Андрей Луговой, подозреваемый в убийстве оппозиционера Александра Литвиненко, стал жертвой ухудшения отношений с Москвой и оказался под американскими санкциями.
США считают его шпионом и убийцей. Сам же он называет себя простым депутатом, который занимается законами. Вне зависимости от определения, 52-летний Андрей Луговой, депутат националистической партии ЛДПР, особо и не старался замести следы и уйти в тень.
В результате теперь он оказался в санкционном списке Белого дома вместе с четырьмя другими российскими чиновниками и бизнесменами: им запрещен въезд в США, а их гипотетические американские активы заморожены в связи с нарушениями прав человека. Решение было принято в понедельник, через 12 дней после выдворения Бараком Обамой 35 российских дипломатов. Все это становится препятствием на пути Дональда Трампа, сторонника восстановления российско-американских отношений.
«В конце последнего мандата Обама намерен навредить России всеми возможными способам, — отметил Луговой, который гордится тем, что попал под санкции и принимал законы, которые укрепляют безопасность российского государства. Он неизменно придерживается такой оборонительной линии, когда западные правительства обвиняют его в отравлении в 2006 году в лондонском отеле опального российского агента Александра Литвиненко, который сотрудничал с британской разведкой и владел компроматом на Владимира Путина.
В то время Луговой сам был отставным офицером спецслужб, хотя никогда не подчеркивал этого в отличие от большинства своих коллег-шпионов. Он родился в семье военных и работал в кремлевской охране, а в 1990-х годах возглавил службу безопасности премьера Егора Гайдара и, позднее, телеканала ОРТ, который тогда принадлежал олигарху Борису Березовскому, сначала союзнику, а затем заклятому врагу Путина. В 2004 году суд приговорил Лугового к 14 месяцам тюрьмы за попытку вывезти из страны замешанного в финансовом скандале бизнесмена. В 2006 году у Лугового состоялась встреча с его деловым партнером Литвиненко в лондонском отеле Millennium. По утверждению британских правоохранительных органов, тогда он добавил в чай жертвы радиоактивный полоний-210. Три недели спустя Литвиненко скончался. Предполагается, что операция была одобрена лично президентом России.
Под санкции Вашингтона попал и его предполагаемый соучастник отравления Дмитрий Ковтун (по возвращении в Москву на его сиденье в самолете были обнаружены следы полония-210). В отличие от Лугового, он отреагировал на все очень спокойно, подчеркнув, что живет в России и не собирается никуда уезжать. Официально, они оба попали в «список Магнитского»: тот был назван в честь сотрудника британского инвестиционного фонда, который скончался в тюрьме из-за жестокого обращения в 2009 году после разоблачения масштабной схемы налогового мошенничества с участием высокопоставленных российских чиновников.
Через четыре года после скандала американское казначейство и Конгресс составили первый черный список виновных в нарушении прав человека. Он обновляется каждый год и до настоящего момента включал в себя чиновников, исключительно связанных с делом Магнитского, и чеченцев, привлекавшихся к уголовной ответственности за политические убийства. Каждый раз американская исполнительная власть пыталась умерить пыл Конгресса, который хотел наказать сотни людей, вместо отобранных 44 человек.
За две недели до своего ухода Барак Обама сделал шаг навстречу парламентариям и принял меры против главы влиятельного Следственного комитета Александра Бастрыкина, который, как считается, спустил дело Магнитского на тормозах. Кроме того, в список попали не имеющие никакого отношения к делу Луговой и Ковтун. Наконец, три американских сенатора внесли во вторник предложение о введении санкций против России за ее предполагаемое вмешательство в избирательную кампанию в США.
Опасения Кремля о том, что Конгресс и общественность будут вставлять палки в колеса «пророссийской» исполнительной власти, начинают получать подтверждение. Во вторник пресс-секретарь Путина назвал инициативу очередным шагом по планомерному ухудшению отношений двух стран.