Большинство теорий международных отношений при объяснении структуры международной системы делают акцент на понятии «анархия». Важнейшая цель того или иного государства в условиях глобального хаоса — продолжить свое существование и быть готовым к угрозам собственной безопасности.


При взгляде на политическую структуру ближневосточного региона, к которому относится и Турция, можно видеть, что здесь тоже царит анархия. Вмешательство глобальных игроков в процесс, названный «арабскими революциями», несомненно, еще более повысило нестабильность и неопределенность в регионе. Похожим образом рост ксенофобии в западном мире повысит нестабильность мировой политической системы. На Ближнем Востоке это отразится в форме еще большей анархии.


Кому должна доверять Турция в период, когда на Ближнем Востоке и по всему миру нарастает хаос?


Насколько надежны союзнические отношения, которые наша страна выстраивает с некоторыми игроками в регионе и за его пределами?

 

Например, кому мы должны доверять в вопросе устранения наших тревог о безопасности касательно Сирии: новой американской администрации или России? Насколько мы можем полагаться на Свободную сирийскую армию? В какой мере мы можем доверять Катару и Саудовской Аравии, с которыми мы сотрудничаем как в сирийском вопросе, так и по многим другим проблемам Ближнего Востока?


Понятия силы и интересов, заложенные в природе международных отношений, показывают, что никому из них мы не можем доверять.


Единственное, на что мы можем положиться, так это собственная сила и стабильность Турции.


Построение временных союзов с другими странами для преодоления проблем, с которыми невозможно справиться своими силами, естественно. Это вынуждены делать даже США, которые являются самой сильной страной в мире. Альянсы, которые Вашингтон создает в Атлантике и Тихоокеанском регионе, на самом деле показывают, что его сила тоже ограничена. Поэтому Турция, которая по сравнению с США обладает гораздо меньшей силой, тоже должна искать формы сотрудничества с другими государствами или негосударственными субъектами, чтобы суметь защитить свои интересы во всех сферах, прежде всего в сфере безопасности. Но нам также не нужно забывать, что это «временное» сотрудничество. Мы должны всегда иметь в виду, что страны, которые сегодня действуют сообща с Анкарой, завтра по мере изменения своих интересов очень быстро могут перейти на противоположную сторону и осуществлять политику, причиняющую вред Турции. Ближний Восток изобилует примерами такого рода рисков.


В этих условиях необходимо, с одной стороны, искать пути нового сотрудничества в соответствии с требованиями времени, с другой — наращивать свою силу. В последнем вопросе Турция добилась существенного прогресса. Но по сравнению с такими мировыми державами, как США, Россия, Германия, Китай и Великобритания, у нас все еще есть серьезные недостатки. Чтобы сократить разрыв между нами и этими странами, Турции, очевидно, нужно прилагать больше усилий.


Тем не менее сопротивление народа, свидетелями которого мы стали в ходе попытки госпереворота 15 июля 2016 года, открыто показало еще один факт: главный элемент силы, на который Турция может положиться перед угрозой любых исходящих изнутри и извне атак, — это ее народ. То, что в отличие от прошлых попыток переворота народ встал на сторону избранного правительства и решительно выступил против путчистов с нездешними корнями, показало, что поддержка народа гораздо ценнее всех других элементов силы.


Если бы не эта поддержка, то имеющейся военной и экономической силы или числа союзников не хватило бы для того, чтобы успешно подавить подогреваемую извне попытку путча наподобие 15 июля.


В этой связи Турция прежде всего должна полагаться на свой народ.


Наше руководство, как власть, так и оппозиция, должно делать все возможное, чтобы заслужить поддержку народа и усилить ее. А те, кто ищет поддержку в других местах, хотя и обзаводятся ею временно, в конечном счете, оказываются обречены на проигрыш.


Путь к тому, чтобы снискать поддержку народа, лежит через доверие, а путь к обретению доверия — через неотступное следование нормам справедливости.


Таким образом, в период, когда нестабильность в международной системе с каждым днем нарастает, Турция в ответ на все угрозы должна выбирать правильные союзы и сотрудничество, наращивать свою экономическую, военную и дипломатическую силу и, самое главное, не поворачиваться спиной к народу и справедливости.