Дания обязана поддержать страны Восточной Европы, которые борются против российского газопровода «Северный поток — 2». Поэтому правительству следует сказать решительное «нет» заявке на строительство в датских территориальных водах к югу от острова Борнхольм.
Все последние годы Андерс Фог Расмуссен, в прошлом лидер либеральной партии «Венстре», призывал Данию всячески препятствовать строительству газопровода. Теперь он открытым текстом требует, чтобы правительство его однопартийца Ларсе Лёкке Расмуссена (Lars Løkke Rasmussen) дало отрицательный ответ на российский запрос.
«Если мы скажем „да", это будет полной катастрофой в смысле политического сигнала», — считает Фог Расмуссен.
Сейчас Фог Расмуссен работает советником украинского правительства, а Киеву строительство российского газопровода экономически невыгодно. Благодаря «Северному потоку — 2» Россия сможет экспортировать газ в обход Украины, что пагубно скажется на поступлениях в казну Киева. Фог Расмуссен отрицает, что его позиция по этому вопросу связана с его должностными обязанностями на Украине.
Строительство газопровода вызывает особые опасения в Польше и Прибалтике. Там считают, что он укрепит стратегические возможности России. Против газопровода также выступают США.
Дания еще может сказать «нет»
Газопровод длиной 1,2 тысячи километров протянется из России в Германию по дну Балтийского моря. Менее года назад руководство компании направило запрос на строительство к югу от Борнхольма. Финляндия, Швеция и Германия уже дали свое согласие. Дания же продолжает мешкать с ответом.
Поскольку строительство предполагается в датских территориальных водах, Копенгаген имеет право сказать «нет», если сочтет, что газопровод угрожает безопасности страны или подрывает ее внешнеполитические либо военные интересы. Датский МИД над этим вопросом работает с января. За развитием событий пристально следят в администрации премьер-министра: на кону внешнеполитическое противостояние между Россией и США.
Если Дания даст отрицательный ответ, компания может изменить трассировку и пустить газопровод к северу от Борнхольма. О такой возможности там уже сообщали.
«Я хорошо понимаю, что полностью остановить проект Дания не в состоянии. Даже если мы скажем „нет", компания попросту передвинет газопровод. Но если мы скажем „да", пострадает репутация нашей страны. Поэтому мы должны ответить отрицательно. Тем самым мы поддержим наших восточноевропейских партнеров», — считает Фог Расмуссен, предупреждая о политических последствиях.
Швеция уже сказала «да»
Запланированная трасса газопровода проходит мимо шведских территориальных вод, затрагивая лишь экономическую зону страны, которая располагается дальше от берегов. В таком случае дать отрицательный ответ можно, лишь руководствуясь соображениями вреда для окружающей среды. Это обстоятельство отмечалось и в окончательном ответе, представленном на прошлой неделе.
«Ни шведские, ни международные законы не позволяют правительству запретить строительство газопровода, — заявил министр промышленности и инноваций Микаэль Дамберг (Mikael Damberg). — Наряду с этим правительство дает понять, что критически относится к „Северному потоку — 2", поскольку тот идет вразрез с энергетическими принципами Евросоюза».
Министр иностранных дел Андерс Самуэльсен (Anders Samuelsen) из партии «Либеральный альянс» не ответил, какой ответ Дания собирается дать, и не пояснил, противоречит ли газопровод принципам ЕС.
В электронном письме МИД Дании сообщил, что запрос компании «Норд Стрим 2» (Nord Stream 2 AG) о строительстве в датских территориальных водах все еще рассматривается компетентными властями и что решение пока не принято.