Дети, одетые в военную форму, вместе с «Молодежной армией» Министерства обороны России, участвовали в военных и других парадах, посвященных Дню Победы. Часть школьников и студентов — по принуждению. Это лишь одна из обратных сторон «мании Победы», которые стали проявляться после вторжения России в Крым и начала военной агрессией на востоке Украины. Эти события произошли через несколько дней после протестов против четвертой инаугурации Владимира Путина, вследствие которых были задержаны около двух тысяч демонстрантов. Многие — дети и подростки.


Украинский журналист Павел Казарин говорит, что Россия превратила «Великую Отечественную войну» (1941-1945) в религию. Как и во всех религиях, в ней существуют канонические убеждения, от которых нельзя отказываться — иначе прослывешь еретиком. Старые мифы обсуждениям или изменениям не подлежат. Однако, по его мнению, это рано или поздно пройдет: у всех мифов есть срок годности.


Скорее всего, так и будет. Только то, что сейчас происходит в оккупированном Крыму и России, даже отдаленно не напоминает былое празднование Дня Победы. И дело не только в растущем количестве «поддельных ветеранов», многие из которых в 1945 еще не родились. В нескольких городах оккупированного Крыма проводились парады российской военной техники, параллельно с шествиями с маленькими детьми в военных костюмах и «Молодежной армией» Министерства обороны (Юнармия).


Министр обороны России Сергей Шойгу открыто заявил, что главной целью движения Юнармия является популяризация военной идеологии и создание особой связи «между молодыми россиянами и армией». В настоящее время Россия незаконно мобилизует молодых крымчан в российскую армию, а также прилагает много усилий, чтобы продвинуть членство в «Молодежной армии» среди молодых крымчан. Организацию уже сравнивают с Гитлерюгендом и другими «формированиями, в которых молодые люди были орудиями тоталитарных режимов в Европе».


Один из жителей Севастополя сообщил, что 27 апреля, забирая ребенка из детского сада, видел трех маленьких детей, одетых в военную форму и камуфляж. Тогда до празднования Дня Победы оставалось больше недели. «Они учат своих детей воевать», — говорит он.


Зачастую, это прививают в школах и детских садах, — наверняка, по указанию высших чинов. Жалобы на то, что детей заставляют принимать участие в шествиях «Бессмертного полка», поступают. Но в большинстве случаев школьникам не дают выбора, а студенты университетов не сомневаются, что их ждут проблемы, если они не послушаются.


В этом году количество детей в военной форме отчасти может быть данью моде, которой поддались более состоятельные родители. В остальном, вне сомнений, это поощряли институты, организовывающие «детские военные парады» и тому подобное.


В 2017 году во время крымских событий детей использовали в целях пропаганды: использовали для прославления вторгнувшихся русских солдат и войны в целом. На концерте в Севастополе, посвященном трехлетию аннексии, молодые девушки танцевали на сцене, напевая «Моя страна, моя судьба, моя мечта, моя война». В этот момент другие дети ворвались на сцену, размахивая макетами пулеметов или российскими флагами.


Во время другой акции маленькие дети танцуют вокруг памятника вторгшимся в Крым русским солдатам, громко и в унисон выкрикивая «спасибо».


Россия начала реализовывать свою Стратегию образования и воспитания детей еще в 2014 году. Одна из ее задач: «Воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности защищать интересы Отечества, ответственность за будущее России на основе программ патриотического и военно-патриотического воспитания». В рамках «Уроков мужества и патриотизма» детей из одной симферопольской школы увезли в российскую воинскую часть.


Существуют также лагеря и «военно-спортивные» игры для изучения утвержденной государством версии «патриотического сознания» с обучением стрельбы из автомата Калашникова.


Все это проводится открыто и публично. Чего нельзя сказать о протестах в российских городах, которые российские государственные СМИ не показывали вообще. То, что в Крыму, похоже, не было никаких волнений, вероятно, является отражением еще больших репрессий. В условиях российской оккупации, протесты разобщены между собой, их мало, и обычно они заканчиваются арестами.


В Москве 5 мая казачьи части, подготовленные московской мэрией, напали на антипутинский протест: некоторые протестующие были задержаны ОМОНом, часто с применением неоправданной жестокости. Шокирующей особенностью арестов того дня было количество детей, задержанных за выход на улицу в знак протеста против президента, который правил Россией еще до их рождения.