Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путинская Россия надеется на национализацию времени

Политтехнологи Кремля используют историю как ресурс власти. Их цель — построить собственную цивилизацию, независимую от Запада и даже превосходящую его.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Опрос «Левада-центр», проведенный летом 2016 года, показал, что для 44% российских граждан история России является основным объектом национальной гордости. В Кремле очень внимательно отслеживают такие настроения. Сегодня национальная гордость за историю страны превращается в ресурс власти для правительства, а сделать это позволяют хорошо продуманные политтехнологии.

Летом 2016 года «Левада-центр» провел в России опрос по теме «Объекты национальной гордости». Бесспорным лидером, набрав 44%, стала российская история, обошедшая природные богатства и вооруженные силы. В самом конце шкалы расположились такие основные государственные задачи, как экономическое развитие, система образования и здравоохранение. В Кремле такие настроения очень внимательно отслеживают. Сегодня хорошо развитые политтехнологии превращают национальную гордость за историю в ресурс власти для правительства.


В принципе, можно вывести три государственных концепции истории, которые преподносятся общественности: «ультранормальный» конец истории, цивилизационные дивиденды революции и империя как «катехон». Все три политические исторические концепции основываются на гегельянском понимании государства.


Для обозначения понятия «государство» в немецком языке есть отдельное слово, но в английском и французском его нет. «State» или «état» наряду с «государством» означают и «состояние». И действительно, в российских политтехнологиях государство в первую очередь выступает не как бюрократический институт, а как духовное состояние, обеспечивающее консенсус социального сосуществования. При этом такое состояние государства отнюдь не является стабильным. Ему свойственны те же черты, которые характерны для поддержания биологических стадий развития организма.


Теоретики эволюции используют для этого принцип «Красной королевы», персонажа из классической детской книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: «Красная королева» должна постоянно бежать, чтобы оставаться на том же месте. Точно так же и государство должно постоянно находиться в движении, чтобы социальный консенсус мог продолжать свое существование.


«Ультранормальный» конец истории


Владислав Сурков (1965 года рождения) относится к самым влиятельным и загадочным действующим лицам Кремля. В 1999 году он из частного сектора перешел в могущественную администрацию президента — как раз в то время, когда начался неудержимый подъем Владимира Путина.


Эклектичную идеологию Суркова описать непросто. Его главная цель заключается в сохранении существующей системы правления. Однако Сурков — не сторонник политических репрессий, вместо этого он пытается придать правительству Путина привлекательный и современный облик. Для этого он использует прежде всего поп-культуру, сильно нагружая ее патриотическим содержанием.


Сурков, отцом которого был чеченец, — архитектор важнейшего идеологического проекта Кремля: создания российской (то есть объединенной в федеративное государство) нации с русским культурным ядром. Для исторического обоснования проекта Сурков мог обратиться к великому труду Уильяма Макнилла (William McNeill) «Восхождение Запада» (1963 год), который стоит на книжной полке в его кремлевском кабинете.


Макнилл рассматривает мировую историю как процесс взаимного культурного влияния. Еще царская империя обеспечивала связь коренных жителей и элементов культуры Запада, в ее имперской экспансии в какой-то степени проявлялись черты американского фронтира. Из названия книги Макнилла не следует делать вывод, что Запад отбрасывает все инородное, на самом деле он интегрирует продуктивные элементы чужой культуры. Так, Запад смог предотвратить социалистическую революцию только путем добровольного введения социалистических норм. Это привело к конвергенции систем: изначально доминирующая роль государства в обществе при коммунизме снижается, тогда как в либеральных системах роль государства возрастает.

Сурков с благодарностью воспринимает такие разъяснения. Наряду со своей основной работой в качестве главного идеолога правящей партии «Единая Россия», он также пишет романы. Его последнее произведение «Ультранормальность» (2017 год) связывает советскую агитпропаганду с патриотической эстетикой путинской эпохи. В этом романе российская история подошла к своему концу: время бежит, как широкая река, в бесконечный резервуар вечного настоящего. Все возможные правительственные системы в России испробованы. Только сегодняшняя смесь из имперской монархии, социалистического доминирования государства и посттоталитарной демократии в духе Макнилла может обеспечить дальнейшее «ультранормальное» существование России.


Цивилизационные дивиденды революции


В преддверии столетнего юбилея Октябрьской революции Кремль оказался перед дилеммой: с одной стороны, торжественным актом не хотелось ставить под сомнение стабильность государственного порядка, с другой стороны, нужно было избежать полного дезавуирования легенды основания Советского Союза. Президент Путин и его верный министр иностранных дел Сергей Лавров накануне юбилея указали на то, что роль революции нельзя просто сводить до уровня оценки масштабов происходившего тогда насилия.


Так, например, во французской культуре памяти Наполеон безоговорочно почитается как герой. На руках корсиканца — кровь бесчисленного количества людей, и тем не менее сегодня в исторических книгах он представляется как посол новой, свободной цивилизации Европы. В конечном счете террор революции породил республику как форму государства и Кодекс Наполеона.


Поэтому сегодняшнее политическое руководство в России подчеркивает цивилизационные дивиденды Октябрьской революции, основной целью которой было достижение социальной справедливости. В отличие от сурковской, в этой концепции доминирует не синтезирующая, а циклическая картина истории. То, что уже было, повторяется в новых, современных появлениях. И сегодняшний российский изоляционизм обосновывается этой же аргументацией.


В марте 2016 года в одной статье, вызвавшей большой интерес, Лавров представил последовавший за аннексией Крыма бойкот России как продолжение наступательных войн Наполеона и Гитлера. При этом министр иностранных дел даже дошел до абсурдного высказывания о том, что во время Второй мировой войны Запад натравил немецкую военную машину на Советский Союз.


Империя как «катехон»


Карл Шмитт (Carl Schmitt) является одним из важнейших генераторов идей для российских консерваторов. Для придворного юриста Третьего рейха история имела смысл только как история искупительного подвига. Сильное государство казалось ему высшим благом, возникающим в результате политической активности людей. Однако, с точки зрения Шмитта, для каждого светского государства существовала опасность того, что оно скатится в хаос.


Помощи он ждал только от «катехона», который упоминается во втором послании к Фессалоникийцам в качестве метаисторического принципа. Здесь речь идет о «держащем», который предотвратит приход антихриста. Позднее эта часть библии будет интерпретирована так, что Римская империя благодаря своей христианизации действовала как катехон и сохраняла себе жизнь. Также у Шмитта были совершенно четкие представления о том, кто действовал как катехон. Для второй половины XIX века так он характеризовал императора Франца Иосифа, который только своим существованием сдерживал давно назревающий распад Дунайской монархии.


В России концепция катехона была принята правым националистическим философом Александром Дугиным. С точки зрения Дугина, история — это эсхатологический процесс, который должен сводиться к спасению избранного российского народа. Однако священная нация должна защищаться, иначе победит антихрист, который скрывается за обольстительной маской западного либерализма. При этом Дугин может обратиться к знаменитой традиции российской религиозной философии: Владимир Соловьев в «Короткой повести об антихристе» представил своих героев в образах президентов Соединенных Штатов Европы.


Александр Дугин даже организовывает собственный катехонский видеоканал и с помощью медиазаклинаний на русском, английском и французском языках пытается держать в страхе внутренних (либерастов) и внешних (Гейропа) врагов России.


В современных исторических концепциях на передний план выступает сохранение российского государства как единственное — в идеале вечное — социальное состояние. Отношения государства и истории при этом воспринимаются по-разному: то как резервуар времени, в котором государство в некотором роде ловит историю, затем как циклическая модель, в которой государство обновляется по воле народа, и, наконец, государство, выступающее как неторопливый метаисторический принцип катехона, который остановит приближающегося антихриста и угрожающий хаос.


В конечном итоге Сурков, Лавров и Дугин занимаются созданием собственной, независимой от Запада и даже превосходящей его цивилизации. Впрочем, удастся ли им это, покажет линейно текущая история.