К десятому саммиту БРИКС, проводимому в Южной Африке, будет приковано активное внимание. Он проходит в самый разгар крайне значимых политических и экономических вызовов, с которыми столкнулся весь мир.


Блок БРИКС состоит из пяти самых влиятельных стран глобального Юга — Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки.


Вызовы, которые стоят перед миром, разнятся от национальных — таких, как бедность, безработица и неравенство, до глобальных — изменения климата и мировой экономической системы, работающей в интересах корпораций, в особенности в области финансов и технологий.


Одна из самых явных трудностей связана с меняющимся курсом мировой экономики. Нынешняя лидирующая экономика планеты, США, намерена развязать торговую войну одновременно и с Китаем, и с Евросоюзом. Африка не сумеет избежать отрицательных последствий торговой войны между тремя этими экономическими силами, являющимися одновременно тремя ее крупнейшими торговыми партнерами.


Кроме того, США выходят из созданной ими системы многосторонних регуляционных договоров. К примеру, они отказались от участия в будущей конференции Объединенных Наций об иммиграции и вышли из Совета ООН по правам человека. Кроме того, Вашингтон фактически парализовал работу Всемирной торговой организации (ВТО), отказавшись одобрить назначение новых судей в Апелляционный орган ВТО.


Эти события приводят к тому, что все страны планеты оказались в непредсказуемых условиях. Небольшие игроки на мировой арене, такие, как Южная Африка и другие страны континента, рискуют стать побочными жертвами коллапса нынешней системы глобального экономического урегулирования.


С учетом этих сложных вызовов, как нам следует оценивать успех саммита БРИКС?


Мы можем использовать три критерия. Усилился ли БРИКС? Что получит Африка? Как блок намерен повлиять на реформу мирового экономического урегулирования?


Укрепление БРИКС


Одной из задач предстоящего саммита должно стать укрепление связей между членами БРИКС.


Чтобы конкретно оценить то, насколько это удалось, следует взглянуть на количество и качество договоров, которые были заключены в результате саммита. Успешный саммит приводит к заключению значимого числа весомых соглашений. Мир может сделать выводы о результатах, основываясь на опубликованных в конце встречи коммюнике.


Важно отметить, что саммит — итог предшествующего ему годового процесса. В течение года различные группы чиновников БРИКС, гражданские организации и эксперты встречаются, чтобы обсудить свои общие интересы. В их число входят такие технические группы, как Водный форум БРИКС, и комитет, следящий за таможенным сотрудничеством. Иные занимаются политическими вопросами — например, министры иностранных дел и чиновники, также известные как «шерпы», которые подготавливают глав своих государств к саммиту.


Участники этих встреч стремятся достичь соглашения по значимым для них вопросам — к примеру, созданию центра исследования вакцин БРИКС — или найти новые способы взаимодействия в таких областях, как туризм. Кроме того, их задачей является разрешение противоречий.


БРИКС в Африке


Учитывая, что девизом саммита этого года будет «БРИКС и Африка: сотрудничество для инклюзивного роста и общего процветания в ходе 4-й промышленной революции», разумно ожидать от саммита БРИКС положительных результатов для Африки.


В частности, континент мог бы выиграть, если бы члены БРИКС заявили о своей готовности профинансировать африканские инфраструктурные проекты. Это важно потому, что сейчас Африка воплощает в жизнь амбициозное соглашение о создании континентальной зоны свободной торговли. Его успешное осуществление потребует создания инфраструктуры, как объединяющей весь континент, так и соединяющей его с внешним миром.


БРИКС может взять на себя ключевую роль финансирования этих инфраструктурных проектов.


Двумя очевидными источниками такого финансирования могут стать Новый банк развития БРИКС, и фонды, которые создал Китай для поддержки своей инициативы «Один пояс, один путь».


Таким образом, проверкой успеха саммита будет то, привлечет ли он финансирование к созданию устойчивой инфраструктуры в Африке, а также то, что это будет за финансирование.


Глобальная регуляционная реформа


Одной из задач всех государств БРИКС является реформа глобальных регуляционных структур, таких как Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ). Блок не сумел достичь в этом направлении значимых успехов, однако этот год может стать удачной возможностью для продвижения реформы.


Действия США подорвали их лидерские позиции и привели к тому, что другие страны в большей степени готовы к реформам ключевых международных экономических организаций. Это в особенности касается МВФ, который пересматривает распределение своих квот. Перемены сделают эту организацию более чувствительной к проблемам своих малообеспеченных стран-членов.


Уже давно звучат призывы к введению в исполнительный совет МВФ третьего африканского представителя. То, что у 46 южноафриканских стран в исполнительном совете меньше представителей, чем у любого другого региона, не укладывается в голове. Южная Африка должна призвать БРИКС к поддержке этих призывов.


Также БРИКС следует поддержать введение более строгой отчетности МВФ перед странами, на которые влияет его политика. Этого можно добиться через создание независимого контрольного органа МВФ — в настоящий момент это единственная многосторонняя финансовая организация, не имеющая такового.


Ключевым достоинством БРИКС является его способность возглавить борьбу за реформу глобальной экономической системы. Поэтому гражданам стран БРИКС следует призвать свои правительства к реализации этого потенциала.The Conversation

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.