«Фанат сборной Англии пристыдил британские СМИ», — так звучал один из многих однообразных заголовков, появившихся в прокремлевских новостных ресурсах в России в последние несколько недель. В сюжете говорилось о твите английского фаната Мэтта Мэйбери (Matt Maybury), который, вернувшись из поездки на Чемпионат мира по футболу, хотел пожаловаться о «чистой пропаганде о российском народе» в британских СМИ. Россия — «совершенно классная страна», — написал он, увидев картину, совершенно не совпадавшую с той, которую представляли британские СМИ.
Твит быстро разошелся по всему интернету, о нем рассказали многочисленные российские телеканалы и новостные веб-сайты, приведя его в качестве доказательства лжи британских СМИ.
Это обвинение часто звучало здесь, в России, как от приехавших сюда фанатов сборной Англии, так и со стороны российских СМИ и чиновников. На прошлой неделе пресс-секретарь министерства иностранных дел Мария Захарова жаловалась на то, что британские новостные издания ведут «русофобскую кампанию». Когда Эрик Дайер (Eric Dier) забил решающий пенальти в матче против сборной Колумбии, комментатор на российском государственном телеканале закричал: «Долой пропаганду! Долой британскую прессу, призывавшую своих фанатов не приезжать в Россию!»
Так неужели британские СМИ оклеветали Россию? Ну, возможно, в некотором роде.
Те фанаты, которые все же приехали, были под впечатлением от позитивной атмосферы: празднований на улицах, удивительно толерантной полиции, доброжелательности со стороны большинства россиян, теплой погоды и дешевого пива.
Вместе с большинством россиян я был удивлен прекрасной атмосферой, но я всегда был уверен, что Россия проведет превосходный Чемпионат мира. Я был корреспондентом в Москве уже более десяти лет и наблюдал, как за это время до неузнаваемости изменились и город, и страна. Я говорил всем, кто готов был меня слушать, что большинство фанатов, которые приедут в Россию, скорее всего, получат большое удовольствие.
Это не означает, что журналисты должны были закрывать глаза на негативные стороны России или кто-то должен сомневаться, что большая часть доброжелательности, скорее всего, угаснет, как только чемпионат закончится. Но, когда я слышу, как даже некоторые футбольные журналисты, приехавшие сюда впервые, удивляются, что Москва — «нормальное место», где есть хорошие рестораны и жители, которые не похожи на инопланетян; когда друзья в Англии, путешествовавшие в поистине опасные точки мира, говорят мне, что они слишком боятся приехать в Россию, у меня действительно возникает вопрос, не могли ли мы, иностранные корреспонденты, получше рассказать о том, какая это страна.
Обвинять СМИ — это, конечно, легкий выход.
Безусловно, существуют ужасные репортажи о России и некоторые зашоренные «эксперты», преследующие свои корыстные интересы. Действительно, если читать исключительно британские таблоиды о России, у вас сложится о ней искаженное представление, но то же самое можно сказать и на другие темы.
И в конце концов, в негативных материалах в прессе о России во многом виновата она сама. Взять хотя бы появившиеся накануне Чемпионата мира по футболу репортажи о возможном бесчинстве местных фанатов на мероприятии. Как мы писали в своем исчерпывающем материале, российские группировки футбольных хулиганов перед Чемпионатом мира приструнил Кремль, чтобы гарантировать, что большой турнир не будет омрачен насилием, поэтому они не должны были создавать никаких проблем.
Многие британские СМИ публиковали смехотворно гипертрофированные репортажи о возможных действиях хулиганов. Однако два года назад российские футбольные фанаты устроили агрессивную потасовку в Марселе, и некоторые чиновники в ответ на это сказали: «Молодцы, ребята, так держать!» Если вы позволяете своим чиновникам безнаказанно делать подобные заявления, то можно ли удивляться, когда таблоиды трубят во все трубы о том, что фанаты могут устроить кровопролитие на проходящем у вас в стране турнире?
В «Гардиан» мы больше других стараемся отобразить точную картину России. Поэтому, если вы читали материалы нашей газеты о России, публиковавшиеся в последние несколько месяцев и лет, вы знаете о масштабной программе обновления города в Москве, о происходящей здесь революции с крафтовым пивом, о прекрасно устроенном метрополитене. Вы, возможно, читали о путешествии Эндрю Рота (Andrew Roth) по городам, принимающим Чемпионат мира по футболу, расположенным на волшебной реке Волге, или мой рассказ о последней репетиции в преддверии мундиаля, Кубке конфедераций, который был прекрасно организован и полон счастливых, улыбающихся людей.
Но мы пишем также и о нарушениях прав человека, о политических судебных делах и роли Кремля в войне на Украине. Мы — не путеводитель, наша работа состоит не в том, чтобы напоминать всем, что в Москве вы можете выпить прекрасный кофе флэт-уайт или провести фантастическую ночь в Санкт-Петербурге. Мы пишем на серьезные темы и говорим о нарушениях.
Ангус Роксбург (Angus Roxburgh), журналист, который работал в дальнейшем в прокремлевском пиаре, рассказывал в своей книге «Железный Путин» (Strongman), что российское правительство требовало, чтобы западная пресса писала более положительные материалы о России. Когда он подчеркнул, что возможности пиара имеют свои пределы, если они не сопровождаются подлинными переменами, они проигнорировали его. «Что действительно нужно было, разумеется, менять, так это сам настрой, а не то, как его преподносили», — писал он. Этих перемен так и не произошло.
Благодаря Чемпионату мира Россия, наконец, отчасти изменила и свой месседж. Сотни тысяч иностранцев видят, что в России есть нечто хорошее. Уже много лет российским чиновникам было легче жаловаться на русофобию, вместо того чтобы раскрыться и продемонстрировать другую сторону своей страны. Возможно, это временный феномен, и он не затмит более мрачных аспектов, но его, безусловно, стоит приветствовать.