Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стена имени Трампа: США на пороге нового кризиса (Апостроф, Украина)

© AP Photo / Gregory BullСотрудник правоохранительных органов США у стены на границе США и Мексики в Сан-Диего
Сотрудник правоохранительных органов США у стены на границе США и Мексики в Сан-Диего
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В условиях приостановления работы госучреждений в США Трамп вынужден отказаться от идеи строительства бетонной стены на границе с Мексикой, но настаивает на возведении стальной ограды. Как может развиваться ситуация с одним из ключевых предвыборных обещаний Трампа, рассказывает эксперт «Апострофа».

Были ожидания, что Трамп может ввести чрезвычайное положение. Оказалось, что это был легкий шантаж деятелей Конгресса, попыткой добиться каких-то уступок. В конце концов, Трамп просто сделал публичное заявление, что вместо стены будут строить металлический барьер. А это фактически ничего не меняет. И пока четких перспектив завершения шатдауна — приостановления работы госучреждений — не видно.

Для Трампа, видимо, было важно продемонстрировать, что виноваты демократы. Он все время подчеркивал в своих выступлениях, что большинство служащих — демократы, они не хотят, и тому подобное. Затем якобы начались поиски компромиссов. Но после встречи с лидерами демократов в Конгрессе было очевидно, что договоренность не просматривается, и Трамп пошел на конфликт.

Однако Трамп не пошел на провозглашение чрезвычайного положения, как ожидали. Пожалуй, прислушался к своим советникам и юристам. Ведь это привело бы к прямому конфликту: демократы угрожали подать в суды и заблокировать решение Трампа. А весомых оснований для чрезвычайного положения — как, скажем, крупный военный конфликт или масштабный теракт — не было. И Трамп пока отступил.

Теперь ситуация снова зависает, ведется позиционная борьба… Демократы набирают очки, потому что никому не нравится, что [из-за шатдауна] 800 тысяч человек сидят без зарплат, а половина из них — и не работают, то есть потом не получат никаких денег. И в долгосрочном плане, думаю, это Трампу невыгодно. Поэтому он будет пытаться маневрировать, что-то предлагать.

Трамп уже пошел на — пока формальные — уступки, отказавшись от идеи бетонной стены. И демократы уже почувствовали, что здесь его позиции слабы, и будут дожимать. Сейчас сложно сказать, чем это закончится. Демократы предлагали ассигнования в размере 1,7 миллиарда долларов на, как они это назвали, «меры безопасности на границе». Но Трампу важно продемонстрировать, что он выполняет свои предвыборные обещания — то есть построить стену или барьер. Он работает на свое электоральное ядро, фактически начиная предвыборную кампанию 2020 года.

Если он затянет с выполнением обещания, это ударит по нему. А если будет еще одно падение биржевых акций и перспектива развертывания экономического кризиса, это может привести к очень негативным последствиям для него через полтора года.

То есть все это может перерасти в прямой конфликт с демократами. Сейчас обсуждают еще и новые обвинения в адрес Манафорта и его окружения — там снова просматривается российский след. Трампу нужна какая-то победа, хотя бы частичная, а она пока ему не светит.

Ноябрьское и декабрьское падение дали очень плохой сигнал, и многие экономисты считают, что 2019 год может стать годом развертывания кризиса. А это будет означать завершение этапа экономического роста, увеличение безработицы. И это для Трампа гораздо более угрожающе, чем имиджевые потери из-за стены. Потому что для американцев на каком-то этапе ключевым вопросом всегда становится, как это когда-то сформулировал кто-то из журналистов: «Дурачок, это экономика!». То есть стало ли больше у тебя денег денег в кармане, можешь ли ты покрывать свои расходы? Именно от этого они будут отталкиваться во время голосования в 2020 году. А здесь у Трампа не очень хорошие перспективы. Если что-то драматическое случится с экономикой или финансами в США, шансы Трампа на переизбрание будут мизерными.

Сергей Галака, специалист-американист и профессор Института международных отношений КНУ им. Т. Шевченко.