Вскоре после того, как в российской Государственной Думе было объявлено, что президентом США стал Дональд Трамп, депутаты встали и долго аплодировали. Вскоре начали разливать шампанское. Дело в том, что часть российских политиков и, прежде всего, олигархов считает новоизбранного Трампа Мессией, который поможет урегулировать российско-американские отношения и снова наладить бизнес в обеих странах.

Не преждевременны ли ожидания? Могут ли личные симпатии некоторых американских и российских политиков или приятельские отношения между бизнесменами решить современные сложные международные проблемы? Уверенности в этом нет, и тем не менее подобные взаимоотношения могут сослужить хорошую службу за столом переговоров, в особенности если Трамп и некоторые его соратники заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с Россией.

Охрана бесплатно


Пер Андерс Юхансен, журналист норвежского издания Aftenpost, написал, что Трамп поддерживает контакты с российскими политиками и бизнесменами почти 30 лет. Первым российским политиком, с которым Трамп наладил личные и коммерческие отношения, был советский постоянный представитель при ООН в 1986 году и посол в США в 1986 — 1990 годах Юрий Дубинин. Хорошие отношения с российским Газпромом поддерживал и советник Трампа по внешнеполитическим вопросам в ходе президентской кампании Картер Пейдж, и даже глава кампании Пол Манафорт, который ушел в отставку.

Трамп несколько раз посещал СССР и Россию, и в последний раз это было в 2014 году. Свой первый визит во времена перестройки Трамп описал в марте 1990 года в интервью журналу Playboy, в котором также выразил свое мнение о развитии России, о союзниках США и ядерном оружии.

Трамп считал бывшего Генерального Секретаря Коммунистической партии СССР Михаила Горбачева слабым политиком, который не справился с бурными процессами в стране и поэтому был отстранен. Союзников США Трамп назвал всего лишь «так называемыми», говоря, в частности, о Германии, Японии, Саудовской Аравии и Южной Корее. На примере Японии Трамп объяснил, почему все они «так называемые».

Японцы импортируют 70% потребляемой нефти из Персидского залива, полагаясь при этом на охрану своих танкеров флотом США. По словам Трампа, США военными силами охраняют, причем бесплатно, самые богатые страны мира, которые за подобную глупость посмеиваются над Соединенными Штатами. Следствием такой политики является ежегодный финансовый убыток США в размере 150 миллиардов долларов.

Жесткий соперник

Также Трамп часто рассуждает о ядерной войне, которая, по его словам, была бы самой страшной катастрофой для человечества. По его заявлению, никто не верит в ее возможность, но это как думать, что «Титаник» не может утонуть. Все тоже думали, что он непотопляем, а чем дело кончилось? Сегодня на США нацелены тысячи ядерных ракет, и никто не знает, будут ли они (и когда) использованы, и насколько надежны американские компьютеры в оборонных системах.

На вопрос, что бы Трамп делал в такой ситуации, стань он президентом, он ответил, что верил бы только в самые мощные военные силы США в мире. И не верил бы никому — ни русским, ни союзникам. Если сравнивать его воззрения в 1990 году с современными, то они остались неизменны.

Так что в лице Трампа у президента России Владимира Путина появился жесткий соперник, который будет стремиться вести переговоры не только с ним, но и с Китаем и другими мировыми игроками с позиции силы. Это подтверждают и уже сделанные кадровые решения, и некоторые заявления Трампа о военной политике и вооружении.


Например, в выступлении в Филадельфии Трамп заявил, что его планы по вооружению касаются всех родов войск. Сухопутные силы должны увеличиться с 450 до 540 тысяч военнослужащих, а количество военных судов с 272 до 350. Некоторые корабли должны быть модернизированы, чтобы стать частью противоракетной обороны. Военная авиация должна располагать 1200 современными самолетами и продолжать создание системы противоракетной обороны. Ощутимо следует увеличить и численность подразделений морской пехоты с 12 до 36 батальонов.

Сопротивление Конгресса


Сотрудничество между США и Россией по некоторым вопросам, прежде всего в области борьбы с исламским терроризмом, может иметь место, но не стоит ожидать тесного военно-политического или военного взаимодействия, в том числе из-за негативной позиции американского Конгресса. 2 декабря на обсуждении проекта бюджета на 2017 год в размере 587 миллиардов долларов Конгресс выделил 3,4 миллиарда на сдерживание России, например на расширение американского военного присутствия в Европе, а также 350 миллионов — на помощь Украине.

В проекте бюджета также значится требование не налаживать с Россией никаких военных контактов, пока она не откажется от оккупации Украины и не выполнит требования США относительно ракет средней дальности и стратегического ядерного оружия.

Однако сегодня дипломатия канонерок, в первую очередь в отношениях со странами, имеющими большой ядерный потенциал, такими как Россия и Китай, успешной не будет. Ни президент России Путин, ни его китайский коллега Си Цзиньпин не позволят запугать себя военным давлением США, поэтому мир может снова оказаться на грани ядерной катастрофы.

И хотя число ядерных боеголовок в мире с конца холодной войны сократилось, все равно у девяти стран их остается около 16 300. При этом Россия и США располагают 95%. Поэтому принципиальную роль в будущих американо-российских отношениях сыграет, с одной стороны, сдержанность обеих сторон в угрозах силой, а с другой — ограничение ядерного оружия и связанного с ним конструктивного решения противоракетной обороны. Уже скоро должна обозначиться позиция, которую США займут в вопросе ядерного оружия.

Стратегическое ядерное оружие

Вскоре после прихода Дональда Трампа в Белый дом российским и американским экспертам придется сесть за стол переговоров и решать вопрос, помимо таких проблем, как Ближний Восток, Украина и обострившиеся отношения США и Ирана, о договоре об ограничении стратегического ядерного вооружения.

Нынешний Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), подписанный в Праге 8 апреля 2010 года действует всего 10 лет, и США ратифицировали его 22 декабря 2010 года, а Россия — 26 января 2011. Уходящий американский президент Барак Обама предпринимал попытки продлить соглашение на пять лет, но Москва отказалась, потому что для нее договор невыгоден, и требует подписания нового.

Учитывая ряд сложных военно-политических и технических проблем в связи с подготовкой нового договора, до истечения действия нынешнего соглашения почти не остается времени. Кроме того, замысел Трампа продолжать выстраивать систему противоракетной обороны, включая расширение морской составляющей, не оставляет особенных надежд не только на относительно скорый, но и на приемлемый для всех результат.

И хотя самыми мощными стратегическими ядерными потенциалами по-прежнему обладают США и Россия, за прошедшие годы значительно возросло число и повысилось качество китайского стратегического ядерного оружия. Франция и Великобритания его модернизируют, а Пакистан, Индия и другие страны видят в обладании этим видом оружия гарантию своего суверенитета. Не подошло ли время сделать переговоры о стратегическом ядерном вооружении не только двусторонними, но и пригласить, помимо России и США, другие страны — по крайней мере Китай?

Трудный диалог

С 2010 года, когда был подписан договор СНВ III, прошло не так много времени, однако боевые и технические характеристики ядерного оружия (не только стратегического, но и средней дальности и тактического) значительно усовершенствовались. Были созданы новые ракеты, и ряд современных или разрабатываемых ядерных систем вооружений не являются частью СНВ III и Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), то есть от 500 до 5500 километров.

Диалогу о межконтинентальном ядерном оружии не способствует не только выстраивание, но и применение американской противоракетной обороны. Россияне отмечают вероятность ее применения в Румынии, а вскоре — в Польше, против наземных целей. Как считают в Кремле, тем самым США нарушают РСМД, а, по мнению американцев, это россияне его нарушают, потому что дальность их «Искандеров» якобы больше дозволенного максимума — 500 километров.

Кроме того, российские ракеты «Калибр», устанавливаемые на подлодки и малые ракетные суда, дальностью около 2 тысяч километров ставят под сомнение сам договор РСМД, поскольку могут нанести удар из Черного или Балтийского моря по любому региону Европы. И нее хоть и были выведены американские «Першинги» и российские ракеты средней дальности «Пионер» — SS 20, но на самом деле Европа не избавилась от ядерного оружия.

Последний кризис


Ряд препятствий для переговоров связан и с планами России и США по вооружению. К 2030 году Россия планирует поставить на вооружение 50 новых стратегических бомбардировщиков, на завершающей стадии находится ракета «Сармат». И точно так же США и Китай в последнее время продвинулись в разработках гиперзвуковых ракет, которые могут быть использованы как боевые части орбитальных ракет.

В свою очередь, США планируют к 2029 году заменить современные межконтинентальные баллистические ракеты и продолжают разработки стратегического бомбардировщика В21 и новых стратегических подлодок. Но, главное, в кульминационную фазу вошло создание системы противоракетной обороны, включая ее европейскую часть. В ближайшие 30 лет обновление стратегической триады (бомбардировщиков, межконтинентальных ракет и подлодок с баллистическими ракетами) обойдется США в триллион долларов.

Дональд Трамп осознает разрушительную силу ядерного оружия. Однако вопрос в том, согласится ли он на переговорах Соединенных Штатов с Россией, что в ядерной войне победить нельзя, и пойдет ли на приемлемый для обеих сторон и сбалансированный компромисс, который де-факто подтвердит принцип гарантированного взаимоуничтожения. А именно этот принцип вот уже более 60 лет препятствует российско-американской войне.

Если США с Россией не договорятся по какой-либо международной проблеме, следствием станет незначительный или крупный кризис в их отношениях, который можно рано или поздно преодолеть. Однако кризиса в ограничениях и контроле над ядерным оружием случаться не должно, потому что такой кризис может стать последним. Будем надеяться, что шампанское в Государственной Думе разливали не зря.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.