Своими последними реформами президент США хочет наконец завоевать популярность. Но многие эксперты настроены скептически, потому что программа включает в себя множество опасностей — не только для Соединенных Штатов, но и для Германии.


Те, кто знает Дональда Трампа, знают также, что в среду он представит что-то очень большое в своей стране и по всему миру. Число, которое должно произвести впечатление на его избирателей и Уолл-стрит.


Трамп хочет провести масштабную налоговую реформу, которая сразу осуществит три вещи: снизит налоги, сократит бюрократию и сделает Америку более конкурентоспособной в мире. Все это должно быть реализовано без новых долгов и при поддержке большинства в Конгрессе.


Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Так и есть. Ни один эксперт не ожидает, что в среду Трамп представит разработанную подробную налоговую реформу, которую Конгресс в скором времени мог бы принять как закон. В лучшем случае, он презентует просто идеи по принципу «большие числа, но маленькая реформа».


Очевидно, Трамп планирует большой шаг в корпоративных налогах. Он хочет снизить их с нынешних 35 до 15% и в результате составить конкуренцию даже таким налоговым убежищам, как Ирландия, Лихтенштейн и Кипр, в которых этот показатель составляет 12,5%. В Германии ставка равна почти 30%. Тем не менее до сих пор не было достаточного встречного финансирования и соответствующего законопроекта. Трамп попытается просто представить цифры своего плана, не сообщая подробностей.


«Налоговая реформа — это не банальный случай. Было бы удивительно, если бы Трамп представил предложение, которое содержало бы детали и устраивало обе палаты Конгресса», — говорит Ханс Миккельсен (Hans Mikkelsen), стратег Bank of America Merrill Lynch. Он скептически относится к возможности того, что администрация Трампа скоро презентует такую налоговую реформу. «Тем не менее обнародование имеет большое значение», — говорит Миккельсен. Газете Die Welt удалось получить первое представление о том, как будет выглядеть новый мир налогов в США и какие последствия это будет иметь для других стран.


На самом деле, для Германии на карту поставлено многое. Меры Трампа приведут к новому распределению миллиардов долларов и евро в глобальном масштабе и в ущерб немецкой экономике.


Проблемы с ликвидностью европейских банков


Если Трамп введет свой пограничный налог, который предусматривает выплату в размере 20% на импортные товары из-за границы, это станет ощутимым ударом для местных экспортеров. Освобождение от налога на заработанные за границей прибыли американских корпораций может в свою очередь спровоцировать утечку капитала из зоны евро в США. По оценкам японского инвестиционного банка Nomura, валютный союз лишится капитала в размере почти 200 миллиардов евро.


Это может создать проблемы с ликвидностью европейских банков. Кроме того, ущерб миру могут нанести косвенные последствия. Если налоговая реформа будет финансироваться в кредит, долг США и мировые процентные ставки могут резко вырасти. Многие эксперты до сих пор помнят налоговую реформу 1981 года, которую инициировал президент США Рональд Рейган (Ronald Reagan) в начале срока. Она началась в Америке, но спровоцировала резкий рост процентных ставок по всему миру. Доходность десятилетних ценных бумаг США выросла с 8 до 16%.


В течение трех лет дефицит бюджета увеличился в два раза. Соотношение долга США, которое устанавливает обязательства по отношению к экономической силе, выросло с 30 до почти 40%. Сегодня долг США составляет более 100%.


Поэтому эксперты и финансовые рынки критически наблюдают за налоговым пакетом Трампа. Тем более что, как намекнул министр финансов Стивен Мнучин (Steven Mnuchin) на весеннем заседании МВФ, реформа может привести к увеличению дефицита в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе программа будет финансировать себя сама благодаря последствиям роста, сказал Мнучин. Тот же самый аргумент в 1980-е годы использовал Рейган. Инициатором снижения налогов тогда был Артур Лаффер (Arthur Laffer). Кривая Лаффера показывает, что снижение налогов может привести к увеличению доходов. Тем не менее теория не соответствует действительности.


У Трампа недостаточно времени для реформы


Планы Трампа столкнулись с сопротивлением даже в собственных рядах. Одна только реформа налогов для корпораций грозит пробить дыру в бюджете. В десятилетней перспективе с каждым процентным пунктом, от которого освободят компанию, правительство потеряет 100 миллиардов долларов. Скажем, 20 процентных пунктов обойдутся государству примерно в два триллиона долларов за десять лет. Многие республиканцы не хотят роста долга, и они намерены отказать Трампу в поддержке, как произошло с реформой системы здравоохранения. Демократам этот план не нравится, потому что они считают его антиобщественным. Пограничный налог приведет к повышению стоимости импорта из Китая и, вместе с тем, к ухудшению уровня жизни многих бедных американцев.


Споры вызывают не только налоговые планы для корпораций, но и налоги для частных домохозяйств, поскольку они по-прежнему предоставляют льготы на доход с капитала. Но это приносит пользу в основном гражданам с высокими доходами. Трамп хочет пойти навстречу критикам и предлагает снижение налогов для американского среднего класса. Он также делает ставку на упрощенную модель. Каждый американец должен максимально просто заполнять налоговую декларацию.


Но этого недостаточно, чтобы заручиться поддержкой оппозиции. В этом случае история показывает, что успешные налоговые реформы достигаются при помощи широкого политического консенсуса. В 1986 году демократы и республиканцы разработали и приняли радикальную налоговую ревизию.


Сокращение доходов на два триллиона долларов США


Тогда процесс потребовал двухлетней подготовки. У Трампа нет столько времени. В субботу он отметит 100 дней на посту президента, и до этого времени хочет все же реализовать свое большое предвыборное обещание. «Учитывая дефицит времени, вряд ли стоит ожидать большого успеха, — говорит Кевин Харрис (Kevin Harris) из Roubini Economics. — Вероятно, простые сокращения налогов — это план Б».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.