Представьте себе регион, чьи энергоресурсы способны помочь Западной Европе ликвидировать опасную зависимость от российской нефти и газа. А теперь представьте, что у России имеются ревизионистские претензии на этот самый регион, что Китай усиливает там свое экономическое влияние… а американские политики его просто игнорируют.
Это не какой-то воображаемый регион. Это Центральная Азия. В ее центре находится Казахстан, и происходящие там в последнее время политические события должны вызвать обеспокоенность в Вашингтоне.
Экономика Казахстана ослаблена, и это оказывает колоссальную политическую нагрузку на президента Нурсултана Назарбаева. Он несколько месяцев открыто критиковал свой кабинет, обвиняя его в неумелом руководстве экономикой, а в конце марта буквально заставил членов кабинете подать в отставку.
Истинные мотивы этого радикального решения не совсем понятны. Возможно, Назарбаев просто продемонстрировал свою решимость откликаться на вполне обоснованные политические и экономические недовольства, которые испытывают многие казахи.
Кроме того, в 2020 году в Казахстане должны пройти очередные президентские выборы. Назарбаеву 78 лет, и он является президентом страны с тех пор, как она 27 лет тому назад обрела независимость. Многие сомневаются, что он будет переизбираться. Не исключено, что по этой причине Назарбаев решил назначить новый кабинет министров, который будет более работоспособен, а также предан ему и его семье.
Конечно, это также может указывать на то, что Назарбаев пытается узурпировать власть и еще больше усилить и без того значительное экономическое и политическое влияние своей семьи.
Каковы бы ни были причины отставки кабинета, гораздо важнее то, что будет дальше.
Политическая нестабильность может дать возможность Пекину или Москве усилить свое влияние на Астану. А поскольку Казахстан является важным транспортным коридором, по которому Америка снабжает свои войска в Афганистане, такая нестабильность может оказать прямое и непосредственное воздействие на деятельность США в этой стране.
После 11 сентября США и Казахстан вместе ведут борьбу против экстремизма. Но если Казахстан отвлечется на внутреннюю междоусобицу, он уже не сможет оказывать полезное содействие в решении важных геополитических проблем.
Например, Казахстан помогает урегулировать сложные проблемы в Афганистане не только за счет предоставления транспортных путей, но и занимая дружественную позицию в ООН.
Он также возглавляет так называемый «астанинский процесс», цель которого заключается в прекращении гражданской войны в Сирии. Пока эти усилия ни к чему не привели, но Казахстан все равно заслуживает похвалы.
Кроме того, пристальное внимание Казахстана к ядерному нераспространению вполне соответствует усилиям администрации Трампа по денуклеаризации Корейского полуострова.
По этим причинам Америка должна быть заинтересована в сохранении экономической и политической стабильности в Казахстане. Но нет никаких сомнений в том, что эта страна крайне нуждается в значительных реформах.
В последние годы там происходят позитивные изменения в государственном управлении, однако правительство этой страны по-прежнему не хочет мириться с существованием активной политической оппозиции, свободы выражения и независимых СМИ. Соединенные Штаты, будучи другом Казахстана, должны указать ему на это, сделав так, чтобы Астана не отмела эту критику, назвав ее несправедливой.
Ясно, что Казахстан вступил в период политических перемен, и сроки передачи власти от Назарбаева к преемнику постепенно приближаются. Но будет ли законной эта передача власти?
Незаконный захват политической и экономической власти сведет на нет все реформы, осуществленные в этой стране на сегодняшний день. Он также отпугнет инвесторов, углубит экономические беды Казахстана и серьезно навредит его международному авторитету.
Но важно иметь в виду, что путь к добросовестному государственному управлению долог, и за день его не пройти. Говоря о развитии демократии в Центральной Азии, бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд отметил: «Важно спросить, в каком направлении они движутся. Идут ли они к более свободной политической системе, к более свободной экономической системе, или они двигаются вспять?»
Получив в 1991 году независимость от Советского Союза, Казахстан в целом продвигается в правильном направлении по демократической траектории, хотя порой он делает это со скоростью улитки. Но в преддверии выборов Казахстан оказался на политическом перепутье, где риск отхода от демократии вполне реален.
В стратегии национальной безопасности администрации Трампа говорится, что США стремятся к тому, чтобы «страны Центральной Азии твердо противостояли доминированию держав-конкурентов, не превращались в пристанище для джихадистов и во главу угла ставили реформы».
Соединенным Штатам нужен стабильный, независимый Казахстан, проявляющий себя в качестве регионального лидера по экономическим, военным, энергетическим и государственным вопросам.
У Казахстана есть возможность продемонстрировать такие качества и показать всему миру, что ответственное развитие демократии возможно и приносит свои дивиденды даже в Центральной Азии. У Назарбаева есть шанс войти в историю в качестве великого отца-основателя современного Казахстана.
Вопрос в том, воспользуется ли он этой возможностью, или будет вместе с семьей стремиться к захвату все большей власти?
Следующие 12 месяцев будут чрезвычайно важны. И Америка должна внимательно следить за происходящим.