Оказывается, Турция ищет ахиллесову пяту России. И именно этот расчет лежит в основе растущего сближения Турции с Россией… Если бы сказал это какой-нибудь колумнист или ученый из Турции, возможно, тогда мы могли бы трактовать это как пропаганду, рассчитанную на внутреннее потребление в Турции, в духе «услышь, но не верь» и даже проигнорировать. Но на этот раз другая ситуация. О том, что Анкара стремится «схватить Москву за ахиллесову пяту», говорит российская газета «Независимая». А основывается это предположение на проекте трубопровода «Турецкий поток», который будет передавать российский газ в Европу. Кстати, напомним о последних событиях, связанных с этим проектом: на прошлой неделе российская газовая компания «Газпром» завершила строительство участков «Турецкого потока» на территории России и готовится начать работы на территории Турции. Вероятно, одной из тем, которые будут обсуждаться в ходе визита президента Эрдогана в Россию 13 ноября, будет судьба этого проекта.
Но вернемся к публикации в российской газете. По мнению профессора Академии при президенте России Сергея Хестанова, побеседовавшего с газетой «Независимая», которую можно считать либеральным изданием в России, с реализацией этого трубопровода отношения двух стран начнут изменяться в сторону значительного усиления позиций Анкары. Хестанов, обращая внимание на то, что на рынке природного газа Турция преследует стратегию обеспечения доступа разных поставщиков на свою территорию с помощью нескольких трубопроводов, говорит: «Тем, что поставит Москву в самое сложное положение и приведет к снижению ее доходов на этом рынке, будет транзит дешевого туркменского газа через Турцию по одному из трубопроводов и его продажа в Европу».
Но Россия выступает против проекта Транскаспийского газопровода, который очень нужен Анкаре и нацелен на передачу туркменского газа в Турцию, а отсюда в Европу. Хестанов полагает, что Анкара, которая пока не может сломить этот протест, с реализацией «Турецкого потока» расширит себе пространство для маневра. Когда вентиль, открывающий поток российского природного газа на европейский рынок, окажется в руках Анкары, она попытается использовать «Турецкий поток» как «инструмент шантажа» и заставить Москву одобрить строительство Транскаспийского газопровода, пишет газета.
Из слов нашего министра я понимаю, что Турция действует в рамках стратегии, согласно которой ее зависимость в энергетике должна быть не угрозой турецкой экономике и, следовательно, национальной безопасности, а стать элементом национальной силы. И думаю, что картина, которую нарисовал Албайрак, рассказав о видении Турции в энергетике, в значительной степени перекликается с предположением, которое передала российская газета практически как сценарий конца света.
Надеюсь, что то время, когда в этом вопросе будет сказано последнее слово, докажет правоту Албайрака и российского эксперта Хестанова, и на этот раз Турция не поддастся синдрому утопающего, который, упав в воду, как у нас принято говорить, хватается за змею. Я убежден, что только так может открыться путь к тому, что Россия избавится от исторической роли змеи, за которую мы, падая в воду, можем ухватиться, а новая страница в отношениях Москвы и Анкары станет «началом устойчивого, справедливого сотрудничества».