Россия одержима мостами. При такой огромной территории, длиннейших реках и крупнейших озерах, сопоставимых с морем, страна действительно всегда испытывает необходимость в мостах. Торжественно открыт, пожалуй, самый спорный из них — Крымский мост, построенный через Керченский пролив и соединяющий Крым с Краснодарским краем.
В прожектах российских правителей всегда были мосты: Сталин хотел строить мост на Сахалине, но умер, так и не достигнув цели, Хрущев открыл Коммунальный мост в сибирском Красноярске, а Владимир Путин выстроил на мостах свою президентскую карьеру. Но мост в Крыму — это идея, это притязание. Чтобы поставить точку в дискуссии, разгорающейся вокруг международного признания полуострова, российский президент распорядился построить 19-километровый мост из железа и бетона, который позволит перебираться из Керчи в Тамань, из непризнаваемой России в признанную, без необходимости проезда через территорию Украины или переправы через Азов.
Крым был аннексирован Россией в 2014 году при помощи референдума, законность которого не признали ни Европейский союз, ни Соединенные Штаты Америки, ни 71 страна ООН. Все они до сих пор считают голосование незаконным, так как оно нарушает международное право и конституцию Украины. Москва же так не считает, и, увидев исход референдума, когда почти 97% населения проголосовали за присоединение к России, она занялась официальной русификацией полуострова. Крымский мост предлагает идею территориальной целостности, которая выгодна российской торговле, но рискует навредить судьбе морских портов Азова.
Украинцы уже протестуют, ведь мост ограничит транспортное сообщение с портами. Как отметила Мари Йованович (Marie Yovanovitch), посол США в Киеве, компании, перевозящие украинский уголь, металл и зерно на важнейшие международные рынки, предпочтут наземные перевозки, то есть более быстрый и экономичный путь через Россию, что подтолкнет портовую сеть к кризису. Националистические организации уже объявили о протестных действиях, демонстрациях и манифестациях, но местные власти опасаются также и вандализма и более прямых действий, которые способны спровоцировать столкновения между российским и украинским населением.
После аннексии Крыма Россия оказалась под санкциями, наложенными западными странами и не позволявшими предприятиям продавать технику и предоставлять другие виды услуг в Крыму. Однако мост — это тактическая задача, гордость технологического развития России, и многие могли пытаться вести дела с Москвой. Первыми нарушения заметили голландцы, начавшие расследование в отношении семи компаний и их руководителей, вероятно, нарушивших антироссийские санкции и оказавших Москве помощь при строительстве моста. По мнению прокуратуры, вовлеченные в это дело компании могли поставлять России технику, и их руководителям грозит наказание в максимум шесть лет тюремного заключения или же штраф вплоть до 820 тысяч евро.
Динамичный и изящный язык из бетона и рельсов, жадно захватывающий Азов, — памятник мимолетно промелькнувшей истории, которую международное сообщество не смогло остановить. России он обошелся в цену свыше полутора миллиардов долларов, и эту цену Владимир Путин захотел заплатить в том числе и за свою почти единогласную победу на президентских выборах в марте. В таком случае сообщение Крыма с Россией можно назвать едва ли не идеальным.