Чешская гуманитарная организация «Человек в беде» работает на иностранные спецслужбы. Так утверждают на российском телеканале «ТВ Центр». В среду вечером на канале показали документальный фильм, в котором чешская гуманитарная организация обвиняется в коррупции и шпионаже в восточноукраинском Донбассе, который контролируют пророссийские силы. Чешская некоммерческая организация опровергает обвинения, называя их дискредитационной кампанией и попытками донбасских сепаратистов вытеснить иностранные гуманитарные миссии со своей территории.

В анонсе телевизионного фильма и по информации Aktuálně.cz речь идет о том, что «Человек в беде» через свой офис в Донецке в Восточной Украине, контролируемый сепаратистами, растрачивает гуманитарную помощь, предназначенную местным жителям, и работает в интересах иностранных спецслужб.

В анонсе репортажа звучат следующие слова:

«Миллионы, сделанные на детском питании. Почему в Донецкой Народной Республике запретили работу чешской гуманитарной миссии?» «Где проходит тонкая граница между благотворительностью и шпионажем?» или «Сбор информации — одна из задач, которые спецслужбы ставят перед подобными неправительственными организациями».

Телевизионный материал был показан после того, как 25 ноября текущего года власти так называемой Донецкой Народной Республики лишили «Человека в беде» аккредитации и запретили организации раздавать гуманитарную помощь на подконтрольной им территории.

Телеканал «ТВ Центр» принадлежит Мэрии Москвы и относится к телеканалам с небольшим рейтингом. Руководство телеканала отказалось отвечать на вопросы Aktuálně.cz относительно запланированного репортажа.

Директор «Человек в беде» Шимон Панек назвал подготовленный репортаж частью кампании по дискредитации.


«Несколько дней назад журналистка, которая подготовила репортаж на „ТВ Центр“, пришла в отделение „Человек в беде“ в Донецке вместе с группой вооруженных людей. Сама она была одета в военную форму и маску. Она снимала происходящее в офисе, а затем — то, как опечатывался склад с гуманитарной помощью», — заявил Панек в заявлении, которое организация «Человек в беде» опубликовала на своем сайте.

Панек также отверг обвинения организации в коррупции и шпионаже. По его словам, «Человек в беде» — это прозрачная и неангажированная организация, которая не имеет отношения ни в какой незаконной деятельности.

«(Автор репортажа) вполне вероятно, работала над сюжетом за несколько дней до того, когда снимала интервью с нашими сотрудниками и выдавала себя за независимого журналиста. Нас не удивит, если появятся новые обвинения и нападки. Такие же дискредитационные кампании велись против нескольких авторитетных международных гуманитарных организаций, которые работали на территории, не контролируемой украинским правительством», — заявил Панек.

Российский политолог Иван Преображенский сказал Aktuálně.cz, что, по его мнению, репортаж снимался по заказу.

«Подобный фильм не может появиться без позволения какого-то высокопоставленного лица. Как правило, подобные фильмы или даже сценарии заказывает кремлевский „куратора“ данного телеканала или какой-нибудь высокопоставленный чиновник. Задача — дискредитировать конкретных лиц или организации. В случае иностранцев и оппозиционных активистов это может означать, что они являются персонами нон грата в России или на той территории, которую контролирует Россия», — заявил Преображенский.

Недавно словацкий репортер Томаш Форро провел две недели на территории донецких сепаратистов. Он говорил с чехами и словаками, которые отправились туда воевать на стороне сепаратистов.

«Я был там в сентябре, и уже тогда чехи и словаки из рядов сепаратистов говорили, что считают „Человека в беде“ организацией, которая является чем-то вроде „длинной руки“ Запада и действует против интересов России. Говорили, что это шпионы. Поэтому якобы сами настаивают на том, чтобы Донецкая Народная Республика запретила „Человека в беде“ и закрыла их офис», — заявил Форро порталу Aktuálně.cz.

По словам директора Отдела гуманитарной помощи и развития «Человека в беде» Яна Мрквички, еще год назад власти в Донецке лишили аккредитации многие международные гуманитарные и неправительственные организации.

Остались только «Человек в беде» и Красный крест. Так было до 25 ноября.

«Пришли люди в форме с оружием и заявили нам, что аккредитация не будет продолжена, и что офис закрывается. Они ничем это не обосновали, а только сказали, что у нас нет аккредитации и мы не можем работать. Мы пытаемся договориться с местной комиссией, которая раньше давала аккредитацию. Мы пользуемся поддержкой чиновников на низшем уровне, и они говорят, что хотят, чтобы мы работали в Донецке», — говорит Ян Мрквичка.

В соседней сепаратистской Луганской Народной Республике, по его словам, «Человек в беде» продолжает работать в нормальном режиме. Также организация действует на территориях подконтрольных киевскому правительству.

На своем сайте «Человек в беде» пишет, что с ноября 2014 года раздал на территории, контролируемой донецкими и луганскими сепаратистами, продовольственную помощь почти 570 тысячам человек, помог более 138 тысячам человек отремонтировать дома, и почти 296 тысяч человек получили благодаря организации доступ к воде и гигиеническим средствам.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.