Соглашение между президентом Трампом и председателем Си Цзиньпином о приостановке торговой войны между двумя странами и о начале работы над договором, по всей видимости, направлено на то, чтобы дать двум руководителям некую политическую передышку в усиливающейся борьбе, которая наносит экономический ущерб обеим сторонам.
Перемирие, достигнутое в субботу вечером в Буэнос-Айресе в ходе рабочего ужина, не позволяет полностью разрешить существующие между двумя странами глубокие противоречия и больше похоже на политическое соглашение, в котором мало материального содержания. Обе стороны незамедлительно представили перемирие как собственную победу, одновременно обозначив те области, где компромисс невозможен.
«Это невероятная сделка. Она войдет — если это случится — она определенно войдет в историю как одна из самых масштабных», — заявил Трамп в субботу вечером репортерам на борту президентского самолета.
Китайское Министерство иностранных дел в своем заявлении охарактеризовало это соглашение как «очень успешное», добавив при этом: «Стороны выдвинули серию конструктивных планов о том, как надлежащим образом разрешить существующие проблемы и разногласия».
Политическая потребность в перемирии усилилась в обеих странах, поскольку и там, и там появились признаки экономического замедления. Рост обремененной долгами китайской экономики замедляется гораздо быстрее, чем прогнозировали эксперты, да и в США в некоторых областях дают о себе знать последствия налоговых сокращений Трампа и увеличение расходов. Торговая война также привела к негативным последствиям для американских фермеров и некоторых производителей, а рынок ценных бумаг США в условиях торговой и экономической нервотрепки потерял почти весь свой прирост за 2018 год.
Но ярче всего трудности на пути к всестороннему соглашению проявляются в несоответствии между официальными заявлениями США и Китая, поскольку в этих документах налицо фактические разногласия в вопросе о том, о чем договорились Трамп и Си.
Соединенные Штаты всячески подчеркивают тот 90-дневный срок, который они установили для торговых переговоров, а Китай об этом даже не упоминает. Кроме того, Белый дом, обвиняющий КНР в «краже» технологий у американских компаний, сказал, что Си согласился «немедленно провести переговоры о насильственной передаче технологий, о защите интеллектуальной собственности, о не связанных с пошлинами торговых барьерах и о киберкражах». В китайском заявлении говорится лишь о том, что две страны «будут вести совместную работу в целях достижения согласия по вопросам торговли», но нет даже упоминания об интеллектуальной собственности.
«Президент ясно дал понять, что ради достижения реальной сделки он готов выделить определенный период времени на проведение конкретных переговоров, и именно такие указания он дал своей команде переговорщиков, — сказал в воскресенье в телефонном интервью министр финансов США Стивен Мнучин. — С другой стороны, президент заявил, что если реальной сделки не будет, он введет пошлины».
После достигнутого перемирия ситуация выглядит следующим образом. Сохраняются американские пошлины на китайские товары в объеме 250 миллиардов долларов, но на время откладывается обещанное Трампом увеличение с января месяца пошлин на китайские товары в сумме 200 миллиардов долларов с 10 до 25% и введение пошлин на весь импорт из Китая. В соглашении указан крайний срок для заключения торговой сделки — 1 марта. Ожидается, что в этом направлении будет работать Мнучин и американский торговый представитель Роберт Лайтхайзер (Robert E. Lighthizer).
В соглашении звучит намек на то, что первоначальные 25-процентные пошлины, введенные летом Трампом в отношении китайских товаров на сумму 50 миллиардов долларов, могут стать постоянными, если для них не будет установлен новый, более продолжительный срок. Эти первоначальные пошлины имели целью не навредить американскому потребителю, и в то же время, были направлены против импортных товаров, которые администрация считает угрозой для национальной безопасности. К ним относятся детали для атомных реакторов, авиационно-космическое и аэронавигационное оборудование. Пошлины были также введены на ряд других товаров, таких как сельскохозяйственная техника, производство которой стало для Пекина приоритетом в соответствии с его рассчитанной до 2025 года промышленной программой «Сделано в Китае».
Мнучин заявил, что все пошлины могут быть постепенно отменены, если Китай в соответствии со взятыми на себя обязательствами будет осуществлять реформы. Не исключено, что первоначальные пошлины на китайский импорт в сумме 50 миллиардов долларов будут сохранены на более длительный срок, пока не станет ясно, что КНР выполняет свои обещания и проводит масштабные структурные перемены.
«Президенты вернулись к обсуждению предложения о сокращении отрицательного сальдо торгового баланса, а также обсудили ряд конкретных структурных вопросов, — сказал Мнучин. — Это обязательства по технологиям, валюта, киберсфера. Нам предстоит обсудить множество важных вопросов».
Ожидание того момента, когда Китай реально выполнит свои обещания в сфере торговли, это довольно высокая планка для отмены пошлин. Американцы и китайцы уже давно спорят по многим из обсуждавшихся вопросов, таким как защита интеллектуальной собственности, доступ к инвестициям и так далее. Споры эти начались с тех пор, как КНР в 2001 году вступила во Всемирную торговую организацию.
До субботы Китай настаивал на немедленной отмене всех пошлин, выдвигая это в качестве предварительного условия для достижения соглашения. «Пекин много раз подчеркивал, что запугивание и давление со стороны США не дадут результата», — сказал 11 октября на брифинге пресс-секретарь китайского Министерства торговли Гао Фэн (Gao Feng).
Но после субботних переговоров американские пошлины не были отменены, а китайцы согласились возобновить закупки в США продукции сельского хозяйства и энергетики. Готовность Пекина к заключению сделок о закупках при сохранении антикитайских пошлин говорит о том, что и китайское руководство, и президент Трамп искренне стремятся к перемирию.
Скорее всего напряженность в администрации Трампа вызывал вопрос, какими темпами позволить Китаю осуществлять изменения в своем курсе, и будет ли президент настаивать на быстрых преобразованиях. Если Мнучин настаивал на переговорах, то другие советники типа директора Национального торгового совета Питера Наварро (Peter Navarro) предупреждали Трампа о недопустимости заключения бессодержательной сделки.
Давая интервью, Мнучин постарался преуменьшить существующие в экономической команде разногласия. Он сказал, что Наварро своим присутствием приносит большую пользу, хотя на самом деле министр финансов периодически спорит с ним по вопросам торговой политики. Тем самым, Мнучин явно пытался показать китайцам, что Белый дом выступает единым фронтом.
Мнучин также отметил, что Китай на переговорах предложил значительно больший объем закупок американских товаров, чем сумма в 70 миллиардов долларов, обещанная им в июне в обмен на отмену Трампом решений о пошлинах.
Американские эксперты по Китаю по-разному оценивают достигнутое соглашение. Кто-то с оптимизмом говорит, что диалог будет продолжаться, а кто-то выражает опасения, что Китай далеко не всегда выполняет данные обещания, и поступит точно так же и на сей раз. Они указывают на недавние заявления Лайтхайзера о том, что Китай ничего не сделал в ответ на выражаемую администрацией обеспокоенность, и говорят, что это предвещает очень трудные переговоры.
«Мы на 90 дней отложили пошлины, а в ответ получили то же самое, о чем ведем переговоры с китайцами более года, — сказал специалист по КНР из Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute) Дерек Сизорс (Derek Scissors). — Что может произойти за эти 90 дней?»
Он добавил: «Изменят ли китайцы свою модель развития в предстоящие 90 дней? Нет».
Самые важные перемены от субботнего соглашения могут ощутить китайские автомобилестроители, которые готовятся к серьезному проникновению на американский рынок в связи с резким осенним снижением продаж в самом Китае, что вызвано замедлением его экономики.
О своих планах вхождения на американский авторынок рассказали пять китайских компаний. В середине ноября одна из крупнейших в Китае автомобилестроительных фирм GAC продемонстрировала свою продукцию, а также глобальные амбиции на ежегодном автосалоне в юго-восточном китайском городе Гуанчжоу, где находится ее штаб-квартира.
«Мы ускорили планы интернационализации и выстроили глобальную сеть», — заявил глава компании Ю Цзюнь (Yu Jun), после чего на экране появилась гигантская карта с алыми стрелами, нацеленными из Китая на Европу, Ближний Восток и Соединенные Штаты.
Представители администрации выражают надежду на то, что удастся предотвратить повторение событий периода 1970-х — 1990-х годов, когда из-за наплыва японских, а затем и южнокорейских автомобилей в штатах Мичиган, Индиана, Огайо и Висконсин резко усилилась безработица. Именно на эти штаты возлагает надежды Трамп, когда в 2020 году ему придет время переизбираться.
Китай уже стал крупнейшим в мире рынком автомобилей и самым крупным производителем автомашин и запчастей к ним. Компания «Дженерал Моторс» импортирует в США со своего совместного предприятия в КНР кроссоверы «Бьюик Энвижн», хотя и просит администрацию Трампа освободить их от пошлин. В США уже давно действует 2,5-процентная пошлина на импорт любых автомашин, а теперь они намереваются ввести дополнительную 25-процентную пошлину для Китая.
Китай же, у которого до прошлого лета размер пошлины на все импортные автомобили составлял 25%, уменьшил ее до 15%. Вместе с тем, этим летом Пекин увеличил пошлины на американские автомашины на 25%, и сейчас они составляют 40%. Это был ответ на новые меры Трампа.
В субботу вечером Трамп в завуалированной форме предположил, что Пекин снизит эти ответные пошлины на небольшое количество американских автомашин, экспортируемых в КНР. Но китайцы в своем воскресном заявлении ничего не сказали об изменениях в размере пошлин.
China has agreed to reduce and remove tariffs on cars coming into China from the U.S. Currently the tariff is 40%.
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 3 декабря 2018 г.
Китай согласился снизить и отменить пошлины на поставляемые туда из США автомобили. В настоящее время пошлины равны 40 процентам.
Уроженец Огайо Лайтхайзер, который в 1980-е годы при президенте Рональде Рейгане был заместителем торгового представителя США и сыграл важную роль на переговорах с Японией по вопросам автомобильного сектора, подчеркнул на прошлой неделе, что администрация может поднять пошлины на китайские машины до 40%.
Однако Майкл Данн (Michael Dunne), работающий в Сан-Диего генеральным директором консалтинговой фирмы из автомобильного сектора «ЗоЗо Гоу» (ZoZo Go), заявил, что даже 25-процентная пошлина напугает китайских автопроизводителей. «Это заставит их взять паузу и внести изменения в свою стратегию», — сказал он.
Данн сделал прогноз, что китайские автомобилестроители будут изыскивать возможности для налаживания сборки автомобилей в США, как в 1980-х и 1990-х годах поступили японские компании, когда американцы ввели против них торговые барьеры. Сначала они поставляли из Японии комплектующие для сборки, а потом перенесли всю цепочку снабжения в США.
Но для строительства заводов нужно время. А администрация Трампа прошедшим летом включила в список 25-процентных пошлин некоторые автозапчасти, а этой осенью очень много запчастей вошло в перечень 10-процентных пошлин. Из-за этого китайские компании могут понести серьезные издержки.