Когда до президентских выборов остается всего 17 дней, что вы скажете как кандидат, если ситуация в экономике вашей страны лишь чуть лучше, чем в период стагнации, если страна недовольна иностранными санкциями, если вы задушили оппозицию, сделав политику стерильной, если самые молодые избиратели родились в тот год, когда вы заняли этот пост? Если вы —президент Путин и пытаетесь добиться четвертого срока, то вы пообещаете сделать Россию вновь великой с помощью броской анимации, показывающей предположительно новые образцы ядерного оружия, летящие в направлении Соединенных Штатов.
Именно это и произошло в четверг, когда г-н Путин обратился с посланием к Федеральному собранию, дата которого была удачным образом перенесена с декабря и приближена к назначенным на 18 марта выборам. Воинственность г-на Путина и сообщенные им сведения о новых образцах российского оружия поначалу вызвали беспокойство среди американских экспертов в области безопасности. Однако более трезвый взгляд позволяет говорить о том, что его послание в значительной мере было предвыборной речью, в которой содержались всякого рода приятные популистские обещания, выполнение которых представляется крайне маловероятным, а также образцом самоуверенной риторики по поводу ядерного оружия, риторики раздутой и крикливой.
Никто из людей, знакомых с реальной демократией, не будет удивлен, услышав преувеличенные обещания кандидата. Однако г-н Путин не управляет реальной демократией, поскольку он ее демонтировал. Тем не менее, несмотря на уверенность в своей победе, он, похоже, испытывает определенный страх.
Что же может беспокоить президента, рейтинг популярности которого, как говорят, составляет 80%; президента, которому противостоит лишь символическая оппозиция; президента, который сидит на вершине персонифицированной, авторитарно-феодальной элиты, которая отчитывается перед ним и кормится с его руки? Возможно, он боится десятков тысяч людей, которые устроили митинги в прошлом году в поддержку оппозиционного лидера Алексея Навального, которого Кремль грубым образом отстранил от выборов.
Возможно, он опасается воздействия размещенных г-ном Навальным в интернете разоблачающих коррупцию видеоматериалов, которые российские цензоры пытаются запретить. Возможно, он боится еще и того, что, как показывают опросы, россияне хорошо информированы о коррупции, поразившей кровеносные сосуды системы правления г-на Путина. Возможно, его тревожит и общее недовольство в стране по поводу российских военных авантюр на Украине и в Сирии.
Таким образом, г-н Путин, испытанный временем тактик, ищет варианты для отвлечения внимания. Он нашел один такой вариант и представил крылатую ракету с атомной силовой установкой, то есть летящую на низкой высоте и способную преодолевать расстояние в тысячи километров ракету, движение которой обеспечивается атомной энергетической установкой. По словам г-на Путина, наземные испытания такого двигателя завершены. Но сможет ли подобная ракета стать реальностью — это совершенно иной вопрос.
Некоторые другие представленные им образцы могут оказаться настоящими, и тогда это нужно будет как-то учитывать. Но важно не само хвастовство, а то, что за ним скрывается. Судя по всему, г-н Путин чувствует, что он должен укрепить свою легитимность, поскольку ее вряд ли сможет обеспечить разрушенный и лишенный соревновательности избирательный процесс. И тогда он в очередной раз в характерном для себя стиле мачо представил российскому народу тот вызов, который он бросает Соединенным Штатам. «Нас никто не слушал, — пожаловался он в своей речи. — Послушайте сейчас».
С помощью подобного рода бравады, а также с учетом того, что его полицейское государство вывело из игры всех серьезных конкурентов, г-н Путин беспрепятственно движется к переизбранию. Однако все это не тот материал, который нужен для создания и устойчивого существования сильной и здоровой России.