Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Визит Путина в Иран: последствия и результаты

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин, президент Ирана Хасан Рухани и президент Азербайджана Ильхам Алиев перед началом встречи в Тегеране. 1 ноября 2017
Президент РФ Владимир Путин, президент Ирана Хасан Рухани и президент Азербайджана Ильхам Алиев перед началом встречи в Тегеране. 1 ноября 2017
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Основной целью недавнего визита российского президента в Иран было участие в трехстороннем саммите Иран-Россия-Азербайджан, но было принято и множество других важных решений, касающихся ирано-российского взаимодействия. С одной стороны, они будут способствовать усилению позиций России во всем регионе, а с другой – сыграют значимую роль в обеспечении региональных интересов Ирана.

Недавно прошедший визит Путина в Иран может, с одной стороны, способствовать усилению позиций России во всем регионе, а с другой — сыграть значимую роль в обеспечении региональных интересов Ирана. Также в свете встречи президента России и Верховного лидера Ирана следует зафиксировать позитивные изменения в решении сирийской проблемы, проблемы Йемена и в деле противостояния терроризму в регионе в целом.


После изменений, произошедших в арабском мире с 2011 года, Россия заметно увеличила свою активность в регионе Западной Азии: фактически, произошло «возвращение» России в данный регион. Это, в частности, отмечает информагентство Fars. При этом США в первые годы после распада Советского Союза удавалось навязывать арабским странам региона свое влияние и свою схему регионального устройства. Однако в основе того порядка, который в течение почти трех десятилетий США продвигали в регионе, лежали проекты дестабилизации, они не были нацелены на обеспечение безопасности. Соответственно, господство этих схем в итоге повергло регион в хаос и бесконечную череду гражданских конфликтов. Это, в свою очередь, дало возможность России наладить конструктивные и позитивные отношения с ведущими региональными игроками, такими, как Иран, Ирак и Сирия, обеспечить безопасность своих собственных территорий. В результате сейчас уже можно говорить о формировании в регионе новой коалиции безопасности с участием России как ведущего игрока, а также Ирана, Ирака и Сирии. И по этой причине два визита Владимира Путина в Иран, первый из которых состоялся два года назад, а второй — в минувшую среду, 1 ноября, не могли пройти без встреч с Верховным лидером этой страны, в ходе которых были выработаны новые схемы регионального взаимодействия,, в котором у сторон были общие цели — прежде всего, укрепление системы безопасности.


1 ноября Путин прибыл в Тегеран с формальной целью участвовать в трехсторонней встрече президентов Ирана, России и Азербайджана. И хотя этот визит, как и предыдущий, также не проходил в двустороннем формате, обстановка в регионе стала причиной того, что политические аспекты и вопросы безопасности снова были поставлены во главу угла и повлияли на другие темы и сюжеты данной встречи. Ранее президент России совершил свой первый визит в Тегеран в ноябре 2015 года. Тогда Владимир Путин прибыл в столицу Ирана как глава страны-участника саммита государств-экспортеров природного газа. Но уже тогда несколько выйдя за рамки, определенные правилами дипломатического протокола, лидер России прямо из аэропорта Мехрабад направился на встречу с Верховным лидером Ирана. Подробности встречи, прошедшей за закрытыми дверями, не были сразу оглашены, однако вышеупомянутая беседа Путина и лидера страны заняла около двух часов — факт уже сам по себе беспрецедентный.


И недавний визит Путина в Тегеран, главной целью которого было участие президента России в трехстороннем саммите Иран-Россия-Азербайджан, также, несомненно, был посвящен принятию важных решений, которые касались не только этих трех стран, но и всего региона. Эти решения призваны оказать свое влияние в будущем. Кроме того, из уст Высшего лидера страны также прозвучало несколько предложений, последствия которых, если они будут реализованы, могут иметь глобальное, а не только региональное влияние.


Стремление изолировать доллар США


В ходе нынешней встречи Владимира Путина с Верховным лидером страны одно из важных мест занял вопрос о прекращении использования доллара США как мировой валюты (в практике межгосударственных расчетов — прим. пер.). Его Светлость Аятолла Хаменеи признал весьма позитивным и полезным опыт совместного противостояния Тегерана и Москвы экономическим санкциям, навязанным США России и Ирану. В данной связи лидер страны заявил следующее: «Не обращая внимание на пропаганду и все попытки наших врагов помешать процессу взаимодействия государств, мы можем свести к нулю влияние американских санкций некоторыми согласованными шагами. Мы можем исключить доллар из практики межнациональных расчетов и использовать в качестве альтернативы наши национальные валюты, как при двусторонних, так и в многосторонних торгово-экономических контактах, и, таким образом, экономически изолировать США».


Как правило, международная торговля предполагает наличный или безналичный расчет, однако после Второй мировой войны США под предлогом экономических гарантий и безопасности для Европы, предложили создать специальную структуру — Всемирный банк. Когда идея была принята, доллар стал международной валютой.

 

© AP Photo / Rebecca BlackwellБаннер с карикатурой на Дональда Трампа в Мексике
Баннер с карикатурой на Дональда Трампа в Мексике


Иными словами, доллар США стал не просто средством управления мировой экономикой, но своего рода административным ресурсом, посредством которого ведущие «локомотивы» мировой экономики достигают тотальное господство над национальными экономиками. Таким образом, доллар стал доминантой в мировом сообществе. Американцы искусным образом сделали из доллара основной источник экономического богатства и финансового благополучия во всем мире. Таким образом, он сам по себе стал основным средством и рычагом давления, который США используют во всем мире, пытаясь повлиять на политику других стран. И в отношении Ирана это также полностью верно: американцы максимально использовали зависимость Тегерана от доллара, а с помощью санкций они ограничили возможности Ирана в мировой торговле. В итоге мы видим резкое падение объема торговли Ирана с прочими странами. Помимо того, по внутренней иранской экономике также был нанесен серьезный удар. И в так называемой «ядерной сделке» санкции вновь оговаривались как инструмент сохранения давления на экономику страны.


Таким образом, с учетом вышеизложенного, средством спасения для иранской экономики является не ведение переговоров о снятии подобных санкций, а немедленное заключение финансовых соглашений с другими странами (двусторонних либо многосторонних), которые являются основными или потенциальными партнерами для Ирана — и желательно, чтобы таких соглашений было подписано как можно больше. В таковых соглашениях могут участвовать Иран плюс еще какая-то страна или же несколько стран, и они в своих торгово-экономических отношениях договариваются использовать не доллар, а свои национальные валюты. При наличии этих соглашений американские санкции будут терять свою эффективность. Одновременно будет нанесен первый удар по гегемонии американского доллара как основного и наиважнейшего средства давления на экономику Ирана и прочих стран. На самом деле любая подобная попытка уменьшить долю доллара США в международных сделках и финансовых транзакциях станет очередным шагом к снижению потребности финансовых институтов национальных государств в долларовом обороте.


Таким образом, технически исключение доллара из международного торгового оборота и осуществление сделок в национальных валютах в рамках соответствующих двусторонних договоров, станет как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе надежным «противоядием» против американских санкций. Учитывая это, а также принимая во внимание постоянный рост объемов взаимной торговли Тегерана и Москвы, Верховный лидер страны и предложил исключить доллар из практики торговых обменов и сделок между двумя странами. Так что теперь этот вопрос должен приобрести стратегическое значение в повестке дня российско-иранских отношений.


Утвердить антиамериканскую коалицию в регионе Ближнего Востока


По сравнению с первыми годами после распада СССР Россия «при Путине» довольно быстро становится одним из основных международных игроков. В последние годы роль Москвы в регионе и на международной арене резко возросла. Но если подходить с этой точки зрения, то представляется, что и Иран играет жизненно важную роль в укреплении позиций России на Ближнем Востоке.


С геополитической точки зрения Иран имеет очевидное превосходство над другими странами региона. Численность населения Ирана превышает население всех вместе взятых государств, расположенных на побережье Персидского залива, а все северное побережье Залива, а также Оманский залив находятся в распоряжении Ирана. К этому следует также добавить и соседство Ирана с Ормузским проливом, важнейшей точкой в крупнейших мировых маршрутах транспортировки нефти.

 

При этом Иран также оказывает серьезное влияние на Сирию и Ирак и является одним из важнейших международных акторов, действующих в этих двух государствах. Все остальные государства Персидского Залива прямо противоположно Ирану предпочитают ориентироваться на Запад или же вовсе находиться под прямым диктатом США. Поэтому для укрепления своих позиций на Ближнем Востоке Россия неизбежно должна укреплять взаимодействие именно с Ираном. Успешное взаимодействие Ирана и России по сирийской проблеме доказало, что если эти две страны движутся в одном направлении и преследуют одну общую цель, то и их позиции в регионе также укрепляются. Как бы то ни было, но победы Россия в Сирии в корне изменили ее позиции во всем регионе — и они не ослабли, а оказались как никогда прочными. Благодаря ирано-российскому сотрудничеству до некоторой степени оказались ограниченными и возможности США инициировать какие-либо односторонние шаги против Ирана на международной арене. Особенно, если учесть тот факт, что Россия является членом Совета безопасности ООН и может в различных кризисных ситуациях, к примеру, когда обсуждается очередная антииранская резолюция, воспользоваться своим правом вето.


В этой связи следует еще раз напомнить о визите Путина в Иран, состоявшемся два года назад, поскольку именно он заложил основы настоящей антитеррористической коалиции в регионе. Тогда Владимир Путин, прибыв в столицу Ирана, прямо из аэропорта Мехрабад направился на встречу с Высшим лидером Ирана и революции. Это был поступок, который не только не был свойственен обычному поведению кремлевских лидеров, но и стал попросту беспрецедентным шагом.


В то же время Али Акбар Велаяти (советник Духовного лидера Ирана по международным проблемам — прим. пер.) назвал тогдашний визит Путина наиважнейшим в истории Исламской Республики Иран. Причем его значение в полном смысле должно было стать очевидным через определенное время. На самом деле спустя несколько недель Россия также подключилась к прямой войне с терроризмом в Сирии, а с формированием совместного военного командования отношения и сотрудничество двух сторон вышли на новый этап. Коалиция России, Ирана и Сирии против терроризма оказалась эффективной, и сейчас ИГ (запрещена в РФ — прим. ред.) доживает последние дни. К тому же к коалиции, хоть и не без оговорок, но присоединяется Турция. В настоящее время, когда фактически наступает конец господства ИГ в регионе, коалиция, уже оправдавшая свое существование, напротив, не прекращает свое существование, а продолжает укрепляться. А нынешний приезд Путина призван только способствовать ее дальнейшему усилению.


Русские, вероятно, намереваются, вместе с концом господства ИГ, собрать все сирийские группы за один стол переговоров — возможно, это произойдет в Москве — и запустить политические процессы и сотрудничество. Вместе с этим можно будет зафиксировать переход к новому этапу отношений обеих сторон. Поскольку одновременно с началом политических процессов в Дамаске стороны начнут сотрудничать и по проблемам создания в Сирии новой системы безопасности. Это то, чем в последние месяцы больше всего обеспокоен израильский режим. Соответственно, встреча и переговоры Верховного лидера и президента России, без сомнения, окажут прямое влияние на то, какова будет эта новая сирийская система безопасности, которая должна сложиться в скором времени.


Провал антииранской политики США


Дональд Трамп с первых дней своего президентства пообещал ввести против Ирана новые санкции, и таким образом в одностороннем порядке пересмотреть ядерное соглашение. С этой целью он недавно заявил о том, что Иран якобы «не соответствует» положениям и статьям заключенных договоренностей. Он, выступил перед Конгрессом с предложением отменить соглашение или, по крайней мере, пересмотреть его — тем самым, он дает понять, что его не устраивает та роль и то влияние, которое теперь Иран имеет во всем регионе. Таким образом, он вновь стремится к международной изоляции Ирана. В связи с этим по мере того как угрозы Трампа в отношении Ирана нарастали, многие стали думать, что большинство международных игроков будут сомневаться в необходимости развития отношений с Ираном. Однако визит Путина в Тегеран именно в данный момент тоже ставит под сомнение все эти предположения. Таким образом, Россия, являясь основным оппонентом политики США на международной арене, помешала планам Трампа изолировать Иран — напротив, возникла угроза изоляции уже самих США, по крайней мере, по проблеме ядерной сделки. Ведь, как известно, большинство европейских стран также не поддержали эти устремления Трампа.


Достигнутые результаты


Иран и Россия вывели в последние годы свои отношения на уровень стратегического партнерства. Обе страны нуждаются именно в таком характере отношений, поскольку хотя и по ряду проблем их интересы расходятся, по проблемам Ближнего Востока их позиции схожи. Исходя из этого, визит президента России в Иран скорее всего будет способствовать усилению позиций России на Ближнем Востоке, но также окажет позитивное влияние и на реализацию Ираном своих собственных интересов в регионе. В конечном счете можно утверждать, что благодаря встрече президента России и Верховного лидера Ирана, мы не только увидим коренные изменения в региональных конфликтах, прежде всего, в сирийском и йеменском кризисах, но и можем ожидать перелом в противостоянии с региональным терроризмом в целом.