Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Do Rzeczy (Польша): Россия не может не быть империей

Интервью с историком Анджеем Новаком (Andrzej Nowak)

© РИА Новости Александр Вильф / Перейти в фотобанкУдарные вертолеты Ми-24П во время воздушной части военного парада, посвященного 73-й годовщине Победы в ВОВ
Ударные вертолеты Ми-24П во время воздушной части военного парада, посвященного 73-й годовщине Победы в ВОВ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польский историк Анджей Новак на страницах издания Do Rzeczy рассуждает об имперской политике России со времен Московского княжества и до современного государства под руководством Путина. Неожиданным выводом становится предостережение Новака, что со временем Польше позволят существовать в ее «этнических», то есть фактически современных границах, но при условии, что она откажется от самостоятельной внешней политики и членства в НАТО.

Do Rzeczy: Какие отличительные черты есть у российского империализма?

Анджей Новак: Британский историк Джеффри Хоскинг (Geoffrey Hosking) очень верно подметил, что если у Англии, Франции или Испании были империи, то Россия империей остается. Речь идет не о времени — в первых трех случаях прошедшем, а в четвертом — настоящем, а разнице между «иметь» и «быть». Англия или Франция могут существовать без колоний, а Россия отказаться от империи не в состоянии, ведь ее колонии (периферии, захваченные земли) не отделяет от центра «большая вода». «Естественные» границы России — это с одной стороны Атлантический, а с другой — Тихий океан. Пока ей удалось подчинить себе лишь часть этой территории. С завоеванными народами она тоже обходилась специфично. Непокорные элиты подневольных народов подвергались преследованиям, при этом локальное самосознание и местные органы управления продолжали существование. Обычной практикой в рамках имперской политики России (даже еще до того, как Петр I, начавший разворот к Европе, внедрил название «Российская империя», которое отсылало к Древнему Риму) было истребление или переселение людей, живших на захваченных территориях. Первой жертвой Московского княжества стал Великий Новгород. Новгородскую «верхушку» вырезали, часть жителей переселили, а их место заняли подчиняющиеся новым властям элиты с территорий, которые контролировала Москва. Этот метод использовался вплоть до середины XX века, о чем прекрасно помнят последние оставшиеся в живых свидетели ликвидации Восточных Кресов (регионы современной Украины, Белоруссии и Литвы, до 1939 года входившие в состав Польши, — прим. пер.).

- В своей новой книге «Метаморфозы Российской империи 1921-1921 годы. Геополитика, оды и народы» вы указываете три фактора, сформировавшие геополитическую ориентацию России: наследие Золотой Орды, «собирание земель русских» и защита православия. Насколько первый из них повлиял на то, что Россия стала жестоким центристским иерархическим государством?

— Длившееся два века монголо-татарское иго не сыграло решающей роли, здесь сплелись разные обстоятельства. Во-первых, выживать в условиях сурового севера, где находится колыбель русского народа, было очень сложно. Во-вторых, управлять огромным пространством, которое не ограничивают естественные преграды, можно только сильной рукой. В-третьих, Россия, лежащая в евразийском пограничье, продолжала территориальную экспансию, подчиняя азиатские народы. Она двигалась, не как монголы, из Азии в Европу, а в противоположном направлении, принимая традиции и методы управления своих предшественников.

- Россия обречена оставаться агрессивной империей с авторитарным режимом?

— Нет, это не приговор, нельзя сказать, что империализм у россиян в крови. Однако в результате стечения исторических обстоятельств в России сформировалась специфическая политическая культура, отличающаяся от европейской. Суть ее отличий лучше всех уловил выдающийся российский историк и семиотик Юрий Лотман. Он говорит о двух политических культурах. В первой подданные вверяют свою судьбу властителю, а тот с их позволения делает то, что считает верным. Во второй подданные (граждане) заключают с лидером договор, обе стороны которого имеют равные права. В России сформировалась культура первого типа: власть выступает там субъектом, которому беспрекословно подчиняется народ. На это накладывается также особое отношение к насилию. Кто-то, кто плохо знает эту страну, но придерживается политкорректного подхода, может счесть такой тезис возмутительным, однако, это не диагноз русофобов, а то, какими видят себя сами россияне.

Достаточно почитать известного современного российского писателя Захара Прилепина. В своих романах, действие которых разворачивается в Чечне или на Соловецких островах, он совершенно спокойно и даже с восхищением, в котором сквозит презрение к жизни, пишет об истреблении тысяч врагов России — как своих соотечественников, так и чужаков. Царь или Сталин имеют право убивать в том числе собственных граждан, если это служит интересам империи. "Пускай я раб, но раб царя вселенной«, — так описал суть этого менталитета Лермонтов.

- Вы пишите в своей книге, что царица Екатерина II, объясняя необходимость раздела Польши, использовала два аргумента. Европейцам она говорила о подавлении «якобинского» бунта непокорных поляков, а на внутриполитической арене — о собирании земель русских. В одной из ее записок граница Польши практически совпадает с появившейся позднее так называемой линией Керзона. Екатерина подчеркивала, что она не забрала ни пяди польской земли, вернув только землю русскую. Почему ее последователи, несмотря на то что они ориентировались на просвещенную Европу, частью которой де факто выступала Речь Посполитая, решили присвоить также этнические польские земли?

— Территория современных Украины, Белоруссии и Литвы, лежащие на восток от Буга, благодаря Унии с Польшей в течение четырех веков находились под сильным влиянием упоминавшейся выше культуры общественного договора, европейской цивилизации. Россия, даже когда ей управляли такие «просвещенные» монархи, как Екатерина II, вела на этих землях православную реконкисту, стремясь закрепить свой контроль.

Российские правители были убеждены, что Россия выступает наследницей прежней Киевской Руси. Но это было фикцией. Последователи Екатерины убедились, что территории, которые в X-XII веке считались русскими, в культурном плане уже не напоминают ни прежнюю, ни современную им Россию. Традиции, политическая культура связывали их уже с наследием Речи Посполитой. Сложно было ожидать, что представители польской или полонизированной шляхты (полмиллиона человек), живущие на восточном берегу Буга, внезапно провозгласят себя носителями русского самосознания.

- Значит, чтобы вернуть прежнюю Русь, нужно было уничтожить Польшу?

— Да. Речь шла не об уничтожении поляков как этнической группы, а о ликвидации конкретной политической культуры, которую Речь Посполитая создала на огромном пространстве между Балтийским и Черным морями. Попытки русифицировать этот регион за сто лет не принесли результата. Это произошло не потому, что польская стихия победила, а потому, что в это время начали формироваться украинское, белорусское, литовское самосознание.

- В своей книге вы упоминаете о мечтах части польских элит: эти люди смирились с доминированием России, но хотели создать в ее рамках автономию, которая стала бы для царской империи чем-то вроде того, чем была Греция для Римской империи, то есть подчиняющейся центру слабой в политическом, но сильной в культурном плане провинцией. Почему претворить в жизнь такой план было по определению невозможно?

— В первые годы своего существования Царство Польское действительно обладало либеральной автономией. Важен был сам факт того, что на карте Европы вновь появилось название польского государства. Однако Александру I в итоге пришлось ужесточить свою позицию. Дело было не в том, что польский истеблишмент требовал от царя распространить автономию на все земли, захваченные во время разделов. В первую очередь автономия Царства Польского не устраивала российские элиты: им не нравилось, что оно стало полигоном для испытания либеральных институтов и получило собственную конституцию и парламент раньше, чем россияне. В итоге победила концепция придворного историка Николая Карамзина, который считал, что существование Польши в любой форме угрожает России. Он опасался, что польское государство начнет в более или менее открытой форме стремиться вернуть себе Гродно и Вильно, а потом Киев и Смоленск. Такова суть российского империализма: он считает господство над землями Речи Посполитой геополитическим ключом к Европе, а одновременно опасается перспективы полного распада.

- Какое место в истории развития российского империализма занимает коммунизм?

— Советская России продолжала геополитический курс Российской империи. Лозунги Ленина на самом деле мало отличались от тезисов евразийцев, которые собирались выступить вместе с Азией против Европы. Советские коммунисты хотели «освободить» порабощенных жителей азиатских и африканских колоний Запада. В имперской риторике России всегда присутствовала идея «защиты слабых». Она звучала даже в выступлении российского премьер-министра Путина в Гданьске 1 сентября 2009 года. Он заявил, что одной из причин развязывания Второй мировой войны стал несправедливый по отношению к Германии Версальский договор. Получается, что 17 сентября 1939 года Россия в очередной раз вступилась за пострадавших: не только за притесняемых «польскими панами» украинцев и белорусов, но и за Третий рейх — жертву решения Запада.

- Самый большой раздел в вашем новом труде посвящен концепции евразийства. Какое место отводится в ней Польше?

— Евразийство, по задумке, должно было перенаправить российскую экспансию в Азию, поэтому изначально казалось, что у Польши появятся шансы на мирное сосуществование у западных рубежей империи. Такие надежды питал, в частности, Роман Дмовский (Roman Dmowski).

- Евразийство остается популярной концепцией в кругах российских элит, а Польша уже не предъявляет претензий на «давние русские земли», так что этот антипольский аргумент Екатерины II и Карамзина утратил актуальность. Что в таком случае мешает нам сблизиться с Россией?

— Польские сторонники такого «сближения» забывают о давних традициях российско-немецкого сотрудничества. У нас с этой традицией связаны только отрицательные воспоминания, а в России и Германии (а также в некоторых кругах других западных стран) ее оценивают положительно. Один оксфордский профессор выпустил недавно книгу, посвященную истории Первой мировой войны, в его работе проводится мысль, что к катастрофе привел именно разрыв сотрудничества между этими двумя государствами. Союз россиян и немцев преподносится как единственная гарантия выживания Европы в том числе в безумном мире начала XXI века. Раз взаимодействие России и Германии настолько естественно и благотворно, то зачем между ними нужно какое-то еще государственное образование? Люди, мечтающие о сотрудничестве с Москвой, не понимают, что имперская логика будет всегда подталкивать ее к контактам не с нашей страной, а с Берлином.

- Однако Путин до сих пор не завоевал даже «Новороссию». Он не прислушался к уговорам таких сторонников империализма, как Дугин, Стрелков или Прилепин, и остановился. Почему вы думаете, что он не решит пойти дальше?

— Путин — более благоразумный политик, чем наивные идеалисты, придерживающиеся радикальных имперских взглядов, которым хотелось бы с калашниковым наперевес двинуться в Европу уничтожать врагов России.

- Путин хочет того же самого, но предпочитает не спешить? Не выступает ли частью этого плана концепция раздела Украины между Польшей и Россией, о которой в последнее время пишет агентство «Регнум»?

— Подобные предложения мы слышим уже лет 30. Цель — Украина. Удивительно, насколько действенной оказалась российская антиукраинская пропаганда, распространяемая в Польше. Путин может позволить себе отказаться от военных операций. Он хочет убедить украинцев (предварительно их унизив), что в контексте конфликта с Варшавой, отсутствия перспектив на интеграцию ЕС и того, что однажды США перестанут поддерживать Киев, единственный путь для их страны — это возвращение под крыло Российской империи. Польшу Путин пока покорять не будет, наша страна идет в его меню следующим пунктом.

- Когда, каким образом и почему он нас «съест»?

— Отталкиваясь от исторического опыта, можно обрисовать два возможных сценария развития событий. В первом экспансия остановится на Буге и Сане (ни один российский империалист не позволит отдать Львов полякам, ведь это «исконно русский город»). Польше позволят существовать в ее «этнических», то есть фактически современных границах, но при условии, что она откажется от самостоятельной внешней политики и членства в НАТО. Политический режим придется адаптировать к российской модели, ведь если в России будет авторитаризм, а у нас демократия, российские диссиденты начнут искать поддержки в «якобинской» Варшаве. Сталин всегда говорил, что поляки должны относиться к Москве дружественно не только на внешнеполитическом, но и на внутриполитическом уровне. Столетием ранее то же самое подчеркивали декабристы. Значит, в Польше нужно изменить политическую культуру по российскому образцу.

Если никто в Польше не будет бунтовать, наше государство сможет продолжить существование, но если даже небольшая группа наших соотечественников решит протестовать, россияне заключат: «Зачем нам эти строптивые поляки, раз за Одрой у нас есть настоящий серьезный партнер по переговорам». И уже ничто не остановит Россию и Германию от того, чтобы установить общую границу. Так выглядит второй сценарий. Я не утверждаю, что именно таков план Путина, но не принимать во внимание этот вариант развития событий было бы неосмотрительно, ведь такие решения буквально вписаны в культурный код представителей российской элиты. Именно об этом я пишу в своей книге «Метаморфозы Российской империи».

Популярные комментарии
Нр
Нормальный русский
10
Попытки русифицировать этот регион за сто лет не принесли результата. Не нужно судить всех по себе. Сама Польша всегда полонизировала местное население на захваченных территориях, почему, собственно, и не стала империей. А наши цари-батюшки дураками не были и прекрасно понимали, что русификация огромной России заранее обречена на неудачу. Поэтому никакой русификации и не было. Все было, как раз, наоборот. Все народы, входящие в состав России, имеют свой язык, религию, культуру; представители национальных меньшинств становились писателями, учеными, государственными деятелями и т.д. В Советском Союзе на филологических отделениях вузов изучалась литература народов СССР, сейчас - литература народов России. Где-то еще есть подобное?
Обсуждение
Комментариев: 42
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Г
Грац
11 сентября 2018, 02:38
чего людям спокойно не живётся торговали бы без скандалов с Россией и Германией и жили бы как в шоколаде как Финны
A
AntiNeo
11 сентября 2018, 04:07
Грац, подписываюсь под каждым словом! И газ задорма, и яблоки польские в Москве, и членство в ЕС, и торговля со всем миром.
Мауа
11 сентября 2018, 08:07
Грац, тогда это были бы уже не поляки
s
sergeyall
11 сентября 2018, 16:07
Грац, Они не могут. Сильно гоноровые. Их послушать, вся цель их существования - просвещение тёмных русских. Ну а между делом, пожрать послаще, да выпить побольше.
Пенсионер из Сибири
11 сентября 2018, 03:37
Понятно. Очень хочется оскорбить русских, всех сразу, и поэтому вспоминается Золотая Орда. Полякам в голову не приходит, что Золотая Орда, и вообще монгольская империя была создана на основе китайских политических технологий. Поляки считают себя развитее, чем Китай? Ха Ха. Но поляки почему то не понимают, что в Россия создана по образцу и подобию Византии. Или они сомневаются в развитой тысячелетней Римской Империи? С одним я согласен - если России понадобится опять задавить Польшу - задавит.Не сомневайтесь - медведь - он такой. Может задавить, если его тревожить.
tatyana_stepanova0701
11 сентября 2018, 09:09
Пенсионер из Сибири, откуда им понять, что Орда - это цивилизация на порядок выше европейской свалки? А заскучали полешки - шляхта никогда так не жировала, как в составе Империи
g
gros.sergey65
11 сентября 2018, 12:54
Пенсионер из Сибири, "...что Золотая Орда, и вообще монгольская империя была создана на основе китайских политических технологий." Что то не срастается. Я о том, что Китай стал империей после того как им энное количество лет "поправили" монголы.
ger.neufeld
11 сентября 2018, 13:15
Пенсионер из Сибири, у поляков ностальгия о "Речи Посполитой от можа до можа". Беда только, что эта Речь Посполитая стухла и была разобрана на куски
Консервативный реакционер
11 сентября 2018, 03:43
Слова "польский историк" - это противоестественное состояние вещей. Ну а про Россию поляки ничего здравого сказать не могут уже лет двести - поляки же.
lamer_ua
12 сентября 2018, 15:20
Консервативный реакционер, есть аналогичное - "британский ученый" Это кровные братья))))
Нр
Нормальный русский
11 сентября 2018, 04:42
Попытки русифицировать этот регион за сто лет не принесли результата. Не нужно судить всех по себе. Сама Польша всегда полонизировала местное население на захваченных территориях, почему, собственно, и не стала империей. А наши цари-батюшки дураками не были и прекрасно понимали, что русификация огромной России заранее обречена на неудачу. Поэтому никакой русификации и не было. Все было, как раз, наоборот. Все народы, входящие в состав России, имеют свой язык, религию, культуру; представители национальных меньшинств становились писателями, учеными, государственными деятелями и т.д. В Советском Союзе на филологических отделениях вузов изучалась литература народов СССР, сейчас - литература народов России. Где-то еще есть подобное?
y
yarko
11 сентября 2018, 10:46
Нормальный русский, согласен, но периодически проекты русификации проскакивали и портили десятилетиями выстроенные отношения. Всё от отдельных личностей зависело и чем меньше самодуров было, тем лучше получалось в целом.
И
Иван-1980
11 сентября 2018, 04:55
Если долго кричать что Россия хочет вас захватить, то русские невольно могут сами начать в это верить. Поляки когда-нибудь думать головой научатся ?
Flight54321
11 сентября 2018, 05:50
Иван-1980, сами себе противоречите. Если начнут думать, перестанут быть поленьями. Так что либо поляки, либо думать.
s
stratto
11 сентября 2018, 04:57
Как это поговаривала Екатерина Великая, обсуждая со своими военачальниками проход русской армии на Берлин через Польшу? "Польша не довольна проходом нашей армии? Значит не будет Польши!"
Miss Understanding
11 сентября 2018, 05:04
В своей книге вы упоминаете о мечтах части польских элит: эти люди смирились с доминированием России, но хотели создать в ее рамках автономию [...] Почему претворить в жизнь такой план было по определению невозможно? ------------- Потому что такова натура поляков. Им гонор не позволяет быть автономией, тем более российской. Сидели бы себе спокойно, как финны, - никто бы их автономию и не трогал. Но полякам надо было бунтовать. Естественно, после очередного бунта привилегии им урезали - и так до пор, пока от их автономии вообще ничего не осталось. В общем, сами себе злобные буратино.
a.a.buchholz
11 сентября 2018, 05:08
Очередная польская бредятина, польский, британский народы малообразованные, не знающие историю вообще.
f
fvi
11 сентября 2018, 07:02
афтор "забыл" сказать, что все вторжения на русское государство с 1600.года, начинались с территории польши.
v
vichr88
11 сентября 2018, 07:08
Между Россией и Германией это прокладка. Когда она становится колючей и начинает натирать - выбрасывают. В следующий раз - видимо за океан, там теперь их "друзья"
krasnodar
11 сентября 2018, 07:18
А по мне нормальный польский взгляд на историю Российской Империи, по крайней мере без русофобской истерики. Надо понимать, что это взгляд с той стороны, представителя государства, которое очень хотело, но так и смогло построить свою империю. Экспансия которого на Запад была практически невозможна, а на Восток, несмотря на локальные успехи, привело в итоге к полному исчезновению своей страны. Ведь по мнению каждого поляка, если-бы неоднозначный Иван Калита не начал всеми способами усиливать влияние Москвы, не было бы и собирания земель Московским княжеством, а с разрозненными поляки бы справились. Ведь если-бы в период русской смуты, Польша объединилась и смогла удержаться на московском престоле, то не было бы никакого Петра и Екатерины, а была бы Речь Посполитая до Тихого океана Но у истории нет сослагательного наклонения: Россия - Империя, Польша - государство, судьбу которого во времена "катаклизмов", решают другие страны.
krasnodar
11 сентября 2018, 07:34
krasnodar, Сорри,"Не смогло построить свою империю".
darksky
11 сентября 2018, 07:20
Мдя! Оказывается, фантомные боли бывают не только у бывших империй, но и у империй не сложившихся. Ну, ничего. Трудно первую тысячу лет, потом привыкаешь...
a
aleks-savvin
11 сентября 2018, 07:25
Чем у людей голова занята. Разумеется, историки этим живут, но журналисты в нормальной стране такие проблемы не поднимают.
B
Bulava
11 сентября 2018, 07:36
Польша - больная страна Европы. Безнадёжно больная. Зачем ей, обречённой, мучаться? Пора её поделить. По справедливости.
pafegosoff
11 сентября 2018, 08:04
Мазурка, полонез, выпяченная грудь, нижняя губа... "Мы самые вумные, культурные, гонористые, демократичные и щепетильные!" Да фигня это! И они сдохнут от собственной исключительности! Люстраторы, блин!
z
zigzag
11 сентября 2018, 08:27
Пра-а-альна! Империей может быть только Поляндия "от можа до можа"! И никто больше.))
зовутка
11 сентября 2018, 09:23
Мне нравится второй вариант, осталось узнать мнение Германии.
V
VoltPavel
11 сентября 2018, 09:57
Чушь. Есть страны, которые могут быть империей, а есть те, кто это по определению не может. Классические примеры тех, кто этого не может - это Польша и Япония. И причина проста - в России нет понятия покоренных народов, у нас права равны, а те же Польша я Япония в населении переферийных территорий всегда видела только рабов. Именно из-за этого и падали империи.
H
Him
11 сентября 2018, 10:01
"Он заявил, что одной из причин развязывания Второй мировой войны стал несправедливый по отношению к Германии Версальский договор. Получается, что 17 сентября 1939 года Россия в очередной раз вступилась за пострадавших: не только за притесняемых «польскими панами» украинцев и белорусов, но и за Третий рейх — жертву решения Запада." Нет не получается! Дочитал до этого момента дальше читать не стал...
Чтоб я так жил
11 сентября 2018, 10:18
"...всех уловил выдающийся российский историк и семиотик Юрий Лотман. Он говорит о двух политических культурах. В первой подданные вверяют свою судьбу властителю, а тот с их позволения делает то, что считает верным. Во второй подданные (граждане) заключают с лидером договор, обе стороны которого имеют равные права. В России сформировалась культура первого типа: власть выступает там субъектом, которому беспрекословно подчиняется народ." Так вот откуда мерзость в пояцких головах! Начитались всяких кульманов, странно, что не вызвало поретензия место, откуда он писал. Про первую форму можно сказать, что это классическая республика. Выбирают уполномоченного, в компетенции которого находятся все вопросы общественного хозяйствования, контроля за выполнением законов, обеспечения обороны, он в свою очередь имеет право назначать или нанимать исполнителей. Второе неясно, похоже на сход типа банды кичливых ляхов или сечной казацкой демократии, где каждый новый атаман не более месяца может удержаться на посту, ворует, а потом либо бежит, либо его убивают заключившие с ним договор и забирают злато обратно. В таком случае можно согласиться, сравнив судьбу "маскальского" и "хохлопского" государства. Можно подумать несчастных предков Бандеры мучали исключительно колорады и ватники с востока:) А как же туретчина, австрияки, ляхи? Важно то, что при своём хрупком "равноправии" (и эгоизме) в те смутные годы, они всегда были под кем-то, зависели от других. Чтобы заниматься мирным созиданием, нужно чтобы на планете не осталось причин для разбоя. Но этому мешает держащийся из последних сил и кусающий агонизирующий империализм, попортивший многим кровь и манеры. Советский Союз мог достичь много, если бы его не терзали силы снаружи и связанные с ними силы внутри (надежда умирает последней, предательство). Так возник идеологический антогонизм сторонников и противников частной собственности.
v
vostok1982
11 сентября 2018, 10:20
Автор без особых затей манипулирует, недоговаривает или просто врёт. Но не стоит обольщаться - в Польше есть и умные люди.
0
0ncnjqybr
11 сентября 2018, 11:11
vostok1982, дык, поляк же.
Donpedro
11 сентября 2018, 10:41
"...С завоеванными народами она тоже обходилась специфично. Непокорные элиты подневольных народов подвергались преследованиям,..." В Европах такого в древности никогда видимо не было. Рабства не было. Колонизации тоже. Когда вы поляки уже узбагоитесь...
К
КомментатоP
11 сентября 2018, 11:51
Donpedro, не было конечно, они убивали по бырому все элиты, а население в рабы определяли и вся недолга )) А у нас видишь ли все "специфично", мы покоренные народы не порабощаем и не истребляем, а стараемся интегрировать в наше общество на равных правах, вот цывылызованные эуропэцы и не могут ничего понять ))
0
0ncnjqybr
11 сентября 2018, 11:08
"а о ликвидации конкретной политической культуры, которую Речь Посполитая создала на огромном пространстве между Балтийским и Черным морями. " Спасибо! Давно я так не смеялся!
lena.galkina.55
11 сентября 2018, 11:25
Диссонанс, однако - в общем хоре.
Dmitriy Kr
11 сентября 2018, 11:47
Очередной высер вшивого пшека
Чтоб я так жил
11 сентября 2018, 14:12
"Территория современных Украины, Белоруссии и Литвы, лежащие на восток от Буга, благодаря Унии с Польшей в течение четырех веков находились под сильным влиянием упоминавшейся выше культуры общественного договора, европейской цивилизации. Россия, даже когда ей управляли такие «просвещенные» монархи, как Екатерина II, вела на этих землях православную реконкисту, стремясь закрепить свой контроль." Врёшь, полено. Всё было в точности наоборот. Или тоже будешь брехать, что польскую элиту от Атлантики до Тихого океана "вырезали" и заселили чужеземцами? Вы там с бандеровскими окраинцами разберитесь кто Землю заселил первый.:)
q
quicortop
11 сентября 2018, 15:28
Чтоб я так жил, ух как полыхнуло...
А
Абрамыч
11 сентября 2018, 17:38
Все народы стремятся к доминированию(империализму)-Дарвин.Получилось у единиц. Поэтому поленья -обычный фейковый народ.
az118ol
11 сентября 2018, 20:49
поляк много и лицемерно лжет: западные страны в самом деле имели заморские колонии, которые эти страны грабили и даже торговали туземными рабами, а у России никогда не было колоний, но были провинции, в которые вкачивались большие средства, превращая окраины в мощный заслон от европейских и азиатских варваров, а окраинные народы - в федератов на службе империи как в Римской империи, действительно подавляя местечковую самостийность, как нерусского, так и русского населения, например в русском Новгороде, ибо самостийность сия всегда вела к большй беде и гибели Русского государства и русского народа как в русских землях, захваченных Польшей и Литвой в 13-16 вв.
lamer_ua
12 сентября 2018, 15:14
1921-1921 годы _____ мощный обзор - период внушает (или перевод?) В первые годы своего существования Царство Польское действительно обладало либеральной автономией _______ ... а потом ляхи начали борзеть и изобретать всякие Барские конфедерации. Отчего и получали - а потом искренне обижались.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем