На Западе поток сенсационных данных о провальных операциях секретных агентов Кремля преподносится как настоящее унижение для президента Путина, однако провалы разведки вряд ли оказывают существенное влияние на политическую ситуацию внутри России.
Москва решительно отрицает, что офицеры ее службы военной разведки ГРУ пытались взломать системы офиса Организации по запрещению химического оружия в Нидерландах в тот момент, когда это агентство расследовало отравление в Солсбери. Вчера Великобритания заявила, что российские шпионы также несут ответственность за целый ряд «безрассудных» кибератак на различные компании, политические институты, информационные издания и международный спорт.
Сегодня, 5 октября, представитель г-на Путина Дмитрий Песков попытался представить все эти обвинения как часть гнусного западного заговора против Москвы, в основе которого лежат «истерика, шпионофобия и русофобия».
Однако лишь немногие россияне знают о масштабах обвинений, выдвигаемых против Москвы, и о досадных ошибках кремлевских шпионов — от квитанции за поездку на такси от штаб-квартиры ГРУ в Москве до московского аэропорта, до нескольких сотен автомобилей, зарегистрированных на предполагаемый адрес подразделения киберпреступности ГРУ. Вторая ошибка, вероятнее всего, обернется рассекречиванием множества агентов российской военной разведки.
Российское государственное телевидение по большей части проигнорировало этот шпионский кризис, предпочтя привлечь внимание зрителей к тому, что Россия вовсе не изолирована на международной арене: оно подробно освещало поездку г-на Путина в Индию и его переговоры с канцлером Австрии Себастьяном Курцем (Sebastian Kurz), которые состоялись в Санкт-Петербурге вчера.
Однако оппозиционные медиа-агентства все же обратили внимание на эти обвинения. Владимир Фролов, колумнист новостного портала «Республика», усомнился в обоснованности решения тех чиновников, которые приказали офицерам ГРУ провести эти злополучные кибератаки. «Возможно, сначала стоило подумать о внешнеполитических последствиях?» — написал он.
В сентябре Геннадий Гудков, бывший полковник КГБ, который сейчас поддерживает оппозицию, отметил, что та легкость, с которой специализирующимся на расследованиях журналистам удалось узнать, что подозреваемые в совершении покушения в Солсбери — это офицеры ГРУ, является симптомом системного кризиса внутри России, который спровоцировал полнейшую деградацию правительства и вооруженных сил.
Хотя новая информация о провальных операциях в Солсбери и в Нидерландах прозвучала в довольно сложный момент для г-на Путина, чей рейтинг сегодня достиг минимума последних пяти лет, аналитики считают, что недовольство действиями российского президента обусловлено обстановкой внутри России, в том числе чрезвычайно непопулярным законом о повышении пенсионного возраста, который президент подписал на этой неделе.
Аналитик «Левада-центра» Денис Волков считает, что рейтинг г-на Путина вряд ли пострадает в результате скандала вокруг провалов ГРУ. «Я бы не стал преувеличивать масштабы освещения и последствий этих событий», — сказал он.
Действительно, многие россияне, которых злят пенсионная реформа и регулярные сообщения о коррупции на высоком уровне, поддерживают внешнюю политику г-на Путина, и прежде рейтинг лидера Кремля как правило повышался в периоды конфронтации России с Западом.
Когда в сентябре правящая партия «Единая Россия» потерпела шокирующее поражение на выборах в Хабаровском крае, победу над ней одержала Либерально-Демократическая партия, чей кандидат получил 70% голосов. Лидером ЛДПР является Владимир Жириновский — политик-ветеран, который прежде не раз призывал Кремль применить ядерное оружие против врагов России. Многие россияне также с большим подозрением относятся к западным СМИ, и критические репортажи о преступлениях Кремля обычно интерпретируются как антироссийская пропаганда.
Кроме того, нет никаких причин полагать, что такие действия ГРУ приведут к каким-то изменениям внутри ГРУ.
«Дело не в том, что ГРУ вышло из-под контроля, а в том, что ГРУ делает то, чего хочет Кремль», — сказал Марк Галеотти (Mark Galeotti), эксперт по российским службам безопасности.
«Путин готов развязать ГРУ руки, и тогда ГРУ начнет действовать агрессивно и рискованно. Если вы решитесь на это, то что-то обязательно пойдет не по плану, и некоторые операции будут провалены. Путин вполне способен пережить грубость Джереми Ханта (Jeremy Hunt) в свой адрес. Вопрос в том, приведет ли это к чему-то более значительному. Попытки публично опозорить оказываются успешными только тогда, когда противоположная сторона способна испытывать стыд».
Некоторые эксперты по России выдвинули предположение, что ГРУ сознательно провалило эти операции. Дэниэл Хоффман (Daniel Hoffman), бывший офицер ЦРУ, который работал в Москве в 2000-х годах, отметил, что называть офицеров ГРУ непрофессионалами — это неправильно. По его словам, то, что они оставляют «след из хлебных крошек», связывающий Россию с отравлениями в Солсбери и попытками взломать системы Организации по запрещению химического оружия, возможно, является частью стратегии Кремля, который пытается публично бросить вызов Западу и разжечь антизападные настроения внутри России.
«ГРУ знает, как проводить тайные операции, и его агенты способны блестяще их проводить, если понадобится. Если они захотят провести операцию, не оставив никаких следов и продемонстрировав высочайший уровень мастерства, они способны это сделать. Просто пока они этого не хотят», — сказал г-н Хоффман.
Комментарии читателей:
JDM: Я просто не верю в теорию о следе из хлебных крошек. Она является проявлением того же образа мыслей, в рамках которого СССР долгое время позиционировался как серьезная неядерная угроза. После того, как в 1991 году я переехал в Россию, чтобы работать там, я быстро понял, что все это было полнейшей чушью. Действия ГРУ оказались совершенно непрофессиональными. Что касается сотен личных машин, зарегистрированных на адрес штаб-квартиры с целью избежать налогов и уплаты штрафов, то это очень по-русски. В этой статье, с моей точки зрения, упускается из виду тот факт, что российские силовые министерства — это не уютный клуб единомышленников, а часть конкурирующих между собой фракций, окружающих Путина. Тот факт, что ГРУ выставило себя в нелепом свете, будет иметь определенные последствия, хотя широкая общественность вряд ли об этом узнает.
Mr Howard Gleave ответил JDM: СССР определенно был и остается серьезной угрозой, особенно учитывая те жалкие силы, которые Евросоюз развернул, чтобы сдерживать ее. Единственное эффективное средство сдерживания — помимо американцев в Европе — это та цена в форме санкций, которую Россия заплатит, если она, к примеру, решит напасть на страны Балтии.
Kiwi Christopher: Я все думаю о захваченном ноутбуке. Он не помог нам обнаружить ничего, что мы уже не знали бы или о чем мы бы еще не догадывались. Я считаю, что, вполне вероятно, ГРУ действительно хотело взломать ОЗХО, однако у него был запасной план, позволяющий оставить след дезинформации в том случае, если их поймают.
Однако четверо мужчин, путешествующих по паспортам, номера которых отличались всего одной последней цифрой, вместе летящих прямым рейсом, — это действительно грубая ошибка, и, что бы ни говорилось в этой статье, вряд ли г-н Путин похвалит их за такую работу.
Alan Simpson: Если бы ежедневно публикуемые в России новости не подвергались такой жесткой цензуре, если бы россияне поняли, что сейчас во главе ГРУ стоит старший инспектор Клузо, популярность Влада резко снизилась бы. Зачем, скажите на милость, сохранять квитанцию на поездку на такси из штаб-квартиры ГРУ в московский аэропорт.
Philip Lidgate: Ошибкой было отправить их на родину по их так называемым дипломатическим паспортам. Они должны были просто пропасть с радаров — их нужно было подвергнуть одиночному заключению, полностью лишить возможности общаться с кем-либо, пока Россия не начала бы задаваться вопросами касательно их местонахождения.