом смысле апофеозом. Как будто он и не хотел бороться за новый мандат. Или, что еще хуже, намеренно создавал условия, чтобы не участвовать в выборах.

Загадочный и иногда непонятный Олланд завершает в тупиковой ситуации мандат, в ходе которого ему так и не удалось «стать президентом» для общественного мнения.

Это было два года назад. Франсуа Олланд сидел за столом. Один из его близких соратников только что распрощался с ним. Он стал одним из первых, кто покинул Елисейский дворец, после двух лет работы. Этот советник не был зол или обижен. Он просто очень устал. Перед уходом он поклялся, что скажет то, что думает, этому странному президенту с глазу на глаз: «Господин президент, вам нужно срочно научиться четко говорить «нет». Олланд только улыбнулся. Он наизусть знал эту критику. Он действительно никогда не говорит то, что думает на самом деле. Долгое время это считалось его силой. Но оказалось страшной слабостью. И вот, как завершилась эта странная пятилетка: историческим «нет». Для него самого и политической истории страны.

При этом по приходу к власти Франсуа Олланд обещал стать символом левых реформистов, которые способны не только управлять страной, но и удержать власть. Не один мандат, а как минимум два. В такой перспективе все означает для него двойной провал: для него самого и для левых. Ему пришлось признать невозможность победить в политической борьбе, которую он должен был бы вести. У него оставалось лишь два плохих решения: пойти на риск проигрыша своего лагеря или отказаться от участия, рискуя тем самым лишиться всех средств защиты. Он выбрал меньшее зло.

Непопулярность

Его президентский срок останется в истории как аномалия. Словно по невероятному суицидальному порыву Франсуа Олланд на самом деле никогда не хотел получить возможность спасти то, что еще можно спасти. Последний год стал тому апофеозом. Лишение паспорта террористов с двойным гражданством (левым пришлось это не по душе), трудовая реформа (она расколола большинство), книга с откровениями (она привела в уныние даже самых его близких соратников)… Как будто Франсуа Олланд и не хотел бороться за новый мандат. Или, что еще хуже, намеренно создавал условия, чтобы не участвовать в выборах.

Помимо итогов его мандата самой большой неудачей Олланда стал образ президента. Он всегда представлял себя «нормальным». Только вот все завершилось непопулярностью поистине аномальных масштабов.

Недоразумение

Французы не слишком четко представляли себе, чем именно они недовольны, но они были убеждены (может, и несправедливое, но вполне реальное чувство), что этот человек так и не смог «стать президентом». Он оказался честным трудягой, но был неспособен придать смысл, успокоить, представить себя авторитетной фигурой в эти годы гнева, сомнений и страха. Наверное, толчком всему послужило огромное недоразумение: «Перемены — сейчас». Он думал, что победа над Саркози даст ему время. Но у него его не было. Тем более, он считал, что веру левых нет необходимости завоевывать экономической политикой, хотя та шла вразрез с его предвыборными обещаниями. Он думал, что те последуют за ним. Но они бросили его. И он даже не попытался вернуть их. Оставив за собой единственное право сказать «нет».